Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик .

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ оо822230

{б1) Дополнительное к авт. свид-ву В72 З646 (22) Заявлено 211277 (21) 2558016/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 150481.Бюллетень t49 14

Дат& опубликования описания 1504.81 (51)М. Клз

G 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (5З) УДК. 681. Э. .071 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.С. Великанов, В.A. Дегтярев, A.Í. Ма и A.Ñ. Федечкин

Куйбышевский ордена Трудового Красного институт им. В.В. Куйбышева (71) Заявитель ий (54) ОБУЧАКМЦЕЕ УСТРОЙСТВО

По основному авт. св. Р 723646 известно обучающее устройство, содер-. жащее блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который подключен к блоку регистрации, к блоку сравнения ответов, регистру адреса, блоку сравнения адресов и блоку определения .признаков, связанному с блоком управления, блоком сравнения адресов и блоком ,сравнения ответов, подключенным к блоку управления,. связанному со счетчиком ошибок, соединенным с индикаторным устройством и блоком сравне- 20 ния ошибок, подключенным к блоку управления, соединенному с блоком регистрации и регистром адреса, связанным с блоком памяти и блоком сравнения адресов, выход которого подклю- 2 чен ко входу блока памяти 1 .

Недостатком данного устройства является невысокая степень адаптации, вследствие чего невозможна реализация ветвлений в зависимости от вреИзобретение относится к автоматизации учебного процесса и может быть использовано в различных учебных заведенияхх. мени. Механическое объединение устройства, осуществляющего адаптацию по Ошибкам, с устройством, осуществляющим адаптацию по времени, приводит к необходимости расположения на кинопленке большого количества кодов управления, а именно: за каждым кодом возможного числа ошибок должны стоять несколько кодов возможного времени и кодов следующего кадра, что приводит к увеличению трудоемкости программирования, увеличению трудоемкости изготовления адаптивных программ и незкономичному расходу кинопленки.

Это объясняется отсутствием блоков и связей, позволяющих оценивать интенсивность процесса обучения, т.е. оценивать процесс обучения с точки зрения получения наибольшего количества информации учащимся при наи- меньших затратах времени и наименьшем количестве ошибок.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей и повышения точности устройства.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство введены блок оценки быстродействия учебного процесса, блок сравнения кодов интенсивности

822230

65 обучения и генератор, соединенный с блоком оценки быстродействия учебного процесса, подключенным к блоку воспроизведения учебной информации, блоку управления и блоку сравнения кодов интенсивности обучения, который соединен с блоком воспроизведеиия учебной информации, блоком определения признаков и блоком управле ния.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого устройства, на фиг.2 четыре типа кодов кинопленки со схематическим изображением блока воспроизведения, на фиг.3 — пример, поясняющий дидактические принципы работы устройства.

По оси абсцисс отложены возможные ошибки учащегося,по оси ординат время обучения.

Линии И, И, И3 на графике определяют интенсивность процесса обучения.

Знания учащегося, допустившего 01 ошибок за время обучения Т>,эквивалентны знаниями учащегося, допустившего 02 ошибок за время Т, так как оценка, получаемая учащимся, зависит не только от количества допущенных ошибок, но и от времени обучения.

Преподаватель„ например, при выставлении оценки учитывает не только качество решения задачи, но и время ее решения. Поэтому можно заключить, что прямая И характеризует одинаковые знания учащихся и может служить обобщенной характеристикой индивидуальных особенностей и знаний учащихся. Аналогично линии И 2 и И 3 характеризуют соответственно меньший уровень знаний и индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, линии уровней интенсивности могут являться обобщенными критериями для процесса адаптации при обучении и контроле знаний.

Это дает основание использовать показания обобщенного счетчика ошибок и времени чля определения интенсивности процесса обучения. форма и наклон линий интенсивности должна задаваться преподавателем с учетом дидактических особенностей предмета и трудности изложения материала (на фиг. 3 линии И, И z, И (для простоты изображены прямыми).

В предлагаемом адаптивном обучающем устройстве (фиг. 1) блок 1 ввода ответов связан с блоком 2 сравнения ответов и блоком 3 памяти, соединенным с блоком 4 воспроизведения учебной информации, который подключен к блоку 2 сравнения ответов, блоку

5 оценки быстродействия учебного процесса, блоку б сравнения кодов интенсивности обучения б, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов, блоку 9 регистрации, блоку 10 определе.ния признаков, соединеннрму с блоком

3S

11 управления, блоком 6 сравнения кодов интенсивности обучения, блоком

8 сравнения адресов и блоком 2 сравнения ответов, подключенным к блоку

11 управления, соединенному с блоком

9 регистрации, блоком 5 оценки быстродействия учебного процесса и с регистром адреса 7, подключенным к блокам памяти 3, сравнения адресов 8, соединенному с блоком 3 памяти, кроме того, ко входу блока 5 оценки быстродействия учебного процесса подключен генератор (временных импульсов ) 12, а выход блока 5 соединен с блоком б сравнения кодов интенсивности обучения, выход которого подключен к блоку 11 управления.

Блоки 2 сравнения ответов, оценки

5, сравнения кодов интенсивности обучения 6, регистр 7 адреса, блоки срав- нения адресов 8, определения признаков 10, управления 11, генератор 12 временных импульсов объединены в вычислитель 13.

Блок 1 ввода отэетов состоит иэ цифро-буквенных кнопок ввода ответов, дешифратора, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (не показаны).

Блок 3 памяти содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на нее информационными кадрами и кодами управления и реверсивный лентопротяжный механизм (не показаны).

Блок 4 воспроизведения состоит из однотивных фотоэлектрических усилителей, преобразующих фотосигналы в электрические импульсы и усиливающих их (фиг. 2) .

Блок 9 регистрации содержит счетчик ошибок со схемой совпадения на счетном входе, ждущий мультивибратор, дешифратор и индикаторную лампу оценок (не показаны) .

Блок 5 оценки быстродействия учеб-. ного процесса выполнен в виде счетчиков, регистрирующего как ошибки,так и временные импульсы.

В предлагаемом устройстве программа имеет четыре типа кодов 14-17 кинопленки с различными функциями в управлении работой устройства (фиг.2).

Кодл типа 14 содержат код 18 возможного ответа, предназначенный для сравнения с кодом ответа, разряд 19

"Объязательное сравнение", необходимый для безусловного сравнения с кодом ответа, разряд 20 Неправильно предназначенный для занесения одного штрафного блока в блок 9 регистрации, и отличительный признак 21, служащий для опознавания кодов типа 14 вычислителем 13. Отличительный признак 21 содержит такую комбинацию кодов в своих разрядах, которая является запретной для кодов других типов, например, 3-й снизу разряд светлый, а 2-й снизу разряд - темный.

822230.

Коды типа 15. содержат код 22 возможной интенсивности обучения, служащий для сравнения с кодом интенсивности обучения, хранящимся в блоке

5 оценки, разряд 23 "Объязательное сравнение", предназначенный для безусловного сравнения с кодом интенсивности обучения, и отличительный признак 24, предназначенный для опоз- . навания типа кода вычислителем 13 (3-й снизу разряд темный, 2-й снизу разряд светлый).

Коды типа 16 содержат адрес следующего кадра 25, по которому нужно

"искать" следующий кадр и отличительный признак 26, предназначенный для опознавания типа кода вычислителем 13 (2-й и 3-й снизу разряды темные).

Коды типа 17 содержат код 27 кадра, являющийся двоичным номером кадра и предназначенный для сравнения с адресом следующего кадра и отличительный признак 28 (2-й и 3-й снизу разряды светлые) .

В кодах всех типов существует один служебный разряд "Маркер" 29,преднаэ- 25 наченный для формирования разрешающего сигнала на считывание всего кода и необходимый для того, чтобы информация не считывалась с кадров во время движения кинопленки. Сигнал с выхода "Маркерного" фотоэлектрического усилителя 30 подается на остальные фотоэлектрические усилители 3136 в качестве разрешакщего. В работе вычислителя 13 он не принимает учас- 35 тия.

Коды управления на кинопленке-программе расположены группами и чередуются по типам в определенной закономерности.

Предлагаемое устройство работает следующим образом (фиг. 1) .

После ввода ответа учащимся блок ввода ответов 1 подает код ответа в вычислитель 13 и подает сигнал за- пуска лентопротяжного механизма в 45 блок 3 памяти. Во время движения кинопленки управляющие коды проходят мимо фотодатчиков блока 4 воспроизведения, считываются, усиливаются и подаются в вычислитель 13, который 50 ца основе кода ответа и кодов, считываемых с кинопленки, осуществляет поиск нужного кадра. Коды считываются последовательно во время движения кинопленки. Код ответа поступает в блок 2 сравнения ответов. В этот блок поступают сигналы из разрядов блока 4 воспроизведения с фотоэлектрических усилителей, считывающих коды возможных ответов и разряд ".Объяэательное сравнение, а из блока 10 и . 60 определения признаков поступают сигналы считывания кодов типа 14.

В исходном состоянии вычислитель

13 реагирует только на коды типа 14.

При сравнении кода ответа с кодом 65 возможного ответа и при наличии сигнала иэ блока 10, блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления.

Если ни один иэ предусмотренных кодов возможных ответов не сравнился с кодом ответа (учащийся ответил не предусмотренным образом), то придет код типа 14, стоящий последним среди кодов типа 14, в котором содержитII ся разряд "0бъязательное сравнение и при считывании такого кода блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления.

В блок 10 определения признаков поступают сигналы из разрядов блок

4 воспроизведения, занятых отличительными признаками, а из блока 10 поступают разрешающие сигналы о наличии типа кода в блок 2 сравнения ответов,. если считываемый код является кодом типа 14, в блок 6 сравнения кодов интенсивности обучения, если считываемый код относится к типу 15, в блок 11 управления, если код относится к типу 16, и в блок 8 сравнения адресов, если это код типа 17.

Блок 11 управления по сигналу иэ блока 2 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа, и вьщает кратковременный сигнал на запись ошибки в блок регистрации 9 и запись ошибки в блок 5 оценки и, если в сравниваемом коде типа 14 закодирован разряд "Неправильно", который из блока 4 подается в блок 9 регистрации и в блок

5 оценки. то при совпадении двух сигналов блок 9 регистирует ошибку, а содержимое блока 5 оценки увеличивается на единицу.

Из генератора 12 временных импульсов на вход блока 5 оценки поступают временные импульсы с необходимой частотой.

После запоминания сигнала сравнения кода воз .ожного ответа с кодом ответа блоком 11 вычислитель 13 в дальнейшем реагирует только на коды типа 15. При считывании кода типа 15 иэ блока 10 определения признаков rioпадает разрешающий сигнал в блок б сравнения кодов интенсивности обучения, по которому код возможной интенсивности обучения,поступающийиэ блока

4 воспроизведения в блок б,сравнивается с кодом интенсивности обучения, пос тупающим иэ блока 5 оценки в блок б.

При поразрядном сравнении этих кодов блок 6 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления.

Для уменьшения количества кодов типа 15 в этих кодах предусмотрены разряд "Объяэательное сравнение" и, если ведутся ветвления по интенсивности обучения (например, при интенсивности обучения И, должна выдаваться программа повышенной трудности, при интенсивности обучения И долж822230 на выдаваться программа средней трудности и при интенсивности обучения

И должна выдаваться самая легкая программа), то для того, чтобы не перечислять все возможные уровни интенсивности обучения с уровнями интенсивности более И > (т.е. И, И2) последним в подгруппе кодов, относящихся к сравнению коду возможного ответа, ставится код типа 15 с "Объязательным сравнением" (он заменит группу кодов типа 15 с интенсивностью обучения более И,. т.е..И<, И2).

Блок 11 производит запоминание наличия сравнения, и в дальнейшем вычислитель 13 реагирует только на коды типа 16. Первый пришедший код. типа 15

16 обуславливает появление сигнала иэ блока 10 в блок 11, и блок 11 вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса следующего кадра в регистр 7 адреса. Адрес следующего кад- 20 ра, содержащийся в коде типа 16 и поступающий из блока 4 в блок 6 записывается в регистре 7 адреса и запоминается на время поиска следующего кадра. Выдачу разрешающего сигна- 25 ла блок 11 запоминает и повторных сигналов не выдает, а вычислитель

13 в дальнейшем реагирует только на коды типа 17.

Адрес следующего кадра содержит разряд направления движения "Реверс", и если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр 7 адреса подаст сигнал

° в

Реверс,в блок 3 памяти, по котороt

35 му направление движения кинопленки изменится на противоположное.

Блок 8 сравнения адресов производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящего из регистра 7 адреса и кода кадра, приходящего иэ блока 4 воспроизведения, при наличии разрешающего сигнала .из блока 10 определения признаков (о наличии кода типа 17) . При поразряд- 45 ном сравнении блоком 8 выдается сигнал на остановку лентопротяжного механизма в блок 3 памяти.

Применение данного. устройства позволяет испольэовать в учебном процессе адаптивные обучающие программы, учитывающие количество. допущенных учащимся ошибок и время обучения одновременно, причем существенно сокращается время программирования и уменьшается расход кинопленки.

Логические возможности устройства требуют от преподавателя при разработке программ ведение учета как количества ошибок, допущенных учащимся, так и времени обучения, что исключает возможность односторонней разработки программ с учетом лишь одного иэ параметров. Кроме того, ведение учета интенсивности обучения гораздо легче, чем раздельный учет времени и ошибок, так как для каждой учебной дисциплины целесообразна разработка критериев интенсивности обучения, которые для каждой дисциплины являются величинами постоянными. Время программирования в изготовление программы сокращается на 10%, а расход кинопленки — на

5Ъ.

Формула изобретения

Обучающее устройство по авт.св.

9 723646, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей и повышения точности устройства, оно содержит блок оценки быстродействия учебного процесса, блок сравнения кодов интенсивности обучения и генератор, соединенный с блоком оценки быстродействия учебного процесса, подключенным к блоку воспроизведения учебной информации, блоку управления и блоку сравнения кодов интенсивности обучения, который соединен; с блоком воспроизведения учебной информации,блоком определения признаков и блоком управления.

Источники информации, принятые во внимание.-при экспертизе

1. Авторское свидетельство С СР

9 723646, кл. 0 09 В 7/02, 27.10.75 (прототип).