Тренажер оператора систем управ-ления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик.
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ
gii822231 (61) Дополнительное к авт. саид-ву е 732974 (22) заявлено 310778 (21 } 2654074/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 1504.81.Бюллетень Н9 14
Дата опубликования описания 1 0481
t53)N KilЗ
G 09 В 9/00
Государствеииый комитет
СССР ио делам изобретеиий и открытий (53)УДЫ 881.3. .071(088.8) (72) Авторы изобретения
В.К. Курозин, Г.Д. Голубков, П.Е.Ливитчук, B.Ñ. Рязановский и Н.Р. Ульянов (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к техничес-.. ким средствам обучения и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по эксплуатации оборудования (средств связи, радиолокационной техники и т.п.), проверки профессиональных навыков и контроля установленных нормативов по выполнению профилактических (регламентных) работ.
По основному авт.св. 9 732974 известен тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с датчиком временных интервалов и с одним вхОдом блока сравнения, к другому входу которого подключен блок памяти, а к выходу - блок оценки, соединенный с табло оценок.и с датчиком временных ин тврвалов, подключенный к блоку памяти и к блоку задания программ обучения, который соединен с блоком памяти, подключенным к табло предъявления информации, блок моделирования признаков неисправностей систем, блок ввода неисправностей систем и блок ввода программы и масштаба времени, подключенный к датчику временных интервалов и к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком моделирования приэнаков неисправностей . систем, который подключен к табло предьявления информации, датчику временных интервалов и блоку ввода неисправностей систем, соединенному с третьим входом блока сравнения jQ .
Яедостатками указанного тренажера являются отсутствие у обучаемого информации о допущенных в процессе выполнения операций ошибках, необходимость участия обучающегося s обеслечении вспомогательной информации (особенно на первых этапах обучения) обучаемого в виде ответов на вопросы, напоминания численных значений параметров, названия инструментов и др.
Цель изобретения - повышение точности обучения путем введения дополнительной обратной связи тренажеробучаемый s виде автоматической регистрации и выцачи обучаемому информации о допущенных ошибках, обеспечения автоматической выдачи обучаемому вспомогательной (справочной) информации °
Поставленная цель достигается тем, что в тренажер введены формирователь сигналов обращения к справочной информации, подключенный к выходу бло822231 ка ввода программам и масштаба времени и ко входам блока памяти и блока оценки, регистратор справочной информации, соединенный с блоком памяти, и регистратор ошибок, подключенный к блоку сравнения.
На чертеже схематически изображен ,предлагаемый тренажер.
Тренажер содержит блок 1 моделирования признаков неисправностей систем, блок 2 ввода неисправности систем, блок 3 задания программы обучения, блок 4 ввода программы и масштаба времени, датчик 5 временных интервалов, блок 6 памяти, блок 7 ввода ответов, блок 8 сравнения, блок
9 оценки, табло 10 предъявления информации, табло 11 оценок, регистратор 12 ошибок, формиронатель 13 сигналов обращения к справочной информации и регистратор 14 справочной информации.
Тренажер предназначен для обучения процессом выполнения регламентных (профилактических) работ, составляющих основу планово-предупредительной системы технического обслуживания оборудования (например средств связи, радиолокационной техники и др ° ).
Каждыи чз регламентов представляет собой совокупность операций, выполняемых в строг,>й (регламентированной) последовательности. Для проведения каждой операции (в зависимости от профессиональной квалификации оператора и объема операции) отводится определенное время. При выполнении каждой из операций используются определенные измерительные приборы, инструмент, материалы, производятся измерения определенных технических характеристик (параметрон) обслуживаемых средств.
Моделирование процесса .проведения регламентных работ осуществляется н предлагаемом тренажере с помощью блоков 1-4, датчика 5, "табло 10, формирователя 13, и регистратора 14.
ЬО
Блок 2 представляет собой наборное устройство (например клавишное), в котором каждому органу управления (или его положению ) соответствует определенная неисправность и номер неисправного блока. На наборном поле блока 2 размещаются названия типовых неисправностей, которые могут быть обнаружены в процессе проведения регламентных работ.
Блок 1 представляет собой решающее устройство, которое каждой типовой неисправности и номеру неисправного блока ставит в однозначное соответствие совокупность признаков неисправностей: отклонение от нормы определенных параметров, нарушение температурного режима блоков, состояние сигнализации, целостность предохранителей, величины токов и напря>кений в определенных точках схемы.
Кроме того, блок 1 определяет время, предоставляемое обучаемому на отыскание неисправности, производит корректировку работы блока 3.
Блок 4 ввода программы масштаба времени является наборным устройством, устанавливающим номер программы (номер регламента), по которой будет работать блок 3, и масштаб времени, обеспечиваемый датчиком 5 временных интервалов.
Кроме того, с блока 4 как с пульта управления обучающего выдается . разрешение в формирователь 13 на обращение обучаемого к блоку б памяти за справочной информацией.
Блок 3 по выбранному номеру программы (регламента) определяет порядок выдачи информации блоком б памяти и время, отводимое датчиком 5 временных интервалов на выполнение каждой операции.
В блоке 6 памя:и хранится информация по содержанию всех операций регламента: наименование операции, перечень технических параметров,подлежащих контролю-в процессе проведе-. ния операции, пределы изменения величины параметров, соответствующие исправному оборудованию, состав измерительных приборов, перечень инструмента, перечень материала и нормы их расхода.
В порядке, определяемом блоком 3, блок б памяти выдает на табло наименование операции, а на блок 8 — перечень технических параметров, состав измерительных приборов, перечень инструмента и материалов..
Датчик 5 определяет моменты зыдачи информации на табло 10 и блок 8 и время, отводимое на выполнение операции.
Блок 8 предназначен для сравнения информации, поступающей от блока б и блока 2 с информацией, поступающей из блока 7 ввода ответов.
Блок 7 ввода ответов представляет собой наборное устройство, в котором н монотонном порядке расположены ответы по перечню технических параметров, сocòàâó измерительных приборов, перечню инструмента и материалов в полном объеме нсех регламентов (например шести регламентов, принятых для средств связи). В блоке 7 в монотонном порядке расположены ответы по определению неисправностей (наименование неисправностей и номера блоков).
Блок 9 оценки определяет частные (выполнение каждой операции регламента и отыскание неисправности) и обобщенную (выполнение нсего регламента) оценки в соответствии с заданными весовыми коэффициентами правильных и неправильных отнетов. При вычислении оценки блоком 9 учитывается обра822231
В случае, если обучаемому требуются (особенно в начальный период обучения) справочные данные (например допустимые пределы измеряемого параметра, наименование инструмента, расход материала), он обращается с помощью формирогателя 13 к блоку б памяти и получает информацию на регистраторе 14. Если разрешение на запрос справочной информации от обучающего получено (с блока 4), то информация о запросе не поступает с выхода формирователя 13 в блок 9 оценки, а оценка обучаемому не снижается. В случае отсутствия ра. решения на запрос (например при ко гроле выполнения квалификационных нормативов) информация о запросе поступает в блок 9 оценки и производится снижение оценки в соответствии с весовыми коэффициентами, присвоенными каждому вопросу.
Результаты вычисления частной оценки за выполнение операции выдаются блоком 9 на табло 11 и хранятся в блоке 9 до окончания выполнения. всего регламента. По окончании регламента блоком 9 вычисляется обобщенная оценка за выполнение совокупности всех операций регламента.
Моменты выдачи информации блоком б памяти определяются датчиком 5 временных интервалов, работающим следующим образом. Если величина врсмени, затраченная обучаемым, оказалась меньше нормы, то командой для выдачи информации по очередной операции служит окончание предыдущей операции (например нажатие кнопки обучаемям).
Если обучаемый не справился с заданием в установленное время, ему предоставляется дополнительное время.
Размер дополнительного, времени определяется обучающим (например 1,5 величины нормативного времени). Если по истечении дополнительного времени от блока 7 н- поступит информация о выполнении задания, то датчик 5 временных интервалов выдаст команду на смену операции, а задание по предыдущей операции считается невыполненным.
При необходимости усложнения зада-. ния обучающий устанавливает органы управления блока 2 в соответствующие положения. Информация о неисправности поступает на вход блока 1, а о неисправности и номере неисправного блока — на вход блока 8. Блок 1 из числа записанных в его памяти признаков неисправностей выбирает соответствующие введенной информации,, осу" ществляет привязку неисправности к определенной операции регламента, в процессе выполнения которой должна быть обнаружена эта неисправность,и устанавливает время ее устранения.Совокупность признаков неисправностей поступает из блока 1 на табло 10. щение обучаемого к блоку 6 памяти за справочной информацией. формирователь 13 служит для обращения обучаемого к блоку б памяти за справочной информацией, которая выдается на регистратор 14. Разрешение на справку выдается обучающим с блока
4. В случае отсутствия разрешения на запрос каждое обращение к регистратору 14 с помощью формирователя 13 ведет к снижению частной и соответствен- О но обобщенной оценок, выдаваемых блоком оценки 9..
Регистратор 12 в соответствии с результатами сравнения ответов обучаемого с правильными ответами, хранящимися в блоке б памяти, предъявля- ет обучаемому ошибки, допущенные им по каждой операции.
Табло 11 выдает обучаемому част.ные и обобщенную оценки.
Устройство работает следующим об- 20 разом.
Обучающий устанавливает органы управления блока 4 в положения,соот-. ветствующие требуемому номеру рег.ламента и масштабу времени . При 2S этом информация о номере регламента поступает в блок 3 и о масштабе времени — в датчик 5 временных интервалов. Блок 3 в соответствии с номером регламента определяет очередность операций, а датчик 5, управляемый блоком 3, моменты выдачи информации по операциям блоком б памяти, который выдает информацию: на табло 10 наименование операции регламента, на блок 8 — перечень технических параметров, подлежащих измерению, состав измерительных приборов, перечеиь инструмента и материалов.
Обучаемый, получив на табло 10 наименование операции, выбирает иэ 40 числа размещенных на блоке 7 ответов правильных (но его мнению) и вводит их в блок 8. Момент окончания ответа определяется самим обучаемым (например нажатием кнопки). Информация о 45 времени окончания ответа поступает в датчик 5, где величина времени, затраченного обучаемым на выполнение операции, сравнивается с нормативной, а разница величин поступает в блок
9. В блоке 8 информация, поступившая из блока 7, сравнивается с ииформа цией по содержанию операции, поступившей из блока 6. Результаты сравнения поступают в блок 9 и регистратор 12.
Вычисление оценки блоком 9 производится по методу весовых коэффициентов с учетом следующих показателей: правильность ответов, время, затраченное обучаемым на выполнение 40 операции, получение обучаемым справочной информации через блок запроса.
На регистратор 12 обучаемому видаются ошибки, допущенные им в процессе выполнения операции. 65
822231
Формула изобретения
Составитель А. Карлов
Редактор М.Недолуженко Техред Е.Гаврилешко Корректор Н.Стец
Заказ 1861/77 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4.
Обучаемый, анализируя зту совокупность признаков типовой неисправности, должен определить саму неисправность и номер неисправного блока путем выбора правильного (по мнению обучаемого) ответа иэ числа всех возможных ответов блоков, расположенных в монотонном порядке в блоке 7 ввода ответов. Ответы обучаемого сравниваются в блоке 8 сравнения с информацией, поступающей из блока 2, а результаты сравнения поступают в блок 9 оценки и на регистратор 12.
Информация о привязке введенной неисправности к определенной операции и о требуемом времени устранения поступает в блок 3, который корректирует работу датчика 5, вводя поправку на время выполнения операции с учетом времени устранения неисправности. Момент окончания проведения операции и устранения неисправности определяется обучаемым (например нажатием кнопки), о чем сигнал поступает иэ блока 7 в датчик 5 и на вход блока 1. Под воздействием укаэанного сигнала происходит смена признаков неисправностей и наименования операции регламента на табло
10. Оценка правильности определения неисправности с учетом затраченного на ее устранение времени производится аналогично оценке правильности выполнения операции регламента.
Предлагаемое устройство может быть использовано при оснащении специалиэированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по техническому обслуживанию оборудования (например, средств связи, радиолокационной техники и т.п.) и для контроля уровня профессиональной подготовки технического персонала.
Использование предлагаемо-.о изобретения обеспечивает сокращение времени подготовки и сроков освоения новой техники с повышенной точностью подготовки операторов.
Тренажер оператора систем управления по авт. св. 9 732974, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности обучения, он соЯ держит формирователь сигналов обращения к справочной информации, подключенный к выходу блока ввода программы и масштаба времени и ко входам блока памяти и блока оценки, регистратор справочной информации, соединенный с блоком памяти, и регистратор ошибок, подключенный к блоку сравнения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Ю 732974, кл. G 09 В 9/00,1977 (прототип).