Способ сборки под сварку и сваркина универсально-сборочном сварочномприспособлении об'емных kapkacob изэлементов прокатного профиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапистических

Республик

<1823048 (61) Дополнительное к авт. свид-ву —..

1 (22) Заявлено 04.07. 79 (21) 2789933/25-27 (51) М. Кл.

В 23 К 37/04 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 230481. Бюллетень Ио 15

Дата опубликования описания 230481 (53) УДК 621.791. .039 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г-—

В. И. Умнов и M. Д. Скороэ одоМЯ.:". . . "> .:-"1.3 " " -6, (1Н.Ф. Яковлев, (73 } Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ПОД СВАРКУ И СВАРКИ НА УНИВЕРСАЛЬНОСБОРОЧНОМ СВАРОЧНОМ ПРИСПОСОБЛЕНИИ ОБЪЕМНЫХ

КАРКАСОВ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОКАТНОГО ПРОФИЛЯ

Изобретение относится к сварке, а именно к способу сборки под сварку и сварки на универсально-сварочном приспособлении объемных каркасов из элементов прокатного профиля, и может быть использовано в приборостроительной, радиотехнической, электротехнической промышленности с мелкосерийным и опытным производ10 ством, где используются изделия преимущественно каркасных конструкций °

Известен способ последовательной сборки и сварки конструкций с ис пользованием универсально-сборочных сварочных приспособлений (УССП).

Этот способ применяется в связи с тем, что насыщенность рабочего объема каркаса конструктивными элементами часто бывает такова, что разместить и закрепить все эти элементы на универсально-сборочном сварочном приспособлении за один прием не представляется возможным. В этом случае каркас расчленяют на отдельные узлы, которые предварительно собирают и сваривают с необходимой точностью на универсально-сборочных сварочных приспособлениях, а затем окон.чательно собирают и сваривают на приспособлении эти узлы в комплексе P1) .

Известен также способ изготовления контейнера и монтажа теплоизолированного и герметичного резервуара, состоящего из этих контейнеров.

По этому способу сварку резервуара производят последовательно. Сна-, чала сваривают в приспособлении контейнеры, образуя промежуточные сборочные узлы, а затем в другом приспособлении их приваривают один к другому, образуя герметичный резервуар Г21

Известен последовательный способ сборки и сварки каркасов, в котором сначала на универсально-сборочном приспособлении собирают и сваривают отдельные рамы каркаса, а затем с помощью вертикальных плит и прижимных устройств эти рамы компонуются в приспособлении и сваривают в комплексе f3). .Недостаток указанного способа с учетом конструкции имеющихся элементов приспособления (плиты, опоры, зажимы) заключается в том, что при проведении комплексной сборки и сварки необходимо установить на базовой плите для сварки каркаса минимум че823048 тыре вертикальные опоры приспособления ° Используемые во взаимодействии с ними прижимы и зажимы универсального типа не достаточно удобны для крепления деталей каркасов, так как они не имеют эффективных элементов фиксации свариваемых деталей в требуемых координатах. Последовательная сборка и сварка пространственных конструкций с использованием указанных элементов УССП не удобна, трудоемка в работе (громоздкость конструкции приспособления, недостаточная доступность к местам сварки), что снижает производительность труда рабочих и ухудшает качество работы.

Известен способ последовательной сборки и сварки каркасов на универсально-сборочном сварочном приспо- соблении, при котором сначала собирают приспособление для сварки нижней рамы, затем верхней рамы каркаса, 2Q так как верхняя и нижняя рамы конструктивно отличаются друг от друга.

После этого собирают комплексное приспособление для сборки и сварки каркаса 4 ).

2S

Недостатком данного способа сборки и сварки изделия на УССП является то, что в случае сборки и сварки простого каркаса собирают не менее трех приспособлений. Остаются те же недостатки, что и в предыдущем примерегромоздкость компоновки УССП, когда при комплексной сборке приспособления устанавливают минимум четыре вертикальные опоры как для фиксации и крепления элементов конструкции боковых рам, каркаса, ч ак и предварительно сваренной верхней его рамы. о Известен способ сборки под сварку и сварки на универсально-сборочном приспособлени объемных каркасов из 40 элементов прокатного профиля, при котором последовательно собирают элементы в приспособлении и сваривают их между собой Г51.

Недостатком указанного способа яв- 45 ляется низкая точность сборки изделий.

Цель изобретения — повышение точности сборки изделий.

Указанная цель достигается тем, что предварительно собирают и.сваривают боковые рамы каркаса, с которыми затем собирают и сваривают остальные элементы объемного каркаса, при этом одну из боковых рам используют в качестве стоек.

Устройство для реализации способа, содержащее универсальную плиту, стойки, упоры, прижимы и крепежные элементы, оснащают удлинителями стоек и траверсами по числу удлинителей, 69 при Этом каждый удлинитель соединен с боковой гранью стойки, а каждая траверса соединена с торцом удлинителя, при этом количество стоек равно двум и они расположены со стороны размещения одной боковой рамы каркаса, а со стороны размещения второй боковой рамы каркаса. на универсальной плите и траверсах размещены упоры.

На фиг. 1 схематически изображено приспособление со свариваемым каркасом, общий вид, разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 2 — вид A на фиг.1; на фиг. 3 — фрагмент траверсы с удлинителем; на фиг..4 — вид Е на фиг. 3; на фиг. 5 — удлинитель устройства, вид спереди; на фиг. б вид И на фиг. 5; на фиг. 7 — вид Ж на фиг. 5; на фиг. 8 — разрез Д-3 на фиг. 3; на фиг. 9 — разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 10 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 11 †.траверса, вид спереди; на фиг. 12 — вид К на фиг. 11; на фиг. 13 вид Л на фиг.11.

Способ последовательной сборки под сварку каркаса на универсальносборочном сварочном приспособлении, состоит в том, что сборку и сварку деталей каркаса проводят в два этажа.

Сначала на УССП собирают и сваривают боковые рамы 1 и 2 каркаса.

Затем проводят общую его сборку на

УССП с набором необходимых элементов — зажимов 3, универсальной плиты 4, стоек 5 и б и других фиксирующих и крепежных узлов и деталей.

Технология общей сборки состоит в том, что сначала фиксируют и закрепляют в вертикальной плоскости только одну из рам 1 каркаса на стойки 6 и зажимы З.Далее выбирают по размеру каркаса элементы УССП, которые устанавливают по высоте в размер этой рамы. Вторую раму устанавливают в плоскости верхнего основания каркаса вместе с уголками 7 на упоры УССП, а в плоскости нижнего основания вместе с уголками 8 на зажимы 3 и закрепляют их в этом положении. Система упоров и зажимов УССП обеспечивают строгую фиксацию элементов каркаса в заданном положении. При этом не требуется ее фиксация и крепление в вертикальной плоскости,как это делали с первой рамой. Для элементов

УССП в верхней плоскости каркаса вторую раму используют как элемент опоры. Каркас готов к проведению сварочной операции.

После сварки каркаса частично разбирают приспособление, высвобождая детали от крепежных элементов.

Извлечение каркаса из приспособления проводят в сторону рамы 2. Далее при необходимости, процесс сборки под сварку деталей повторяется.

Осуществление указанного способа сборки деталей каркаса под сварку возможно при наличии устройства, которое состоит из удлинителя 9(фиг.3,4) и траверсы 10. Удлинитель 9 соединен со стойкой 5 в заданный размер по высоте. Он представляет собой крон823048 штейн в виде угольника 11, основание раму 1 и два уголка 8. Раму 1 зак1 которого выполнено в виде опорной пло- репляют на установленных на основащадки 12. Кронштейн 11 снабжен шпо- нии стойках 5 зажимами 32 обеспеI ночным пазом 13 для того, чтобы со- чивая таким образом, перпендикулярпрягаясь со шпоночным пазом 14 стой- ность Рамы 1 к плите 4, а значит и ки 5, рабочая поверхность площадки 5 к основанию каркаса.

12 всегда была параллельна базовому Затем устанавливают под сварку основанию. Площадка 12, в свою оче- в верхнем ос нов ании к аркаса два уголредь, имеет по длине шпоночный паз ка 7, а также обеспечивают нужное

15, который обеспечивает при взаимо- положение относительно Рамы 1 Рамы действии со шпоночным пазом 16 тра- 10 2 и ее перпендикулярность к плите 4, версы перпендикулярность траверсы а значит и параллельность рамы 2 к к оси симметрии, проходящей через раме 1. Для выполнения этой операции шпоночный паз 15 площадки 12. Крон- на каждую стойку 5 устанавливают в штейн 11 также имеет пазы 17 для размер высоты рамы 1 удлинители 9 и закрепления удлинителя 9 болтами 18 закрепляют их болтами 18. Далее выбина стойке 5, а площадка 12 снабжена рают по длине траверсу 10, устанав15 крепежными отверстиями 19. линают ее одним концом на площадку

Один конец траверсы 10 закреплен 12 удлинителя 9, фиксируя в шпоночна опорной площадке 12 удлинителя 9, ном пазу 16 и отверстии 30, и зака другой служит опорой для подвижного Репляют через отверстия 19 на плоупора 20 с прижимом 21. Подвижный .20 щадке 12 и аналогичные отверстия в упор выполнен в виде соединения план- Уголке ки 22 с корпусом 23, которые в сече С помощью подвижного упора 20, нии представляют ласточкин хвост. размещенного на другом конце траКорпус, н,сною очередь,.снабжен версы 10 и ограничителя упора 24 прижимом 21 и упорной ограничительной )5 обеспечивают пРавильное Расположепланкой 24 с уступом. ние рамы 2 относительно рамы 1 и

Фиксация и закрепление корпуса 23 перпендикулярность ее к плите 4 в нужном положении осуществляется с приспособления, прижимая ее к упору . помощью винта 25, соединенного с 20 прижимом 21, одновременно обеспланкой 22. печинают и заданное расстояние между рамами 1 и 2, уголки 7 закрепляОсновой транерсы 10 служит уголок ют к горизонтальной полке уголков

26, на вертикальной полке которого 26 с помощью упоров 27 и прижимов размещаются упорные планки 27 с ус- 28. При установке в размер чертежа тупом, а на горизонтальной плоскости- уголков 7 учитывают что их гори35

l прижимы 28. зонтальные полки должны быть в одной

Упорные планки 27 и прижимы 28 плоскости с горизонтальными полками устанавливаются и закрепляются с по- уголков рам 1 и 2, а вертикальные мощью отверстий 29 уголка 26, распо- полки должны быть в одной плоскости ложенных по шагу. Для четкой фикса- с вертикальными полками уголков 8 ции уголка 26 на площадке 12 относи- 40 каркаса. тельно базоной вертикальной рабочей Уголок 26 траверсы 10 благодаря поверхности стойки 5 в шпоночном па- шпоночным пазам 15 и 16 и отверстиям эу 15 площадки 12 и н шпоночном па- 29 устанавливают в такое положение з 16

I у 16 уголка 26 выполнены отверстия что вертикальные полки уголков 7 кар30. Шпоночный паз 16 уголка 26 также 45 каса, опираясь на уступы упоров 27 и снабжен отверстиями 31, сопрягаемыми будучи закрепленные .прижимами 28, с отверстиями 19.. Стойка 5 снабжена размещаются в одной плоскости с нертиповыми зажимами 32. тикальными полками уголков 8 нижнего

Например, необходимо собрать и основания каркаса сварить каркас в виде параллелепи50 Горизонтальные полки уголкон 2

3 траверс 10 опираются на полки уголков

Сначала по способу последователь- рамы 1 и 2, а уголки 7 прижимают приной сварки каркасных конструкций со- жимами 28 к уголку 26 траверсы 10, бирают известными методами из типо- что обеспечивает размещение горизонвых элементов УССП для сборки и свар- тальных полок уголков 7 в одной плоски две боковые рамы 1 и 2. кости с уголками рам. Дня удобства

Для проведения комплексной сборки сварки уголкон 7 к рамам 1 и 2 угол и снарки каркаса собирают универсаль- ки 7, благодаря уступам в упорах 27, ную плиту. Выбирают дне стойки 5 и выступают за вертикальную полку угол/ восемь зажимов, а также другие за- ка 26 на несколько миллиметров. жимные и крепежные детали УССП. 60 После сварки каркас высвобождают

На рабочих поверхностях плиты 4 ус- от крепежных элементов, транерсы 10 тананлинают н размер периметра ниж- снимают с удлинителей 9 и вынимают него основания каркаса зажимы 3 (по его из сварочного приспособления в два зажима с каждой стороны), с по- сторону рамы 2, так как здесь отсутмощью которых Фиксируют и закрепляют 65 ствует прегр па, имеющаяся с другой

823048

Гстороны в виде стоек 5. При повторном размещении деталей следующего каркаса, из серии подготовленных к сварке, траверсы 10 устанавливают на свои фиксационные элементы удлинителя 9, закрепляют их в этом положении и приспособление Готово к приему следующих деталей каркаса.

Положительный эффект достигается во,взаимосвязи предлагаемого способа с устройством для его реализации.

Конструктивно устройство разработано таким образом, что благодаря наличию траверс 10 и возможности размещения их необходимого количества в верхней рабочей зоне сварочного приспособления, достигается воэможность размещения в этой зоне нужных свариваемых элементов каркаса, чего нельзя достичь без установки дополнительных стоек и др. элементов

УССП в известном устройстве. 20

Преимуществом предлагаемого способа и устройства является также то, что для съема каркаса из приспособления существенно уменьшается время на де" монтаж приспособления, необходимо .щ только освободить каркас от траверсы и крепежных элементов - прижимов и зажимов и выдвинуть его из приспособления в сторону рамы 2 в транспортное устройство. Приспособление после этого готово для приема элементов нового каркаса, чем существенно экономится время слесарей-сборщиков.

Предлагаемый способ и устройство для его осуществления позволяет экономно использовать рабочие поверхности УССП с минимальным привлечением при сборке других элементов приспособления, что позволяет в рабочем объеме УССП собирать сложные изделия под сварку. 40

Применение способа последовательной сборки под сварку сложных изделий с использованием элементов свариваемого иэделия в качестве деталей приспособления при одновременном при- 4g менении устройства фиксации и крепления этих элементов, по сравнению . с известной сборкой УССП на 308 уменьшает количество используемых в сборке

-элементов приспособлений, что поз- О воляет с учетом уменьшения затрат времени на сборку-демонтаж приспособления сократить трудоемкость слесар.но-сборочных работ под сварку на 40%.

Предлагаемый способ и .устройство для ceo реализации упрощают сборку универсально-сборочных сварочных прис пособлений, снижают трудоемкость сборочно-разборочных работ при проведении сварки изделий преимущественно каркасного типа, повышают точность сборки изделий под сварку.

Формула изобретения

1. Способ сборки под сварку и сварки на универсально-сборочном приспособлении объемных каркасов из элементов прокатного профиля, при котором последовательно собирают элементы в приспособлении и сваривают между собой, о т л.и ч а юшийся тем, что, с целью.повышения точности сборки изделий, предварительно собирают и сваривают боковые рами каркаса, с которыми затем собирают и сваривают остальные элементы объемного каркаса, при этом одну из боковых рам используют в ка честве стоек устройства.

2. Устройство для реализации способа по п. 1, содержащее универсальную плиту, стойки, упоры, прижимы и крепежные элементы, о т л и ч а ющ е е с я тем, что оно оснащено удлинителями стоек и траверсами по числу удлинителей, при этом каждый удлинитель соединен с боковой гранью стойки, а каждая траверса соединена с торцом удлинителя, при этом количество стоек равно двум и они расположены со стороны размещения одной боковой рамы каркаса, а со стороны размещения второй боковой рамы каркаса на универсальной плите и траверсах размещены упоры.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Николаев Г.A. и др. Расчет>проектирование и изготовление сварных конструкций. М., "Высшая школа", 1971, с. 296, рис. 13-15.

2 ° Патент C2IA 9 4023726, кл. В 23 К 31/02, 17.05.77.

3. ONPTN, ч. 3 5436-006-67„ с.104, 157, рис. 92.

4. Рудин Ю. С. и др. Универсальнопереналаживаемая оснастка на плитах для сборочно+сварочных работ, М., "Машиностроение", 1975, с. 14, рис.1, 3 в, 14.

5. Универсально-сборная переналаживаемая оснастка. НИНИН. Харьков, 1973, с. 32, рис 15 (прототип) .

823048

f3

ЯО

Фиг. 7

Фиг. У

Фиг.8

Фиг. 10 л г9

Вид К

Фиг. fZ — 29 дид Л

Фиг.!3

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектна ., 1

Составитель В, Писаренко

Редактор О. Малец Текред M. Рейвес КорректорН.Швыдкая

%аказ 19 714 Тираж 1148 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5