Устройство контактной сети в зонетехобслуживания электротранспорта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцналнстнческнк
Республнк
< /823189 (61) Дополнительное к авт. свид-ву—
\ (22) Заявлено 20.12 78 (21) 2697808/27-11 (51) М.К .
В60М!/08//
В 60 S 3/40 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гаеударетвенный камнтет (53) УДК 621.332..3 (088.8) Опубликовано 23.04.81. Бюллетень №15
Дата опубликования описания 28.04.8! но делам нзобретеннй н вткрытнй
Г. 3. Зайниев, Н. Х. Волос и В. М. Соболь (72) А вторы изобретения .
Г "--.
Октябрьское троллейбусное депо Киевского трамва4!)о ; троллейбусного управления
/ (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТАКТНОЙ СЕТИ В ЗОНЕ
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в зонах техобслуживания электротранспорта, снабженных. участками контактной сети с пониженным напряжением.
Известно устройство контактной сети в зоне техобслуживания электротранспорта, содержащее контактные провода соответственно с рабочим и пониженным напряжением, общий провод, основной отрезок контактного провода, секционный изолятор, включенный между основным отрезком контактного провода и контактным проводом с рабочим напряжением, и резисторы (!).
Недостатком его является невысокая надежнос ь, заключающаяся в том, что во время выезда электротранспортного средства из зоны техобслуживания токоприемник срывается с отрезка контактного провода, если электротранспортное средство не остановлено до того момента, как токоприемник пройдет место закрепления отрезка контактного провода. Срыв токоприемника может привести к поломке его или выходу из строя элементов контактной сети. Кроме того, требуется дополнительное повышенное внимание водителя электротранспортного средства, для обеспечения выезда электротранспортного средства необходимы также затраты ручного труда и времени, связанные с перестановкой. токоприемника (штангу) с отрезка контактного провода на кон«тактный провод с рабочим напряжением вне зоны, обслуживания. Для электротранспортных средств с токоприемниками типа «пантограф» (для трамваев, электровозов), которые не могут переставляться с одного контактного провода на другой, известное тех10 ническое решение не может быть использовано.
Цель изобретения — повышение надежности и электробезопасности участка контактной сети в зоне техобслуживания электротранспорта.
Цель достигается тем, что устройство снабжено электромагнитным реле, контакторами и дополнительным отрезком контактного провода, расположенным в разрыве между контактным проводом с пониженным напряжением и основным отрезком контактного провода, подключенным через контакт йервого контактора к контактному проводу с рабочим напряжением, а через последовательно соединенные кон-.акт второго кон823189 тактора и резистор — с дополнительным отрезком контактного провода, соединенным через встречно включенный диод и электромагнитного реле включены параллельно первый и второй контакторы и электрический звонок.
На чертеже представлен пример выполнения участка контактной сети в зоне техобслуживания троллейбусов.
Участок контактной сети содержит контактные провода 1 и 2 с пониженным и рабочим напряжением, подключенные соответственно к источникам питания с пониженным и рабочим напряжением (на чертеже не показаны), основной 3 и дополнительный 4 отрезки контактного провода,общий провод 5, электромагнитное токовое реле с обмоткой 6, замыкающим 7 и размыкающим 8 контактами, резистор 9, первый и второй коммутирующие элементы, выполненные, например, как контакты 10 первого и 11 второго контакторов с обмотками 12 и 13, подключенными к источнику питания, например к источнику питания с пониженным напряжением, через замыкающий 7 и размыкающий 8 контакты реле. Обмотка 6 реле через диод 14 подключена к контактному проводу 1 и дополнительному отрезку контактного провода 4, подключенному через резистор 9 и контакт 10 первого контактора к основному отрезку контактного провода 3, который подключен к контактному проводу 2 с рабочим напряжением через контакт 1! второго контактора. Основной отрезок контактного провода 3 отделен от прилегающего конца контактного провода 2 с рабочим напряжением посредством секционного изолятора 15, содержащего обесточенный отрезок контактного провода
16. Параллельно с обмоткой 12 первого контактора подключен электрический звонок 17.
На чертеже дополнительно показана силовая цепь 18 троллейбуса с токоприемниками 19 и 20, содержащая двигатель 21, реостат 22 и контакт 23, связанный с ходовой педалью 24.
В исходном состоянии, в отсутствие троллейбусов на участке контактной сети, реле выключено, контаКт 10 первого контактора разомкнут; контакт и 11 второго контактора замкнут. При движении троллейбуса по инерции, когда ходовая педаль 24 отпущена, при переходе токоприемника- 19 с контактного провода 1 на отрезок контактного провода 4 и далее на отрезок контактного провода 3 изменений в схеме не происходит.
После перехода токоприемника 19 на отрезок контактного. провода 3, подключенный контактом 11 второго контактора к источнику рабочего напряжения, и при последующем переходе его на контактный провод 2 с рабочим напряжением водитель управляет троллейбусом обычным способом: нажимает на ходовую педаль 24, при этом включается контакт 23, постепенно шунтируются секции реостата 22, ток двигателя 21 плавно возрастает, троллейбус плавно набирает скорость, токоприемник 19 переходит на контактный провод 2,.и троллейбус выезжает из зоны.
Если при движении троллейбуса в зоне техобслуживания его силовая цепь включена, т.е. нажата ходовая педаль 24, то при переходе токоприемника 19 с контактного провода 1 с пониженным напряжением на отрезок контактного провода 4 включается реле, так как по его обмотке 6 проходит ток по цепи: контактный провод 1 — обмотка 6 реле — диод 14 — отрезок контактного провода 4 — токоприемник 19 — силовая цепь
1 троллейбуса — токоприемник 20 — общий провод 5. Реле своим размыкающим контактом 8 выключает обмотку 13 второго контактора, контакт 11 которого отключает отрезок контактного провода 3 от источника рабочего напряжения. А замыкающий контакт
2Р 7 реле обеспечивает замыкание контакта 10 первого контактора. При переходе токоприемника 19 с отрезка 4 на отрезок 3 контактного провода реле остается включенным благодаря току, протекающему по цепи: контакт 5 ный провод 1 — обмотка 6 реле — диод 14-резистор 9 — контакт 10 первого контактора — токоприемник 19 — силовая цепь троллейбуса — токоприемник 20 — общий провод 5. Сопротивление резистора 9 таково, что величина тока, протекающего по указанзр ной цепи, достаточна для удержания реле во включенном состоянии, но недостаточна для обеспечения движения троллейбуса. Троллейбус останавливается. Для обеспечения дальнейшего передвижения троллейбуса водитель предварительно отпускает ходовую педаль 24, при этом размыкается контакт 23 троллейбуса, разрывается цепь тока обмотки 6 реле. Реле выключается и своими контактами 7 и 8 обеспечивает размыкание контакта 10 первого контактора и замыкание
4р контакта 11 второго контактора, подключающего отрезок контактного провода 3 к источнику рабочего напряжения, т.е. к отрезку контактного провода 3 после перехода на него токоприемника троллейбуса рабочее напряжение подается только после вык45 лючения силовой цепи троллейбуса (после сброса ходовой педали). Это исключает рывки троллейбуса при резком возрастании тока в его силовой цепи, которые имеют место, если рабочее напряжение появилось в силовой цепи троллейбуса в тот момент, когда его педаль нажата и часть реостата 22 троллейбуса или весь реостат зашунтирован.
Дальнейшее управление троллейбусом производится, как и в первом случае, обычным способом.
Ss Диод 14 исключает попадание рабочего напряжения на отрезок контактного провода 1 с пониженным напряжением. Звонок 17, включающийся при срабатывании реле. мо823189
Формула изобретения
Составитель А. Наумов
Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетняк
Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор В. Лазаренко
Заказ 1971/21 жет быть использован как сигнал водителю троллейбуса об отпуске ходовой педали.
Помещение отрезков контактного провода в разрыве между контактными проводами с рабочим и пониженным напряжением и соответствующие подключения их через управляемые электромагнитным реле коммутирующие элементы обеспечивают автоматические переключения в участке контактной сети при перемещении электротранспортного средства и в зависимости от местонахождения электротранспортного средства и положения ходовой педали или контроллера последнего.
При этом исключается QIIBcHocTb срыва токоприемника с отрезка контактного провода, что повышает надежность, а также улучшаются условия эксплуатации участка контактной сети, поскольку отпадает необходимость перестановки токоприемника. Исключение необходимости перестановки токоприемника позволяет расширить область применения изобретения, т.е. оно может быть использовано также для электротранспортных средств, имеющих токоприемники других видов, например, mr ::пантограф».
Устройство контактной сети в зоне техобслуживания электротранспорта, содержащее контактные провода с рабочим и пониженным напряжением, общий провод, основной отрезок контактного провода, секционный изолятор, включенный между основным отрезком контактного провода и контактным проводом с рабочим напряжением, и резисторы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и электробезопасности, устройство снабжено электромагнитным реле, контакторами и дополнительным отрезком контактного провода, расположенным в разрыве между контактным проводом с пониженным напряжением и основным отрезком контактного провода, подключенным,через контакт первого,контактора к контактному проводу с рабочим напряжением, а через последовательно соединенные контакт второго контактора и резистор— с дополнительным отрезком контактного провода, соединенным через встречно включенный диод и электромагнитное реле с контактным проводом с пониженным напряжением, между которым и общим проводом через контакты электромагнитного реле включены параллельно первый и второй контакторы и электрический звонок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 613932, кл. В 60 М 1/08 В 60 S 3/04, 05.07.78 (прототип) .