Способ определения жесткости упру-гих элементов исполнительного mexa-низма
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ц823929 (6f) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 020779 (21) 2791456/25-28 с присоединейием заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 230481. Бюллетень М 15 (з )м. к.
G 01 М 5/00
Государственный комнтет
СССР по делам изобретений н открытий (5З) УАК531. 781. 2:
539 3(088 8) Дата опубликования описания 2304.81 (72) Автор . изобретения
Н.В.Мельников
{71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ EECTKOCTH УПРУГИХ
ЭЛЕМЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Изобретение относится к исследов няю упругих свойств узлов машин, в частности к способам определения жесткости элементов исполнительных механизмов, например, роботов, и может быть использовано для определения жесткости механической части электроприводов.
Известен способ определения жесткости упругих элементов узлов исполнительных механизмов путем приложения к испытуемым узлам нагрузки и
Измерения перемещения узлов (1).
Однако, вследствие -приложения нагрузки, не исключена возможность повреждения исследуемого механизма при определении жесткости его упру гих элементов.
Наиболее близким к предлагаемому является способ (.2) определения жесткости упругих элементов исполнИтельного механизма, заключающийся s том, что затормаживают выходной вал исполнительного механизма, создают нагрузку на входном валу механизма приложением вращающегося момента задан« ной величины, измеряют угловую де- 30 формацию от действия этого момента и вычисляют жесткость по формуле
М
С
d9 где М вЂ” вращающий момен т; вЧ вЂ” угловая деформация;
С вЂ” жесткость упругих элементов °
Однако при определении жесткости этим способом также не исключено повреждение исследуемого механизма, вследствие прикладывания к входному валу исследуемого механизма значительных моментов затормаживания выходного вала.
Цель изобретения — исключение повреждения исследуемого механизма
BPH e eHHH e T O TH его упругих элемен тов е
Поставленная цель достигается тем, что устанавливают на входе и выходе механизма по идентичному тахогенератору,создают вращающий момент зада@ной величины на входе механизма с помощью двигателя постоянного тока при отсутствии момента сопротивления и разомкнутых якорных обмотках тахогенераторов, измеряют время, в течение которого вращающий момент уравновешивается силами упругой
823929 деформаиии элементов механизма, выключают двигатель постоянного тока, и после его полной остановки, завжкают якорные обмотки тахогенераторов и вновь создают вращающий момент той же величины на входе механизма, измеряют разность ЭДС тахогенераторов и момент времени, равный измеренной величине, а затем вычиспяют жесткость по формуле
МСеФ
С 10
J
Ь Et где С - жесткость упругих элементов;
М -вращающий момент;
Ср -конструктивная постоянная; ° (5
Ф -поток возбуждения тахогенераторов; ь Е -разность ЭДС тахогенераторов;
t -время, в течение которого щ вращающий момент уравновешивается силами упругой деформации элементов механизма.
На чертеже представлена схема устройства, реализующая предлагаемый способ.
Устройство содержит измерительный блок 1, ссстоящий из жестко связанных тахогенератора 2 и двигателя 3 постоянного тока, который посредством жесткой муфты 4 соединен с валом двигателя 5 исполнительного механизма б. Двигатель 5 через упругое звено
7 соединен с входным валом исполнительного механизма б, к выходному валу которого посредством жесткой муфты 8 присоединен тахогенератор 9, идентичный тахогенератору 2 ° Ключ
10 служит для встречного соединения якорных обмоток тахогенераторов 2 и 9.. 40
Определение жесткости с помощью этого устройства осуществляют следующим образом.
Создают вращающий момент М заданной величины на входе двигателя 5 45 при отсутствии момента сопротивления. Для этого скачком увеличивают электромагнитный момент двигателя
3 до заданной величины M = const.
Измеряют вРемя t., в течение котоРого 5О вращающий момент М уравновешивается моментом (М „р
Для этого сигнал ЭДС тахогенератора
2 подают на вход осциллографа (на схеме осциллограф не показан), по которому фиксируют мсмент времени, когда ЭДС тахогенератора 2 достигнет максимума и начнет уменьшаться.
Этот момент времени характерен равенством М = Мудр.дел, так как до . Щ этого момента времени инерционная масса механизма 6 начинает разгонЯтьсЯ (М > М др зФ), а после- этого момента времени масса замедляется (м c MgQQ,py+ ) .. 65
Затем выключают систему электропривода блока 1 и,после полной остановки двигателя 3, замыкают ключом
10 якорные обмотки тахогенераторов
2 и 9.. Вновь создают вращающий момент М - const той же величины на входе двигателя 5 и измеряют с помощью осциллографа разность р Е ЭДС тахогенераторов в момент времени равный измеренной величине. Затем искомую жесткость .вычисляют по формуле
МСеФ
С
1 где С вЂ” жесткость упругих элемен.тов;
М вЂ” вращающий момент;
Сз — конструктивная постоянная;
Ф вЂ” поток возбуждения тахогенераторов 2 и 9; — время, в течение которого вращающий момент уравновешивается моментом, создаваемым силами упругой деформации.
Для повышения точности определения жесткости, процесс измерения повторяют несколько раз и жесткость
onðåäåëÿþò по формуле
С
С
1 п где n — число измерений.
Предлагаемый способ не требует .. жесткой зделки вала исследуемого механизма. Поломка и повреждение исследуемого механизма и его двигателя исключены.
Если двигатель исследуемого механизма питается от источника постоянного тока, то применение специального двигателя постоянного тока не требуется.
Формула изобретения
Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма, заключающийся в том, что создают, нагрузку на входном валу механизма и измеряют деформацию упругих элементов от действия этой нагрузки, отличающийся тем, что, с целью исключения повреждения исследуемого механизма при
Рпределении жесткости его упругих элементов, устанавЛивают на входе и выходе механизма по идентичному тахогенератору, создают вращающий момент заданной величины на входе механизма с помощью двигателя постоянного тока-при отсутствии момента сопротивления и разомкнутых якорных обмотках тахогенераторов, измеряют время, в течение кбторого вращающий момент уравновешивается сила° ми упругой деформации элементов меха823929
На дход осцилвогра а
Составитель О.Мельников
Редактор Н.Кончицкая Техред Н.Майорош
Корректор Н. Стец
Заказ 2089/57 Тираж 907
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 низма, выключают двигатель постоянного тока и, после его полной остановки замыкают якорные обмотки тахогенераторов и вновь создают вращающий момент той же величины на входе механизма, измеряют разность ЭДС тахо= генераторов в момент времени, равный измеренной величине, а затем вычисляют жесткость по формуле
МСеФ
С = ------ 1
ЬБ1 где С вЂ” жесткость упругих элементов;
М вЂ” вращающий момент;
Се — конструктивная постоянная; дŠ— разность тахогенераторов; время, в течение которого
М уравновешивается силами упругой деформации элементов механизма, Ф вЂ” поток возбуждения тахогенераторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Федоров В.П. Разработка и Исследование быстродействующих систем управления скоростью в электроприводах с упругими меканическими звеньями..Диссертация, МЭИ, гл. 3, с. 81-83, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 381842, кл. G 01 И Й/00, 1973 (прототип).