Устройство для управления движениемводного транспорта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

«ц824 266

; ©N (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 0406.79 (21) 2773802/18-24 (51) M. Кл.

G G 3/00 с присоединением заявки ¹ (23) Г1риоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 230481Бюллетень Nо 15

Дата опубликования описания 230481 (53) УДК бейб.оЬ7 (088. 8) f .; l

I !

« (72) Автор изобретения

Б.В. Нилов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОДНОГО

ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к световой сигнализации и предназначено для управления движением водного транспорта по фарватеру. 5

Известны створные устройства, которые для обеспечения осевой ходовой и боковых предупредительных зон движения транспорта по фарватеру формируют разноцветные кодовые сигналы, путем синхронного перемещения (сканирования) в секторе горизонтальной плоскости цветных пучков света от двух источников, расположенных на качающейся платформе, связанной через кулачковый механизм с электроприводом, В результате, в ходовой зоне чередуются равные по длительности красные и зеленые проблески света, а в боковых предупредительных зонах наблюдаются разные по длительности цветные проблески (,справа преобладают по длительности красные проблески, а слева зеленые L $1) .

Известно также устройство, имеющее два источника света, один из которых создает, с помощью проекционной линзы, в створной зоне пучок белого цвета, а другой посредством красного и зеленого светофильтров цветные пучки света и направляет их в створные зоны. Цепи питания источников счета коммутируют поочередно (или периодически перемещают штору, перекрывающую то один, то другой пучок света) (2J .

Однако известное устройство не обеспечивает неоднозначности восприятия сигнала при наблюдении сиг налов не на пределе их дальности видимости, если выйдет из строя источник света, формирующий цветные сигналы. В этом случае потеря находящимся на створе мореплавателем свето вой информации о его местоположении чревата аварийнями последствиями для

I судна. Не менее опасен выход иэ строя источника света, формирующего сигналы белого цвета. В этом случае будет иметь место не только утеря информации, Но и наличие дезинформации, когда мореплаватель, находясь на оси фарватера, будет полагать по цвету, сигналов, что он якобы находится на одном из краев фарватера.

Даже при исправных источниках света характер цветного сигнала в пре-. дупредительных зонах, на всей их ширине, не изменяется, что затрудняет выход судна в створную зону, из-за

824266 необходимости снижения скорости хода и проявления мореплавателем предельной внимательности и осторожности.

Кроме того, в известных створных устройствах со сканированием световых пучков имеет место сложность кон5 структивных решений, обеспечивающих дискретность сканирования посредством рычагов и кулачковых механизмов, а коммутация цепей источников света не способствует повышению надежности действия аппаратуры.

Цель изобретения — обеспечение однозначности восприятия сигнала и ускорения перехода транспорта из предупредительной зоны в ходовую, а также упрощение и повышение надежности (устройства).

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве источник света каждого йз излучателей светового пучка 20 закреплен на вертикальной стойке, расположенной внутри несущей оптическую систему полой оси, на которую посажено колесо зубчатой системы передач, связанной с приводимым элек — 25 троприводом в односторонне равномерное вращение ведущим программным колесом, причем стойки и полые оси обоих излучателей соосны, а светофильтры установлены неподвижно и вер- Зо тикально на пути прохождения световых пучков в угле поворота обоих излучателей.

На фиг. 1 показан график, схематично поясняющий способ управления движением водного транспорта посредством световых сигналов, где по оси абсцисс (она же ось створа) отклонено время t в сoеeкKу нHд а х, а по оси ординат — угол уклонения ф в градусах (вверх — по одну сторону от оси 40 створа и вниз — по другую). Заштрихованная часть на графике соответствует характеру излучения света в пространстве и времени. Координаты (Ф, t) точек, лежающих в заштрихованной области соответствуют наличию сигнала, а в точках, лежащих вне этой области, сигнал отсутствует (пауза); на фиг. 2 показано устройство вид сверху, и формируемые им зоны а, 5, Ь.„ 2, и Д световых сигналов, на фиг. 3 — устройство, вид сбоку, на фиг. 4 — то же, вид спереди.

Устройство управления движением водного транспорта содержит корпус

1 (на фиг. 2, 3 и 4 показан пунктиром), соосные полые стойки 2 и 3 и оси 4 и 5 источники 6 и 7 света, получающие питание по проводам 8 и 9, оптические системы (отражатели) 10 и 11, источники света с оптическими 60 системами составляют два излучателя света направленного действия, окно

12 со стеклом 13 и светофильтрами

14 (красным) и 15 (зеленым), электропривод 16, секторное программное колесо 17 (например, показанное на чертеже колесо 17 состоит иэ трех секторов) и зубчатые колеса 18-22.

При подключении питания к установленным на соосных полых стойках

2 и 3 источникам света 6 и 7 (через провода 8 и 9) они начинают излучать свет, который посредством посаженных на полые оси 4 и 5 оптических систем (отражателей) 10 и 11 формируется в пучки света, направленные в сторону окна 12, застекленного прозрачным стеклом 13 (центральная часть окна) и цветными светофильтрами 14 и 15 (боковые части окна).

Световые пучки (источник 6 света с оптической системой 10 формируют один пучок света, а источник 7 света и оптическая система 11 — другой) образуют в пространстве эа окном 12, при отключенном электроприводе 16, постоянный световой сигнал белого цвета в зоне О,красного цвета в зоне Ь и зеленого цвета в зоне Ь (фиг. 2). С пуском электродвигателем 16 начинает вращение (no часовой стрелке) секторное зубчатое колесо 17, один из секторов которого входит в зацепление сначала с зубчатым колесом 18, связанным с зубчатыми колесами 19-22.

Посаженные на полые оси 4 и 5 сбответственно зубчатые колеса 19 и 20 вращаются при этом в противоположные стороны с разной скоростью, так как колесо 19 сцеплено непосредственно с колесом 18, а колесо 20 — через промежуточную передачу, состоящую из зубчатых колес 21 н 22 (зубчатое колесо 19 вращается быстрее, чем зубчатое колесо 20 ), Пока зубчатый сектор колеса 17 находится в зацеплении с колесом 18, оптическая система 10 поворачивается в сторону эоны Л,, а оптическая система 11 — a сторону зоны 2 . Затем, зубчатый сектор колеса 17 выходит из эацепления с колесом 18 (оптические сиссистемы 10 и 11 повернуты в крайние положения) и входят в зацепление с зубчатым колесом 19, обеспечивая вращение последнего и следовательно оптической системы 11 в обратную сторону (против часовой стрелки). Одновременно оптическая система 10 вращается по часовой стрелке посредством передачи, вращения через цепь зубчатых колес 19-18-21-23-20, также в обратную сторону. Когда зубчатый сектор колеса 17 выйдет из зацепления с колесом 19, оптические системя 10 и 11 займут исходное состояние, в котором будут находиться до тех пор, пока очередной зубчатый сектор колеса 17 не войдет в зацепление с зубчатым колесом 18 и работа устройства будет повторяться как описано выше.

Промежуток времени от момента выхода зубчатого сектора колеса 17 иэ

824266 зацепления с колесом 19 до момента вхождения в зацепление с колесом 18 следующего зубчатого сектора соответствует времени действия светового сигнала в зонах g, Б и Ь (на графике фиг. 1 это время равно отрезку оси абсцисс, лежащему между 2 и 4 секундами).

Вхождение в зацепление с колесом . 18 очередного зубчатого сектора колеса 17 соответствует началу следующе-, го цикла работы, который дпя приведенного на чертеже варианта исполнения уетройства равен 4 секундам (2 секунды излучатели находятся в движении между своими крайними положениями соответственно в зонах Д и 2 (5 с исходным положением, а 2 секунды . неподвижны в исходном положении).

Таким образом, при наличии питания у источников 6 и 7 света и работе электропривода 16 в режиме одно- Щ стороннего вращения с постоянной скоростью, за пределами окна 12 в зонах Q, Б, 5, 2 и д происходит автоматическое периодическое изменение характера световых сигналов в простран- р стве и времени.

Зоны ц, б и Ь лежат в пределах апертур оптических систем 10 и 11 (на чертеже апертура каждого излучателя равна 5). Поэтому сигналы в этих зонах в пределах апертуры одинаковые — 2с свет и 2с пауза,но отличаются по цвету (в зоне (Х вЂ” белый,в зоне о — красный и в зоне Ь вЂ” зеленый)

3а пределами 5 (от 2,5 до 20 вверх и вниз по оси ординат) лежат зоны 7, и Д с отличающимися по цвету и характеристике сигналами. В зоне Д (от 6 до 200 вверх) наблюдаются группо-проблесковые (два проблеска и группа) красные сигналы с длитель- 40 ностью проблеска 0,2 с а также плав-. ным уменьшением времени между проблесками и увеличением времени между группами проблесков (большой паузы) при переходе от 5о до 20, причем при 4

17, 50 группо-проблесковая характеристика переходит в проблесковую с длительностью проблеска от 0,4 с, при =17,55 до 0,2 с при(у =20 . В зоне 3 (от 5 до 200 вниз) наблюдаются груп- о по-проблесковые из двух проблесков в группе зеленые сигналы с длительностью проблеска 0,1 с и плавным изменением пауз между проблесками, без перехода в проблесковую характеристику.

Многоступенчатое изменение цвета и характеристики огня в зоне действия. устройства позволяет мореплавателю уверенно осуществлять маневрирование при плавании по заданному направ- . лению, При этом выход иэ строя одного из источников 6 или 7 света не ведет к дезинформации мореплавателя, а только уменьшает объем световой информации (отсутствие сигналов либо в зоне Ъ, либо в зоне А, при отказе соответственно источника 6 или 7 света) ° Все это повышает надежность управления движением водного транспор- . та.

Формула изобретения

Устройство для управления движением водного транспорта, содержащее электропривод, зубчатую систему передач, два цветных светофильтра и два излучателя света направленного действия, в фокусе оптической системы каждого из которых установлен источник света, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности устройства, источ.ник света каждого из излучателей закреплен на вертикальной стойке, расположенной внутри несущей оптическую систему полой оси, на которую посажено колесо зубчатой системы передач,. связанное с программным колесом, кбторое связано с электроприводом, причем стойки обоих излучателей соосны, а светофильтры установлены неподвижно и вертикально на пути прохождения световых пучков в угле поворота излучателей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3311877, кл. 340-29, опублик. 1967.

2. Патент США Р 3377617, кл. 340-29, опублик. 1968.

824266

/7 г e ф

Z0

1 /ф ff ц У И 7 14

Риг. Ф

Составитель Г. Антонова

Техред М.Голинка Корректор Н. Стец

Редактор. Т. Киселева

Заказ 2130/74 . Тираж 69i Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раутаская наб., д. 4/5

Филиал ПП11 "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная, 4