Тренажер радиотелеграфиста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскии
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ро824270 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 250679 (21) 2789689/18-24 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет
Опубликовано 2 30 4 81. Бюллетень №
Р1)м. Ка.з
G 09 В 19/26
Государствеиимй комитет
С СС Р
- оо делам изобретений н открмтий (53) УДК 681.3.
° 071(088.8) Дата опубликования описания 2304.81 (72) Авторы изобретения
В.И. Малеваный, P.Ã. Винар, С.A. Крамарев и A.В. Король (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при ,оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки и прсффесионального отбора операторов слуховой радиосвязи.
Известен тренажер, предназначенный для обучения навыкам работы и контроля достоверности радиосигналов; отрабатываемых радиотелеграфистом, и содержащий блок памяти, вход которого связан со световым табло "Задание",- а выход - с блоком сравнения, другой вход которого соединен с блоком клавиатуры, выход блока сравнения подсоединен к блоку учета результатов работы, связанного, в свою оче- 20 редь, с датчиком звуковых сигналов кода Морзе (1) °
Однако тренажер имеет жесткую программу ограниченной длины, что приводит к низкой эффективности процесса эс обучения иэ-за повторной отработки одной и той же программы.
Известен также тренажер, предназначенный для обучения навыкам работы на клавишных приборах и содержащий блОк считывания, соединенный с одной из групп входов блока коммутации и схемой занесения, к которой подключена первая схема запрета и регистр памяти, связанный с другой группой входов блока коммутации, счетчиком импульсов и собирательной схемой, выход которого подключен к первой схеме запрета и к одному из входов схемы совпадения, выход которой подключен к триггеру управления, соединенному с блоком коммутации и второй схемой запрета, выход которой соединен с лентопротяжным механизмом и счетчиком иьйтульсов, связанным со схемой сравнения, которая подключена к первой схеме запрета, блоку коммутации и табло индикации l23 .
Недостатком тренажеров является их ограниченность в возможности обучения, так как в их основу заложен принцип проб и ошибок, а кроме того они обладают сравнительно низкой автоматизацией и отличаются низкой эффективностью при обучении. .Наиболее близким к предлагаемому является тренажер, содержащий последовательно соединенные датчик случайных чисел, блок программ и шифра824270 тор, последовательно соедине ое иненные Тренажер радиотелеграфиста работадатчик кода и голов ловные телефоны, а ет следующим образом. я один выход ко- При включении тренажера датчик к 1 также блок сравнения, один вых торого подключен ко входу о входу блока регу- вырабатывает случайным образом целое лировки скорости и, объединенные по число в пределах от 1 до 43, являющеевходу, фиксатор оши ок, сч б счетчик оши- ся номером программы для блока 2. Од5 бок и блок ответов, формиров ф мирователь новременно происходит запись данного корреляционных знаков и п последова- случайного числа в блок 3. Выходные тельно соединенные ми микрофон выпря- сигналы блока 2, являющиеся кодовым митель, пороговы ло и б ок и переключа- обозначением букв или цифр, поступатель прием-передача 31 !
О ют на шифратор 4, где преобразуются
Однако тако трен и ренажер позволяет в сигналы кода Морзе и через группу при обучении лишь во спринимать мело- контакторов переключателя 15 приемоследующим передача поступают либо на формиродию сигнала кода Морзе с последую оляет контро- ватель 6, либо на датчик 8. Одновреих повтором, но не позволяет контр вать знание обучаемыми самого ми самого ко- менно с выхода шифратора 4 сигналы
15 кода Морзе поступают на первый вход да Морзе, правильность приема сигнаа Мо зе в виде букв и цифр, блока 10 сравнения.
В режиме "Передача" сигналы кода а также правильность передачи букв
Морзе через другую группу контактов и и сигналами кода Морзе. переключателя 15 прием-передача поЦель изобретения — расширение ди- gp ступают на формирователь 16 (напридактических возможностей и повыше- мер, диодный дешифратор), который по ние точности тренажера за счет вос- управляющим цепям вызывает высвечивапроизведения реальных условий работы ние информации на табло блока 7 (наоператора слуховой радиосвязи. пример, планшете из набора светоПоставленная цель достигается тем, 25 диодов ) в виде букв или цифр. Эталончто в известный тренажер, содержа- ные сигналы с шифратора 4 сравниваютщий блоки ввода ответов, последова- cs. в блоке 10 с сигналами генератотельно включенные датчик случайных ра 12, которые вырабатываются в соотсигналов, блок задания программы обу- ветствии с действиями оператора с почения, шифратор, переключатель, дат- мощью блока 11 (например, телеграфчик кодов и блок предьявления учеб- ного ключа) при передаче кодом Морзе ной информации и последовательно сое- предъявленных букв (цифр). При не совдиненные блок сравнения и блок регу- падении сигналов высвеченная инфорлирования скорости предъявления ин - мация на табло блока 7 не изменяется, формации, соединенные с шифратором, так как с блока 10 не поступает копо ключенным к блоку сравнения, вве- манда на запуск датчика 1. При совп
35 ап д
Il дены генератор импульсов, формирова- дении сигналов с выхода .положительтель кодов Морзе, блок памяти и пос- ных" результатов "П" блока 10.дается ледовательно включенные дополнитель- команда на очередной запуск датчиный блок предъявления учебной инфор- ка 1, который выдает новое случайное мации и формирователь команд, соеди- 40 число, что приводит к изменению номененный через переключатель с шифра- ра программы блока 2 и вызывает выда.тором, датчик случайных сигналов под- чу через шифратор 4 новых сигналов ключен к блоку сравнения и блоку па- кода Морзе, что в свою очередь примяти, соединенному с блоком задания водит к изменению информации на табло программы обучения и блоком сравне- 45 блока 7. ния, который через переключатель под- В режиме "Прием" оператор по ритключен к генератору импульсов и фор- мичному рисунку (мелодии) предъявляемирователю кодов Морзе, соединенным мого сигнала через головные телефоны с соответствующими блоками ввода отве- блока 9, опеределяет букву (цифру) и посредством блока 13 (например, наНа чертеже изображен. предлагаемый, бора тумблеров, клавиатурного блотренажер. ка) фиксирует ее прием. При этом
Тренажер радиотелеграфиста содер- формирователь 14 вырабатывает соответ жит датчик 1 случайных сигналов, блок ствующую структуру электрических им2 задания программы обучения, блок 3 пульсов, которые через первую группу памяти, шифратор 4, блок 5 регулиро- 55 контактов переключателя 15 прием-пе-. вания скорости предъявления (учебной) редача сравниваются с эталонными сигинформации, формирователь 6 команд налами в блоке 10. При не совпадении (дополнительный), блок 7 предъявления сигналов с выхода "отрицательных" учебной информации, датчик 8 кодов, результатов "0" блока 10 поступает блок 9 предъявления учебной информа- 4О сигнал запуска блока 3 (например, ции, блок 10 сравнения, блок 11 ввода набора триггерных ячеек), посредством ответов, генератор 12 импульсов, блок которого повторно выбирается та же
13 ввода ответов, формирователь 14 программа блока 2, что приводит к кодов Морзе и группы контактов пере- повторению сигнала кода Морзе в головключателя 15. ных телефонах блока 5. При совпаде824270
Формула изобретения
Составитель А. Карлов
Редактор A. Шишкина Техред И.Асталош Корректор О. Билак
Заказ 2131/74 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нии сигналов — с выхода "положительных" результатов "П" блока 10 поступает команда на очередной запуск датчика 1, что приводит к появлению нового сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 9 ° Кроме этого, при правильных действиях оператора в режиме "Прием" блок 10 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результатов, изменяет скорость предьявления информации.
Предлагаемый тренажер позволит расширить дидактические возможности и повысить эффективность профессиональной подготовки. Опыт подготовки операторов слуховой радиосвязи экспе.риментальной группы показал, что время подготовки может быть сокращено на 50%. о
Тренажер радиотелеграфиста, содержащий блоки ввода ответов, последо- вательно включенные датчик случайных сигналов, блок задания программы обучения, шифратор, переключатель, датчик кодов и блок предъявления учебной информации и последовательно соединенные блок сравнения и блок регулирования скорости предъявления информации, соединенные с шифратором, подключенным к блоку сравнения, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей и повышения точности тренажера, он содержит генератор импуль- сов, формирователь кодов Морзе, блок памяти и последовательно включенные дополнительный блок предъявления учебной информации и формирователь ко манд, соединенный через переключатель с шифратором, датчик случайных сигналов подключен к блоку сравнения и блоку памяти, соединенному с блоком
15 задания программы обучения и блоком сравнения, который через переключатель подключен к генератору импульсов и формирователю кодов Морзе, соединенным с соответствующими блока2ц ми ввода ответов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 291319, кл. Н 04 В 15/02, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 287425, кл. G 09 В 7/00, 1969.
3 ° Авторское свидетельство СССР
9 612276, кл. G 09 В 7/00, 1975 (прототип).