Патент ссср 825602
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СМАЗКА ДНЯ ТЕПЛОЙ И ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ давлением на основе воды, азотнокислого натрия и графита, отличающаяся тем, что, с целью повьшения смазочных свойств и качества обрабатываемой поверхности, смазка-дополнительно содержит хлорное железо, окись цинка и гидроокись бария при следующем содержании компонентов, вес. Z: Азотнокислый натрий 35-50 Графит3-8Хлорное железо 3-5 Окись цинка 3-5 Гидроокись бария 0,5-1,5 ВодаДо 100§слс
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
2 602 А (19) (11) 2(51) С 10 М 3/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ 3,.,"
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЖ (21) 2774958/23-04 (22) 04.06.79 (46) 30.04.81. Бюл. 9 16 (72) Л.П.Михайлова, В.М.Грабарник, В.Ф.Игошин и В.И.Плетнев (53) 621.892:621.7.016.3(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 330184, кл. С 10 М 1/26, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
У 493499, кл. С 10 М 1/04, 1976.
3, Авторское свидетельство СССР
У 498298, кл. С 10 М 5/20, 1976.
4. Авторское свидетельство СССР
У 222579, кл. С 10 М 3/02, 1968 (прототип). (54) (57) СМАЗКА ДЛЯ ТЕПЛОЙ И ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ давлением на основе воды, азотнокислого натрия и графита, отличающаяся тем, что, с целью повышения смазочных свойств и качества обрабатываемой поверхности, смазка. дополнительно содержит хлорное железо, окись цинка и гидроокись бария при следующем содеркании компонентов, вес. Х:
Азотнокислый натрий 35-50
Графит 3-8
Хлорное келезо 3-5
Окись цинка 3-5
Гидроокись бария 0,5-1 ° 5
Вода До 100, 825602
Ф
Данное изобретение относится к области смазок и может быть использовано при теплой и холодной прокатке труб из нержавеющих марок сталей.
К трубам as нержавеющих сталей предьявляются жесткие требования по качеству поверхности. Поэтому смазки, применяемые при прокатке груб из труднодеформируемых нержавеющих сталей, должны обладать высокими смазочными свойствами.
Известные смазки для холодной и теплой деформации металлов в качестве основы своей имеют либо минеральные, растительные или синтетические масла, либо солевую эвтектику /1-3/.
Однако эти смазки для производства нержавеющих труб непригодны, так как остатки смазки полностью с поверхности прокатанных труб не удаляются в обезжиривающих растворах и при последующей термообработке вызывают межкристаллитнук коррозию нержавеющей стали.
Кроме того, масла при деформации коксуются и образуют на поверхности труб трудноудаляемую черную пленку, что недопустимо для нержавеющей стали. Наиболее пригодны для применения смазки на основе солевых эвтектик.
Так, известна смазка, в состав которой входит, вес. :
Натриевая или калиевая соль азотной или азотистой кислоты кпи их смеси 20-50
Графит 3-10
Карбонат кальция 3-10
Вода 30-74 /4/.
Однако смазочные свойства известной смазки удовлетворительны при изготовлении нержавеющих труб, так как карбонат кальция является абразивом по отношению к нержавеющей стали, в результате чего при прокатке возникает налипание металла на калибры стана и в связи с этим получается некачественная наружная поверхность трубы /ч5-чб/; на внутренней поверхности появляются риски и задиры, брак такого характера достигает 7 .
Целью данного изобретения является повышение смазочной способности и качества обрабатываемой поверхности, Для достижения поставленной цели смазка на основе воды, азотнокислого натрия и графита дополнительно содержит хлорное железо, окись цинка и гидроокись бария.
Состав смазки, вес. : азотнокислый натрий 35-50 графит 3-8 хлорное железо 3-5
10 окись цинка 3-5 гидроокись бария 0 5-1,5 вода остальное до 100.
Азотнокислый натрий, расплавля15 ясь в очаге деформации, обусловливает экранирующее свойства смазки.
Для этого необходимое количество его принято в пределах 35-50 вес. .
Графит обуславливает смазочные
20 свойства состава, так как имеет низкий коэффициент трения 0,11. Содержание графита 3-8 вес.Х является необходимым и достаточным для осуществления процесса прокатки труб.
25 Гндроокись бария введена в сос" тав смазки в качестве присадки 0,5f,5 вес.X для улучшения антифрикционных свойств состава,.так как имеет низкий коэффициент трения 0 151 и
30 по отношению к нержавеющей стали
0 является противозадирным агентом.
Прокатка нержавеющих труб на смазке с гидроокисью бария позволяет получить высокий класс чистоты поверх3S
Хлорное железо и окись цинка введены в смазку с целью обеспечения адгезиониых свойств. Благодаря наличию совокупности этих веществ смазочная пленка получается плотно сцепленной с металлом, которая не разрушается при транспортировке и подаче труб в очаг деформации.
Кроме того, хлорное железо прида45 ет смазке противозадирные свойства: после прокатки на поверхности труб не остается рисок и задиров °
Совокупность хлорного железа и окиси цинка улучшает смазочные свойства состава: исчезли налипание металла на калибры и необходимость дополнительного нанесения смеси азотнокислого натрия и графита— на поверхность трубы и оправки во время прокатки.
Оптимальное суммарное содержание хлорного железа и окиси цинка—
6-10 вес.%, т.е. обеспечивает необ825602
Компоненты, Х вес.
2 3
35
50 гидроокись бария
0 5
1,5 хлорное железо
3 4
55,5 44 окись цинка
30 5 вода о
Указанные рецептуры были испытаны в сравнении с известным составом мазки /Ф 4/ в вес. Х: 30 азотнокислый натрий 40 карбонат кальция 5 графит 6 вода 49 °
Испытания проводились при прокат- 35 ке труб из стали ОХ18Н10Т на станах, ХНТ-90, ХПТ-55, ХПТ-32. Прокатка труб производилась по существенньм маршрутам: при окусооттрубы целью на проИспытания смазок
КФ пlп
Показатели
Ф состава смазок
4 ) 5
Оэ 2 Оэ 32 Оэ07 Оэ 15 Оэ07 Оэ 15 Оэ48 1ю 25 класс чистоты, ч
6-10
6-10 ходимое количество смазки для процесса прокатки.
Приготовление смазки производят следующим образом.
В емкость загружают графит, хлорное железо и окись цинка заливают водой на 3/4 от требуемого количества, все перемешивают; загружает азотнокислый натрий графит
1, Чистота поверхности труб после прокатки /ср. высота микронеровностей, мкм/
2. Степень подачи, мм ся азотнокислый. натрий, гидроокись бария и перемешивают снова;затем заливают остальное количество воды,перемешивают и производят анализ на процентное содержание компонентов.
Для испытания были приготовлены следующие рецептуры смазок /таблица 1/.
Таблица 1
Ф состава смазок
102х15 -83х3,1 мм
83х8,1 — 45x3,6 мм
45x3,6 — 20x1,О3 мм
Смазки наносили на трубы нанни их в водные суспензии ветствующих составов. Затем просушивали при !60-180 С с а удаления влаги и подавались катку.
Результаты сравнительных испыта-.ний представлены в таблице 2 °
Таблица 2
10 7-8
825602
Продолжение табл. 2
3 4 5 6
3, Брак пимокатного происхождения,% 3
4, Адгезиоииые свойства смазки плотная, прочно сцепляется с металлом пленка осыпается
5, Кьличвство смазки, необходимое для деформации, г/см
0,0125 0,0126 0,0126 0,032
Дополнительно смазки не требуется
П р и м е ч а н и е: при прокатке на наружную поверхность труб и на
° М оправку дополнительно вручную наносится смесь азотнокислого натрия и графита /1:1/
Составитель Е.Понамарева
Редактор Г,Яковлева Техред М.Моргентал Корректор М.Самборская
Заказ 4927 Тираж 65 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная,4
Как видно из таблицы 2 предлагаемая смазка имеет преимущества в сравнении с известной; повысилось качество наружной поверхности прокатных труб, с Ф6 — A)8 до ч9 — ot1; снизился брак прокатного происхожде25 ния на 50% облегчились условия проа катки, увеличилась степень подачи трубы в очаг деформации; исчезла необходимость дополнительного нанесения смеси азотнокислого натрия и графита в очаг деформации; уменьщился расход смазки.