Устройство для извлечения обсадных труб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11)825769 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2901,79 (21) 2717911/22-03 (я)м. к.з с присоединением заявки ¹

E G2 0 17/16

Е 02 В 15/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 300481 Бюллетень ¹ 16 (53) К 622 242, 3 (088. 8) Дата опубликования описания 300482 (72) Автор изобретения

И.С. Калинин

1 : -.-, Московский ордена Трудового Красного З амени геологоразведочный институт им. Серго Ярджойикидзе. " (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ОБСАДНЫХ ТРУБ

Изобретение относится к морскому бурению, в частности, к устройствам для извлечения обсадных труб при бу. рении с плавучей платформы.

Известно устройство для извлечения обсадной колонны труб из скважи- ны, включающее лебедку и вибратор.

Извлечение осуществляется путем одновременного воздействия на обсадную колонну усилия лебедки и вибрации.

Вибратор, осуществляя вибрацию колонны, снижает силы сопротивления колонны в скважине (2g .

Указанное устройство не всегда дает желаемый результат, так как при 15 значительной длине обсадной колонны происходит гашение вибрации.

Известно устройство для извлечения обсадных труб при бурении с плавучей платформы, включающее установ- 20 ленную на морской платформе лебедку, узел страгивания с центральным отверстием для размещения узла захвата труб. В этом устройстве узел страгивания выполнен в виде гидравлических силовых цилиндров, подвижные штоки которых воздействуют на узел захвата колонны обсадных труб (2» .

Недостатком данного устройства

-являются значительные энергозатраты 30 на работу гидравлической системы силовых цилиндров и лебедку.

Цель изобретения — уменьшение энергозатрат при извлечении обсадных труб.

Указанная цель достигается тем, что узел страгивания выполнен в виде понтона с клапанами и связанного с ними гибкими тягами груза, установленного на подводном устье скважины.

Причем стенки понтона выполнены из гофрированного эластичного материала.

На фиг. 1 изображено устройство для извлечения обсадных труб на фиг. 2 — устройство в момент страгивания обсадных труб. устройство состоит из подъемной лебедки 1, установленной на морской платформе 2, .понтона 3 с клапанами 4, груза. 5, установттенного на подводном устье и связанного с клапанами 4 гибкими тягами 6. Понтон выполнен со сквозным центральным отверстием, в котором размещен пневмозахват 7.

Наружные цилиндрические стенки понтона выполнены из гофрированного эластичного материала, поэтому понтон может обладать переменной плавучестью. На верхнем торце понтона

825769 закреплен патрубок 8 для подачи воэ-t духа с морской платформы, а на нижнем торце кроме клапанов 4 размещен предохранительный клапан 9.

Своим центральным отверстием понтон 3 надевается на колонну обсадных труб 10.

Устройство работает следующим образом.

Понтон 3, которому придается отрицательная плавучесть с грузом 5, связанным гибкими тягами с клапанами 4, надевают на обсадную колонну 10 и опускают вниз так, чтобы груз расположился на подводном устье скважины, а тяги ослабли на величину, необходимую для первоначального страги- 15 вания (отрыва) обсадных труб иэ грунта.

После того как устройство займет положение, изображенное на фиг. 1, с плавсредства в пневмозахват 7 пода- 2{) ют сжатый воздух для привода узла захвата обсадных труб и для привоца понтона в рабочее поло>кение,одновременно подают сжатый воздух в понтон. Сжатый воздух, попадая в понтон, увеличивает его размеры 3а счет растягивания гофр эластичных боковых стенок.

При этом вода, попавшая в понтон в период em отрицательной плавучести, и избыточный воздух вытесняются через предохранительный клапан 9. Понтон, заполненный воздухом во весь объем, и приобретает положительную плавучесть, достаточную для первоначального страгивания (отрыва) обсадных труб из грунта.

После подъема Обсадных труб с понтоном на величину, большую длины тяг, происходит подъем груза, подвешенного через тяги к клапанам 4, клапаны открываются и избыток воздуха выхо- 40 дит из понтона, уменьшая его объем, а следовательно, и подъемную силу. !

Дальнейший подъем обсадной колонны осуществляют лебедкой 1.

Клапаны 4 регулируются таким образом, что они могут находиться в закрытом положении при наличии некоторого избыточного давления воздуха в понтоне по сравнению с гидростатическим и открываются от веса груза 5.

Применение понтона для извлечения обсадных труб позволяет устанавливать менее мощное спуско-подъемное оборудование, разгружает морскую платформу от максимальных нагрузок, возникающих в момент отрыва обсадной колонны из грунта.

Формула изобретения

1. Устройство для извлечения обсадных труб при морском бурении, включающее установленную на морской платформе подъемную лебедку, узел . страгивания с центральным отверстием для размещения. узла захвата труб, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения энергозатрат, узел страгивания выполнен в виде пон-. тона с клапанами и связанного с ними гибкими тягами груза, установленного на подводном устье скважины.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а. ю щ е е с я тем, что боковые стенки понтона выполнены иэ гофрированного эластичного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Смолдырев A.Е. Методика и техника морских геологоразведочных работ. М., "Недра", 1978, с. 282.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 380790, кл. Е 02 0 17/16, 1970 (прототий).

825769

Тираж 693 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Заказ 2308/17

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Петросов

Редактор М. Ткач Техред A.Савка Корректор Г. Назарова