Самолаз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИЕЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
«>825880
=O (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07.06.79 (21) 2776997/22-03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.81. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 30.04. 81 (51)М. Кл 3
Е 21 В 47/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 622.233..056(088.8) (72) Авторы изобретения
Ю.В. Кодэаев, А.Н. Никольский и A Ä. Абаев
Северо-Кавказский горно-металлургическими институт (71) Заявитель (54 ) САМОЛАЗ
Изобретение относится к геофизическим исследованиям и может быть использовано для доставки средств измерений и других устройств в ствол скважин.
Известен самолаз, содержащий .корпус, распорные плашки и электродвигатель с кинематической передачей (1) .
Известен также самолаз,содержащий корпус,. распорно-плашечные узлы и механизм перемещения P2) .
Недостатками устройства являются низкая скорость перемещения, ограниченный наличием соединительного кабеля диапазон действия самолаза, особенно в пологонаклонных скважинах малого диаметра, когда энергия механизма перемещения в основном тратится на протягивание кабеля по каналу скважины.
Цель изобретения — повышение скорости перемещения путем увеличения тягового усилия.
Поставленная цель достигается тем что механизм перемещения выполнен в виде герметичной газонаполненной камеры с подпружиненным поршнем, который соединен через шток с рас.порно-плашечными узлами.
На чертеже приведен самолаэ, продольный разрез.
В корпусе 1, самолаза расположена рабочая камера 2, заполненная под давлением Р газовой смесью. Внутри камеры 2 находится раб >чая пружина 3 и поршень 4 с уплотнителем 5. Телескопическая пара шток 6 и трубка 7 выполняют роль направляющего стержня пружины 3 и одновременно являются ограничителем хода поршня 4 при сжатии пружины 3.
Самолаэ снабжен распорно-плашечными узлами 8 и 9, представляющими собой цилиндрические капсулы с продольными прорезями. Внутри каждой капсулы помещается ромбовидный плашечный шарнирно-сочлененный механизм
10, имеющий воэможность сжиматься по диагонали, расположенной вдоль оси капсулы пружинами 11. Распорноплашечный узел 8 соединен с поршнем
4 посредством штока 12 в сочленении 13.
Звеном убора плашек узла 8 является патрубок 14 с кольцевым ограничителем 15 и ограничителем 16, жестко зафиксированным внутри корпуса 1 са молаза. Капсула распорно-плашечного
30 узла 9 жестко соединена с корпусом
825880
Самолаз имеет возможность извлекаться с прибором на устье скважины посредством наматывания кабеля на каротажную лебедку.
Конструкция предлагаемого само5О лаза при своей простоте обеспечивает выполнение всех видов геофизических исследований в пологонаклонных, влажных скважинах большой протяженности с достаточно большой скоростью при сравнительно небольших затратах на специальное оборудование устья скважины герметиэирующим устройством.
Для решения задач по транспортировке грузов большего веса или
60 в более глубокие скважины устройство компонуется из двух или более тяговых секций. Аналогичная компоновка предполагается при транспортировке грузов по скважинам, пройден65 ным в кавернозных породах.
1. Звеном убора плашек узла 9 является кольцевой упор 17 на штоке 12.
Самолаз имеет оголовник 18 в виде стакана для сбора шлама и буровой мелочи во время движения его к забою.
Корпус 1 имеет крюк 19, к которому через трос 20 прикреплен трансйортируемый прибор. Приб>ор соединен кабелем с каротажной лебедкой и пультом регистрации показаний.устье скважины закрыто герметизатором, имеющим центральный сальник для прохода кабеля и соединение с нагнетательной магистралью насоса. На конце нагнетательной магистрали установлен распределительный клапан, через который происходит сброс жидкости. 15
Устройство работает следующим образом.
В устье скважины вводят самолаз и соединенный с ним транспортируемый прибор. Затем герметизируют устье Щ скважины и включают насос. После заполнения скважины жидкостью, в нагнетательной.магистрали и скважине давление поднимается до определенного значения. Увеличение давления в 25 нагнетательной магистрали и скважине вызывает перемещение рабочего поршня
4 штока 12 сочленения 13 и кольцевых упоров 15 и 17 в направлении рабочей камеры 2. При этом распорные механизмы 8 и 9 раскрываются, пружины 11 сжимают плашечные шарнирно-сочлененные механизмы по осевой диагонали и плашки 10 раскрепляются о стенки скважины.
Так как дальнейшему перемещению рабочего поршня 4 в сторону устья скважины препятствует распорный механизм 8, с которым при помощи штока
12 связан поршень 4, то корпус 1 самолаза перемещается в сторону забоя 4Q скважины. Это перемещение продолжается пока телескопическая пара шток б и трубка 7 не ограничат перемещение поршня 4. Перемещению в сторону забоя распорный механизм 9 корпуса самолаза не препятствует, так как в этом случае подпружиненные зубцы распорных плашек немного склады ваются.
По достижению в магистрали и скважине верхнего предела рабочего давления срабатывает распределительный клапан, через который происходит сброс жидкости. Когда давление в нагнетательной магистрали и скважине уменьшается, давление внутри камеры
2 стремится вытолкнуть поршень 4 в сторону забоя, при этом распорный механизм 9 корпуса 1 создает опору, а распорнай механизм 8 немного складывается, так как каждый плашечный механизм, имея подпружиненные зубцы, тернет возможность перемещаться в сторону устья скважины, т.е. имеет одну степень свободы, направленную в сторону забоя. В этом случае происходит перемещение в сторону забоя скважины поршня совместно с распорным механизмом 8.
В результате попеременного увеличения и сброса давления при помощи распределительного клапана самолаз перемещается в сторону забоя. При этом происхбдит транспортировка прикрепленного к самолату прибора.
Для снятия показаний в определенной точке скважины достаточно выключить насос. По достижению самолаза с прибором заданной глубины выключают насос и сбрасывают давление жидкости, При этом поршень 4 выталкивается сжатой пружиной 3 в крайнее положение. Кольцевой упор
17 на штоке 12, сжимая пружину 11, сжимает плашечный распорный механизм по диагонали перпендикулярно оси самолаза. Плашки 10 прячутся внутри корпуса 1, распорный механизм 9 теряет контакт со стенками скважины. Одновременно с убором плашечнораспорного узла 9 происходит убор и распорно — плашечного узла 8. Рабочая пружина 3, выталкивая поршень
4 со штоком 12 к забою, проталкивает и узел 8, который имеет степень свободы в этом .направлении до тех пор, пока кольцевой ограничитель 15 не упрется в ограничитель
16, жестко зафиксированный в корпусе 1. Так как кольцевой ограничитель 15 и патрубок 14 представляют одно целое с распорным механизмом
8, то последний дальше двигаться не сможет, а шток 12, продолжая свое движение и сжимая пружину 11, сжимает плашечно-распорный механизм по диагонали перпендикулярно оси самолаза. Плашки 10 прячутся внутри корпуса 1, распорный механизм 8 также теряет контакт со стенками скважины.
ВЫЗЗ0
Формула изобретения
1Ю 0
Составитель В. Булыгин
Техред М.Табакович Корректор Н. Швыдкая
Редактор В. Матюхина
Тираж 627 Подписное
ВНИИПИ .Государственного комитета СССР па делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2327/23
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Самолаз, содержащий корпус, распорно-плашечные узлы и механизм перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения скорости перемещения путем увеличения тягового усилия, механизм перемеще ния выполнен в виде герметичной
;гаэонаполненной камеры с подпружиненным поршнем, который соединен через шток с распорно-плашечными узлами, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. йвторское свидетельство СССР
Р 415356, кл. E 21 B 47/02, 1972.
2. Патент США Р 3055637, кл. 254-134.6, опублик. 1957.