Самолаз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИЕЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«>825880

=O (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07.06.79 (21) 2776997/22-03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.81. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 30.04. 81 (51)М. Кл 3

Е 21 В 47/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 622.233..056(088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.В. Кодэаев, А.Н. Никольский и A Ä. Абаев

Северо-Кавказский горно-металлургическими институт (71) Заявитель (54 ) САМОЛАЗ

Изобретение относится к геофизическим исследованиям и может быть использовано для доставки средств измерений и других устройств в ствол скважин.

Известен самолаз, содержащий .корпус, распорные плашки и электродвигатель с кинематической передачей (1) .

Известен также самолаз,содержащий корпус,. распорно-плашечные узлы и механизм перемещения P2) .

Недостатками устройства являются низкая скорость перемещения, ограниченный наличием соединительного кабеля диапазон действия самолаза, особенно в пологонаклонных скважинах малого диаметра, когда энергия механизма перемещения в основном тратится на протягивание кабеля по каналу скважины.

Цель изобретения — повышение скорости перемещения путем увеличения тягового усилия.

Поставленная цель достигается тем что механизм перемещения выполнен в виде герметичной газонаполненной камеры с подпружиненным поршнем, который соединен через шток с рас.порно-плашечными узлами.

На чертеже приведен самолаэ, продольный разрез.

В корпусе 1, самолаза расположена рабочая камера 2, заполненная под давлением Р газовой смесью. Внутри камеры 2 находится раб >чая пружина 3 и поршень 4 с уплотнителем 5. Телескопическая пара шток 6 и трубка 7 выполняют роль направляющего стержня пружины 3 и одновременно являются ограничителем хода поршня 4 при сжатии пружины 3.

Самолаэ снабжен распорно-плашечными узлами 8 и 9, представляющими собой цилиндрические капсулы с продольными прорезями. Внутри каждой капсулы помещается ромбовидный плашечный шарнирно-сочлененный механизм

10, имеющий воэможность сжиматься по диагонали, расположенной вдоль оси капсулы пружинами 11. Распорноплашечный узел 8 соединен с поршнем

4 посредством штока 12 в сочленении 13.

Звеном убора плашек узла 8 является патрубок 14 с кольцевым ограничителем 15 и ограничителем 16, жестко зафиксированным внутри корпуса 1 са молаза. Капсула распорно-плашечного

30 узла 9 жестко соединена с корпусом

825880

Самолаз имеет возможность извлекаться с прибором на устье скважины посредством наматывания кабеля на каротажную лебедку.

Конструкция предлагаемого само5О лаза при своей простоте обеспечивает выполнение всех видов геофизических исследований в пологонаклонных, влажных скважинах большой протяженности с достаточно большой скоростью при сравнительно небольших затратах на специальное оборудование устья скважины герметиэирующим устройством.

Для решения задач по транспортировке грузов большего веса или

60 в более глубокие скважины устройство компонуется из двух или более тяговых секций. Аналогичная компоновка предполагается при транспортировке грузов по скважинам, пройден65 ным в кавернозных породах.

1. Звеном убора плашек узла 9 является кольцевой упор 17 на штоке 12.

Самолаз имеет оголовник 18 в виде стакана для сбора шлама и буровой мелочи во время движения его к забою.

Корпус 1 имеет крюк 19, к которому через трос 20 прикреплен трансйортируемый прибор. Приб>ор соединен кабелем с каротажной лебедкой и пультом регистрации показаний.устье скважины закрыто герметизатором, имеющим центральный сальник для прохода кабеля и соединение с нагнетательной магистралью насоса. На конце нагнетательной магистрали установлен распределительный клапан, через который происходит сброс жидкости. 15

Устройство работает следующим образом.

В устье скважины вводят самолаз и соединенный с ним транспортируемый прибор. Затем герметизируют устье Щ скважины и включают насос. После заполнения скважины жидкостью, в нагнетательной.магистрали и скважине давление поднимается до определенного значения. Увеличение давления в 25 нагнетательной магистрали и скважине вызывает перемещение рабочего поршня

4 штока 12 сочленения 13 и кольцевых упоров 15 и 17 в направлении рабочей камеры 2. При этом распорные механизмы 8 и 9 раскрываются, пружины 11 сжимают плашечные шарнирно-сочлененные механизмы по осевой диагонали и плашки 10 раскрепляются о стенки скважины.

Так как дальнейшему перемещению рабочего поршня 4 в сторону устья скважины препятствует распорный механизм 8, с которым при помощи штока

12 связан поршень 4, то корпус 1 самолаза перемещается в сторону забоя 4Q скважины. Это перемещение продолжается пока телескопическая пара шток б и трубка 7 не ограничат перемещение поршня 4. Перемещению в сторону забоя распорный механизм 9 корпуса самолаза не препятствует, так как в этом случае подпружиненные зубцы распорных плашек немного склады ваются.

По достижению в магистрали и скважине верхнего предела рабочего давления срабатывает распределительный клапан, через который происходит сброс жидкости. Когда давление в нагнетательной магистрали и скважине уменьшается, давление внутри камеры

2 стремится вытолкнуть поршень 4 в сторону забоя, при этом распорный механизм 9 корпуса 1 создает опору, а распорнай механизм 8 немного складывается, так как каждый плашечный механизм, имея подпружиненные зубцы, тернет возможность перемещаться в сторону устья скважины, т.е. имеет одну степень свободы, направленную в сторону забоя. В этом случае происходит перемещение в сторону забоя скважины поршня совместно с распорным механизмом 8.

В результате попеременного увеличения и сброса давления при помощи распределительного клапана самолаз перемещается в сторону забоя. При этом происхбдит транспортировка прикрепленного к самолату прибора.

Для снятия показаний в определенной точке скважины достаточно выключить насос. По достижению самолаза с прибором заданной глубины выключают насос и сбрасывают давление жидкости, При этом поршень 4 выталкивается сжатой пружиной 3 в крайнее положение. Кольцевой упор

17 на штоке 12, сжимая пружину 11, сжимает плашечный распорный механизм по диагонали перпендикулярно оси самолаза. Плашки 10 прячутся внутри корпуса 1, распорный механизм 9 теряет контакт со стенками скважины. Одновременно с убором плашечнораспорного узла 9 происходит убор и распорно — плашечного узла 8. Рабочая пружина 3, выталкивая поршень

4 со штоком 12 к забою, проталкивает и узел 8, который имеет степень свободы в этом .направлении до тех пор, пока кольцевой ограничитель 15 не упрется в ограничитель

16, жестко зафиксированный в корпусе 1. Так как кольцевой ограничитель 15 и патрубок 14 представляют одно целое с распорным механизмом

8, то последний дальше двигаться не сможет, а шток 12, продолжая свое движение и сжимая пружину 11, сжимает плашечно-распорный механизм по диагонали перпендикулярно оси самолаза. Плашки 10 прячутся внутри корпуса 1, распорный механизм 8 также теряет контакт со стенками скважины.

ВЫЗЗ0

Формула изобретения

1Ю 0

Составитель В. Булыгин

Техред М.Табакович Корректор Н. Швыдкая

Редактор В. Матюхина

Тираж 627 Подписное

ВНИИПИ .Государственного комитета СССР па делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2327/23

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Самолаз, содержащий корпус, распорно-плашечные узлы и механизм перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения скорости перемещения путем увеличения тягового усилия, механизм перемеще ния выполнен в виде герметичной

;гаэонаполненной камеры с подпружиненным поршнем, который соединен через шток с распорно-плашечными узлами, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. йвторское свидетельство СССР

Р 415356, кл. E 21 B 47/02, 1972.

2. Патент США Р 3055637, кл. 254-134.6, опублик. 1957.