Патент ссср 825929

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистическиих

Республик опНСАпНЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нн825929 (61} Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 090878 (21) 2810656/22-03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 300481.Бюллетень М 16

Дата опубликования описания 300481 (511М. К„.з

Е 21 С 27/18

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и. открытий

Ю) ЮК 622. 232 .72(088.8) (72) Авторы изобретения

Г.И. Куэоя ов и В.П. Рыков

Донецкое отделение Института "Гипроуглеавтоматиэация" (71) Заявитель

-(54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УСТУПА

ОЧИСТНОГО ЗАБОЯ

Изобретение относится к устройствам для контроля работы угледобывающих машин, а именно к устройствам полученИя информации для автоматизи5 рованных систем управления технологическими процессами угольных шахт.

Известно устройство контроля местонахождения уступа очистного забоя, содержащее датчик перемещения угледобывающей машины и устройство обработки информации, например реверсивный счетчик (1J .

Недостатком укаэанного устройства является то, что местонахождение машины, определенное по показаниям реверсивного счетчика, не всегда соответствует местонахождению уступа забоя. Обычно угледобывающая машина выполняет маневровые операции в любом месте забоя, что вызвано горнотехническими факторами. Следовательно, это устройство не обеспечивает достоверного контроля местонахождения устуда забоя. 25

Известно также устройство контроля местонахождения уступа забоя, содерmagee датчик перемещения машины, датчик рабочего режиме, реверсивный счетчик и две схемы совпадения, первые входы которых соединены с выходом датчика рабочего режима, вторые входы - с соответствующими выходами датчика перемещения, а выходы - со счетными входами реверсивного счетчика (2J .

ДостоверноСть получаемой извест.ным устройством информации о местонахождении уступа забоя невысока из-эа потерь информации при сбоях (кратковременных отказах) датчиков и элементов обработки информации, в том числе при кратковременных отключениях напряжения питания реверсивного счетчика. Кроме того, при каждом включении машины с вероятностью

0,5 .возможно формирование сигнала, весовое значение которого соответствует перемещению машины на определенное расстояние, в то время как она не двигается вообще. Это объясняется особенностями конструкции известных датчиков перемещения, чувствительные элементы которых могут находиться во включенном или выключенном состояниях, когда на датчик подается напряжение питания, что приводит к накоплению ошибки и снижает достоверность формируемой информации.

Цель изобретения — повышение достоверности формирования информации

825929 о местонахождении уступа очистного забоя.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено двумя установленными на приводных головках забойного конвейера датчиками уровня шума машины, схемой сброса счетчика в нулевое состояние и схемой занесения кода, а реверсивный счетчик выполнен с входами коррекции, причем схема сброса и схема занесения соединены с выходом соответствующего датчика уровня шума, а выходы — с соответствующими входами коррекции реверсивного счетчика.

На чертеже показана блок-схема устройства с привязкой е"о к технологическому оборудованию очистного забоя. .Устройство состоит из датчика 1 перемещения, датчика 2 рабочего режима, датчиков 3 и 4 уровня шума угледобывающей машины, реверсивного счет- 20 чика 5, схем б и 7 совпадения, схемы 8 сброса счетчика в нулевое состояние и схемы 9 занесения кода в счетчик.

Выход датчика 2 рабочего режима соединен с первыми входами схем б и 7 5 совпэдения, вторые входы которых соединены с соответствующими. выходами датчика 1 перемещения машины. Выходы схем б и 7 совпадения подключены к счетным входам реверсивного счет- ЗО чика 5. Вход схемы 8 сброса счетчика 5 в нулевое состояние соединен с .выходом датчика 4 уровня шума, а выход — с соответствующим входом коррекции счетчика 5. Вход схемы 9 занесе.ния кода соединен с выходом датччка

3 уровня шума, а выход, — с соответствующим входом коррекции счетчика 5.

Датчик 1 перемещения расположен на угледобывающей машине 10 и кон- 40 структивно связан с ее механизмом подачи. Датчик 2 рабочего режима размещен в магнитном пускателе 11 (станции управления ) и>"-"подключен к одной из токоведущих силовых сил элек-45 троснабжения машины 10. Датчики 3 и 4 уровня шума имеют остронаправленную характеристику и размещены на приводных головках 12 и 13 забойного конвейера 14. Уступ забоя находится, .например„ в точке 15 линии забоя.

Устройство работает следующим образом.

Угледобывающая машина 10 движется в направлении, например, от головки 12 к головке 13 конвейера 14. Датчик 1 формирует импульсы, каждый из которых пропорционален перемещению мамашины 10 на определенное расстояние.

Датчик 2 рабочего режима машины 10 срабатывает тогда, когда машина 10 бО работает в режиме выемки угля. Сигналы от датчиков 1 и 2 поступают на вход схемы 7 совпадения, с выхода ко-.îðîé счетные импульсы о перемещении машины 10 поступают на вход реверсив- 65

I ного счетчика 5, в котором они вычитаются. Показания счетчика характеризуют местонахождение уступа забоя относительно начальной точки линии забоя. Начальная точка линии забоя контролируется датчиком 4 уровня шума машины 10. Зона чувствительности датчика 4 регулируется на срабатывание при работе машины 10 в режиме выемки угля с учетом расстояния от места установки датчика 4 до начальной точки линии забоя. !

При достижении машиной 10 начальной точки линии забоя срабатывает датчик 4, сигнал от которого поступает на схему 8 сброса счетчика 5 в нулевое состояние. Показания счетчика 5 устанавливаются в нуль. Таким образом, если при движении машины 10 имеются

I ,маневровые операции, ее пуски и остановы, в результате которых датчики 1 и 2 могут формировать ложные импульсы, накопленная в счетчике 5 ошибка корректируется и достовернОсть формируемой информации повышается.

При движении машины 10 в рабочем режиме в направлении от головки 13 к головке 12 конвейера 14 сигналы от датчиков 1 и 2 поступают на схему б совпадения, с выхода которой счетные сигналы поступают на суммирующий вход счетчика 5. При достижении машиной

10 конечной точки линии забоя, контролируемой датчиком 3 уровня шума машины 10, датчик 3 срабатывает.

Сигнал с его выхода поступает íà схему 9 занесения кода, вырабатывающей сигнал, по которому показания счетчика 5 корректируются.

Показания счетчика корректируются в сторону увеличения до полной длины линии забоя (измеренной маркшейдерскими методами), если при движении машины 10 по каким-либо причинам есть потери счетных сигналов, формируемых датчиками 1 и 2 и схемой 6 совпадения, или в сторону уменьшения тэкже до полной длины линии забоя, если во время движения машины 10 формируются ложные счетные импульсы. Таким образом, накопленная в счетчике

5 ошибка корректируется, а достоверность формируемой информации повышается.

Использование предлагаемого устройства контроля местонахождения уступа очистного забоя обеспечивает повышение достоверности формир„емой информации о местонахождении уступа забоя за счет получения информации о нахождении машины 10 в начальной и конечной точках линии забоя по сигналам датчиков 3 и 4 уровня шума машины, при этом не требуется установка каких-либо дополнительных датчиков на машине, а также повышение достоверности определения показателей работы угледобывающей машины, например ее скорости, произвоцитель825929

Формула изобретения

Составитель М. Смиттен

Редактор И. Михеена Техред М. голинка

Корректор Н. Стек

Заказ 2360/31 Подписное 627

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ности добычи, затрат времени на кон- . цевые операции.

Устройство контроля местонахождения уступа очистного забоя, содержащее датчик перемещения. машины, датчик рабочего режима, реверсивный счет-чик и две схемы совпадения, первые входы которых соединены с выходом датчика рабочего режима, вторые вхо. ды - с соответствующими выходами датчика перемещения, а выход — со счетными входами реверсивного счетчика,- о т л и ч а ю щ е е с я. тем, . 15 что, с целью повышения достоверности формирования информации о местонахож- . дении уступа, оно снабжено двумя ус3 тановленными на приводных головках забойного конвейера датчиками уровня шума машины, схемой сброса счетчика в нулевое состояние и схемой занесения кода, а реверсивный счетчик выполнен с входами коррек .ии, причем схема сброса и схема занесения соединены с выходом соответствующего датчика уровня шума, а выходы — с соответствующими входами коррекции реверсивного счетчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент tIHP Р 73666, кл. G 08 С 23/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 306259, кл; E 21 С 27/00, 1969.