Шпоночное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
OllHCAHHE
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцкалисткческнх
Республик и 826112 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.06.79 (21) 2785282/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F l 6 В 3/00
F 16 D 1/02
Гееударстееккый кемнтет
Опубликовано 30.04.81. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 10.05.81 (53) УДК 621.229. .314 (088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
И. Н. Фокин, Ю. А. Евдокимов, М. И. Леонов и P Г. Ялышев
Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для фиксации деталей, в ступицах которых не могут быть выполнены осевые шпоночные пазы.
Известны конструкции для соединения втулки с валом при помощи шпонки, которые фиксируют втулку только от проворачивания на валу (1).
Известна также конструкция шпоночного соединения, имеющего шпонку, средняя часть которой выполнена в виде сегмента. Она фиксирует втулку не только от проворачивания; но и от осевого перемещения путем отгибания ее края, образующего упор (2) .
Известная конструкция шпоночного соединения требует осевого шпоночного паза в отверстии втулки, изготовление которого не всегда возможно или необходимо, например, во внутреннем кольце подшипника качения. Из условий сборки подшипники качения устанавливаются на вал с гарантированным зазором. Это приводит к проворачиванию внутреннего кольца относительно вала, и, соответственно, к интенсивному износу посадочного места. Фиксировать подшипник от проворачивания при помощи известных конструкций шпонок нецелесообразно из-за трудностей в изготовлении внутренних осевых шпоночных пазов во внутреннем кольце подшипника.
Цель изобретения — повышение надежности соединения путем увеличения долговечности посадочных мест втулки и вала.
Для достижения поставленной цели, в шпоночном соединении, содержащем вал, с насаженной на него втулкой с пазами и шпонку, загнутые концы второй выступают за края втулки, шпоночные пазы во втулке выполнены радиальными на ее торцах, а загнутые концы шпонки размещены в упомянутых пазах.
На фиг. 1 показаны втулка, вал и сечение, показывающее расположение шпонки с сегментной частью, при фиксации втулки только в одном направлении; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вал и втулка, сечение, в случае ее фиксации шпонкой в двух направлениях; на фиг. 4— то же, сечение в сл чае ее фиксации плоской шпонкой; на фиг. 5 — шпонка с сег826112
Формула изобретения
Рог. г (Пуг. г гг
Фиг. 3
Дгиг. Б
1дггг. гг
Фиг. 7
Составитель В. Ярославский
Редактор Е. Спиридонова Техред A. Бойкас Корректор Н. Стен
Заказ 2275 10 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ментной средней частью; на фиг. 6 — плоская шпонка; HB фиг. 7 - — сечение Б — Б на фиг. 6.
Шпонка 1 вставляется в паз 2 вала 3, затем на валу устанавливается подшипник (втулка) 4 и край шпонки 5, загибаясь, вводится в радиальный торцовый паз 6 внутреннего кольца подшипника 4.
Для фиксации подшипника 4 в двух направлениях, у шпонки 1 загибаются два конца 5 и 7, которые вводятся соответственно в пазы 6 и 8 подшипника 4.
В случае применения плоской шпонки 9, ее край 10 загибается и вводится в паз ll„ а ее средняя часть 12 приклеивается ко дну шпоночного паза 13 или изготовляется конической.
Шпонка применяется для фиксации деталей, которые не передают больших крутящих моментов.
Использование .предлагаемой конструкции шпонки позволяет устранить проворачивание втулок; относительно вала в тех случаях, где оно.нвгнщ,отельно и тем самым повысить долговечность валов.
«1..
Предлагаемая шпонка необходима в случае нанесения на посадочное место вала полимерного покрытия, обладающего низким коэффициентом трения.
Шпоночное соединение, содержащее вал, с насаженной на него втулкой с пазами и шпонку, с выступающими за края втулки загнутыми концами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения путем увеличения долговечности посадочных мест вала и втулки, пазы во втулке выполнены радиальными. на торцах, а заг1l 5 нутые концы шпонки размещены в упомянутых пазах.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Справочник металлиста. Под ред.
С. А. Чернавского, т. 1. М., «Машинострое>0 ние», 1976, с. 372.
2. Патент Англии № 1.429.423. кл. F 16 D 1/02, 1976 (прототип).