Тренажер транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

G 09 В 9/04

Гееударетееннмй кемнтет

Опубликовано 30.04.81. Бюллетень № 16

IIo делам нзебретеннй н еткрмтнй (53) УДК 629.113 (088.8) Дата опубликования описания 30.04.81 (72) Авторы изобретения

В. Н. Ива

А. Е.

1 ! с

l с

Г

i с

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения водителей транспортных средств.

Известен тренажер транспортного средства, содержащий модель кабины транспортного средства с органами управления, связанными с пультом инструктора и блоком контроля обучаемого, и узел, имитации дорожной обстановки (1).

Недостатком известного тренажера является условность восприятия дорожных ситуаций и неполное динамическое подобие, вызванное ограниченной подвижностью модели кабийы.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения за счет приближения условий обучения к реальным, 15

Поставленная цель достигается тем; что тренажер имеет замкнутую трассу, выполненную в виде восьмерки, и вычислительный блок, а модель кабины транспортного средства выполнена в виде электромобиля установленного на трассе, причем входы вычислительного блока связаны с органами управления модели, с моделью кабины и с пультом инструктора, а выход — с узлом имитации дорожной обстановки.

На фиг. 1 представлена структурная схема управления тренажером; на фиг. 2

его общий вид.

Тренажер содержит модель кабины транспортного средства в виде электромобиля

1сорганами 2 у:правления, блоком 3 датчиков и приборами 4. Пульт 5 инструктора связан с блоком 6 контроля обучаемого и через вычислительный блок 7 — с узлом 8 имитации дорожной обстановки, включающим подвижные объемные макеты 9 пешеходов и транспортных средств, подвижную модель 10 автомобиля-лидера, кинопроекторы с экранами 11, световариаторы 12 и имитаторы шума 13, установленные внутри затемненной трассы 14, выполненной в виде восьмерки. Макетв 9 выполнены в натуральную величину. например, из пенопласта и оснащены электроприводами для перемещения их в поперечном направлении. Автомобиль-лидер аналогичен электромобилю !.

Световариаторы 12 состоят из источников света, установленных в боковых стенках

826394 трассы 14 и связаны с вычислительным блоком 7.

Тренажер работает следующим образом.

Электромобиль 1 с обучаемым перемещается по направляющим с регулируемой скоростью движения внутри затемненной трассы 14. Инструктор с пульта 5 задает обучаемому программу движения, а также различные дорожно-транспортные ситуации.

С помощью световариатора 12 и прибора 4 (имитатор спидометра), управляемых вычислительным блоком 7, достигается иллюзия повышенной скорости движения. Макеты 9 пешеходов и транспортных средств перемещаются по командам с вычислительного блока 7 с учетом управляющих манипуляций обучаемого. Контроль за правильностью действий обучаемого осуществляется инструктором посредством блока 6 контроля обучаемого. С помощью кинопректоров 11 имитируется встречное движение транспортного потока и разнообразные критические ситуации. Имитатор 13 шума, управляемый вычислительным блоком 7, воссоздает акустическую обстановку, адекватную реальной в зависимости от параметров движения электромобиля 1- с обучаемым.

Формула изобретения

Тренажер транспортного средства, содержащий модель кабины транспортного средства с органами управления, связанными с пультом инструктора и блоком контроля обучаемого, и узел имитации дорожной обстановки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения за счет приближения условий обучения к реальным, он имеет замкнутую трассу, выполненную в виде восьмерки, и вычислительный блок, а модель кабины транспортного средства выполнена в виде электромобиля, установленного на трассе, причем входы вычислительного блока связаны с органами управления модели, с моделью кабины и с пультом инструктора, а выход — с узлом имитации дорожной обстановки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гуслиц В. С. и др. Автомобильные тренажеры. М., «Транспорт», с. 47 — 48.

Составитель Б. Зрелин

Редактор Е. Кинив Техред A. Бойкас Корректор М. Демчик

Заказ 2503/71 Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4