Самотормозящийся электродвигатель переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОюз. СО4фтскнх

Соцнаанстнчесмнх

Раепублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

< 826536 ф ( -Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 210379 (21) 2738178/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 300481. Бюллетень М 16

Дата опубликования описания 3004.81 (53}e. Кл.з

Н 02 Р 3/04

Н 02 К 7/106

Государственный комитет

СССР яо делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 316. .719.83 (088.8) (72) Авторы изобретения, Гфинбер г

В.В.Соленков, Э.N.Ãóñåëüíèê у)- .

I (71) Заявитель (54) САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах грузоподъемных и исполнительных механизмов с нормально замкнутым тормозом и устройством для ускорения срабатывания растормаживающего электромагнита.

Известен самотормозящийся электродвигатель переменного тока со встроенным тормозом, в котором ускорение срабатывания растормаживающего электромагнита достигается путем подачи на обмотку электромагнита повышенного напряжения при включении электродвигателя в сеть. В конце 15 своего хода якорь электромагнита, воздействуя механически на переключатель, обеспечивает переключение питания обмотки электромагнита на номинальное 1 20

Недостатком этого электродвигателя является его сложность за счет пристраивания переключателя и наличие искрения в контактах переключателя при переключении, что приводит 25 к преждевременному износу контактов, ограничивает срок службы устройства, а также обуславливает недостаточную надежности при работе электродвигателя во взрывоопасных средах. 30

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является самотормозящнйся электродвигатель, содержащий статор с обмоткой, имеющий лобовые части, электромагнитный тормоз с обмоткой, выводы которой подключены к выходным зажимам выпрямительного моста. Один входной зажим указанного. моста подключен к выводу одной из фаз статорной обмотки, а другой его входной зажим через второй выпрямительный мост, шунтированный элементом сопротивления и в диагональ которого включен управляемый ключевой элемент, подключен к выводу другой фазы статорной обмотки. Обмотка датчика тока расположена на лобовых частях и подключена параллель2 но через выпрямительный мост и усилитель мощности к ключевому элементу Ы °

Недостатком укаэанного электродвигателя является сложность его схемы и конструкции .из-за наличия дополнительной обмотки лобовых частей и других промежуточных элементов, связывающих эту обмотку с ключевым элементом.

Кроме того, длительность открытого состояния ключевого элемента в ука826536 занном электродвигателе зависит от длительности протекания пусковых токов, которая, в свою очередь, определяется величиной механической нагрузки на валу электродвигателя и является непостоянной. Вследствие этого ширина импульса форсирующего напряжения на обмотке электромагнита является также величиной непостоянной. Следовательно, запуск электродвигателя при малой нагрузке на валу (например, на холостом ходу1, когда длительность пускового тока наименьшая, может привести к несрабатыванию электромагнита вследствие малой ширины импульса форсирующего напряжения. В то же время выбор пара- 15 метров электромагнита и блока управления, обеспечивающих .надежное срабатывание электромагнита при минимальной нагрузке на валу электродвигателя, приводит к недопустимому пе- 20 регреву обмотки электромагнита в тех случаях, когда нагрузка на валу соответствует номинальной величине, или превышает ее. Перечисленные факторы приводят к снижению надежности и 25 уменьшению срока службы, особенно в режимах большой частоты включения.

Цель изобретения — упрощение, повышение надежности и увеличение срока службы электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, . что в самотормозящийся электродвигатель переменного тока введены четыре диода, катоды двух из которых связаны через. последовательную RС-цепь с управлякщим электродом ключевого элемента, другой силовой электрод которого соединен со вторым выводом указанной фазы статорной обмотки, а анод каждого из указанных двух диодов подключен к соответствующему выводу 40 этой же фазы статорной обмотки, снабженной дополнительным выводом, соединенным с анодом третьего и катодом четвертого диодов, катод третьего и анод четвертого диодов подключены к выходным зажимам выпрямительного моста.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема самотормозящегося электродвигателя переменного тока.

Электродвигатель содержит электромагнит 1 с обмоткой, соединенной с фазной обмоткой 2 статора электродвигателя 3 посредством управляемого ключевого элемента и мостового выпрямителя 4. Один из силовых электродов ключевого элемента 5, выполненного на симисторе, соединен со входом 6 мостового выпрямителя 4, а другой силовой электрод ключевого эле- 60 мента.5 - с выходным выводом ? фазной обмотки 2. Управлякщий электрод., 8 симистора 5 через последовательно включенные резистор 9 и конденсатор

10 соединен с катодами диодов 11 и

12, причем анод-диода 11 подключен к выходному выводу 7 фазной обмотки

2, а анод диода 12 — ко входному выводу 13 фазной обмотки 2 и входу 14 выпрямителя 4 ° Параллельно конденса-. тору 10 подключен разрядный резистор

15. Выход 16 выпрямителя 4 соединен. с зажимом 17 обмотки электромагнита

1 и катодом диода 18, а выход 19 выпрямителя 4 — с зажимом 20 обмотки электромагнита 1 и анодом диода 21.

Анод диода 18 и катод диода 21 подключен к дополнительному выводу 22 фазной обмотки 2 статора электродвигателя 3.

Устройство работает следующим образом.

При включении электродвигателя в сеть переменного тока симистор 5 в течение времени заряда конденсатора

10 находится в открытом состоянии и пропускает повышенное напряжение 0, на обмотку электромагнита 1. При этом время трогания растормаживающе- . го электромагнита и соответственно время растормаживания электродвигателя уменьшается.

После срабатывания электромагнита, по мере заряда конденсатора 10 ток в цепи управления симистором 5, содержащей резисторы 9 и 15, конденсатор 10 и диоды 11 и 12, уменьшается до нуля, а симистор закрывается.

При этом питание обмотки электромагнита 1 переключается с повышенного напряжения Ц на номинальное U которое снимается с части фазной обмотки 2 и подается на обмотку элект1 ромагнита 1 через диоды 18 и 21.

После отключения, электродвигателя от сети конденсатор 10 разряжается на резистор 15, обеспечивая тем самым подготовку цепи управления семистором 5 для следующего включения.

Благодаря введению диодов и соответствующего включения их в схему самотормозящегося электродвигателя переменного тока, упростилась конструкция электродвигателя и его схема.

Кроме того, длительность открытого состояния ключевого элемента, а следовательно, и длительность и мпульса форсирующего напряжения на обмотке электромагнита не зависит от нагрузки на валу электродвигателя, что позволяет обеспечить одинаковые условия срабатывания электромагнита при различных механических нагрузках на валу, и таким образом, повысить надежность и увеличить срок .службы электродвигателя.

Формула изобретения

Самотормозящийся электродвигатель переменного тока, .содержащий статор с обмоткой, электромагнитный тормоз с обмоткой, подключенной к выходным зажимам выпрямительного моста, один

826536

Составитель A.Ãîëîâ÷åíêÎ

Техред Н.Майорош Корректор Н.Швыдкая

Редактор П.Макаревич

Заказ 2532/77 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 входной зажим которого соединен с одним выводом одной из фаз статорной обмотки, управляемый ключевой элемент, один силовой электрод которого подключен к другому входному зажиму выпрямительного моста, последовательную RC-цепь, отличающийся тем, mo, с целью упрощения, повышения надежности и увеличения срока службы, в электродвигатель введены четыре диода, катоды двух из которых связаны через последовательную RC- tO цепь с управляющим электродом клю- . чевого элемента, другой силовой электрод которого соединен со вторым выводом указанной фазы статорной обмотки электродвигателя, аноды каждого из упомянутых двух диодов - соответственно с выводами этой же фазы статорной обмотки, снабженной дополнительным выводом, соединенным с анодом третьего и катодом четвертого диодов,,катод третьего и анод четвертого диодов подключены к выходным зажимам выпрямительного моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9475709, кл. H 02 К 7/106, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

9548920, кл. Н 02 К 7/106, 1977.