Способ получения полимерной присадки ксмазкам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

О П И С А Н И Е (»)827535

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.04.79 (21) 2?58105/23-04 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (51) М.Кл С 10 М 1/18

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 0?.05.81. Бюллетень AЪ 17 (53) УДК 621.092.8 (088.8) (45) Дата опубликования описания 03.08.81 (72) Авторы

:изобретения

Ю. А. Евдокимов, Б. М. Фиштейн, Э. Н. Попов, В. В. Сычев, А. М. Аваков и И. Б. Федичев (71) Заявители

Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного, транспорта и Научно-исследовательский институт — технологии машиностроения (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ

ПРИСАДКИ К СМАЗКАМ

Изобретение относится к способу получения смазочных материалов для тяжелонагруженных узлов трения.

Известен способ получения полимерной присадки к смазкам путем полимеризации олефинов в различных условиях (1).

Однако полученная этим способом присадка не обладает достаточными смазывающими свойствами.

Известен способ получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции полимера олефинового ряда, например полиэтилена, при нагревании его на воздухе до 400 С при перемешивании с последующим охлаждением полученного 15 продукта (2).

Недостатками такого способа получения присадки являются относительно невысокие смазочные свойства и достаточно сложная технология получения, невысокая однородность полученных смазок, что ограничивает область их применения.

Целью изобретения является повышение смазочных свойств присадки.

Поставленная цель достигается тем, что в способе получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции полимера олефинового ряда термодеструкцию осуществляют в среде масла с после- Зо дующей выдреж кой полученного продукта в течение 1,5 — 2,0 ч.

Термодеструкцию желательно осуществ лять при 180 — 400 С.

В минеральное или синтетическое масло вводят полимер олефинового ряда (полиэтилен, полипропилен и др.) в количестве 30 — 50 вес. %. Полученную смесь нагревают до 180 — 400 С (что обеспечивает протекание термодеструкционных процессов) и выдерживают при этой температуре. Затем полученную присадку в горячем состоянии добавляют в базовое минеральное или синтетическое масло, которое предварительно разогревают до 180 †2 С (для обеспечения высокой однородности смазки).

Для испытаний полимерных присадок, полученных по предлагаемому способу, готовят смеси минерального масла с продуктами термодеструкции полиэтилена в среде масла.

)Кидкие смазки испытывают на пропитанных пористых подшипниках на машине

МИ1-М при следующих режимах: удельное давление 38 кг/сме, скорость скольжения 1,3 м/сек; условия смазки — одноразовая пропитка пористой матрицы.

Результаты испытаний приведены в табл. 1.

827535

Таблица 1

КоэффllС

Тсмператрения

TVP3, 1 (Материал— сталь марки

Износ подшипника, мк/км

Износ вала, мг/км

Материал подшипника

Смазка

Пористое железо

Ст. 45! H»OA+2% продуктов термодеструкцнн полиэтилена в среде масла 1

0,270

008

0,130

Пористое железо

Ст. 45

И50А+4% продуктов термодестру кцнн полиэ0нлена в среде масла

0,150

0,06

0,070

Пористое железо

С0. 45

И50А

0,570

0,180 О, IO

Таблица 2

Износ подшипникаа, мк/ км

Износ вала, кг/км

Температура

Коэффицн п онорио ностн ент трения "

0,19

0,555

0,07

0,093 I 0,05 — 0,02

O,148

0,157

0,06 — 0,03

0,210

0,150

0,06

0,120

0,010

0,03 — 0,04

0,180

0,310

0,05

П р и м е ч а н и е 1. В качестве прототипа взято масло И50А, так как смазками пропитывать пористые матрицы невозможно.

2. Продукты термодеструкции полиэтилена в среде масла включают 50% И50А + 50% полиэтилена; температура 350 С, выдержка в течение 2 ч.

Присадка к смазке н ее количество

15 /0 продуктов термоокнслнтель-

О

1 ной деструкции (т.о.д) полиэтилена

20% продуктов т.о.д. полиэтилена

25% продуктов т о.д. полиэтилена

10% продуктов термодеструкцнн полиэтилена в среде масла

20% продуктов тсрмодеструкцнн, полиэтилена в среде масла !

40% продуктов термодеструкцин полиэтилена в среде масла

С целью выявления оптимального температурного режима приготовления присадок были испытаны смазочные материалы состава, %: продукты термической деструкции полиэтилена в среде масла 20; минеральное масло И50А остальное.

Испытания консистентных смазок проводят на машине трения МИ-1 при режимах, аналогичных режимам, приведенным в описании к табл. 1, при удельном давлении 75 кг/см и скорости скольжения

0,25 м/сек.

Результаты испытаний присадок, полученных по предлагаемому способу (присадки № 4 — -6) и известным способам (присадки № 1 — 3), приведены в табл. 2 (испытания проведены на парах трения сталь марки Ст. 45-текстолит) .

Температурный режим приготовления присадки:

1. Температура 180 С, выдержка 2 ч;

2. Температура 300 С, выдержка 2 ч;

3. Температура 4i00 С, выдержка 2 ч.

Результаты испытаний приведены в табл. 3.

827535

Таблица 3

Содержание продуктов термодеструкции полиэтилена в среде масла, /о

Износ подшипника, лж/км

Износ вала, кг/с.и

Температура приготовления, ОС

Температура поверхности, ОС

Коэффициент трения

0,210

0,180

0,120

0,150

0,080

0,010

400

0,07

0,06

0,03 — 0,04

53

51

Примечание. Испытания проводили при тех же условиях и,режпмах, что и в табл. 2.

Формула изобретения

Составитель Н. Богданова

Техред Л. Куклина

Редактор 3. Бородкина

Корректор С. Файн

Заказ 573/517 Изд. М 368 Тираж 553 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Анализ результатов испытаний (см. табл. 3) показывает, что повышение температуры приготовления присадок способствует повышению их смазочных свойств, однако несколько усложняет технологию получения.

При термодеструкции в среде масла полипропилена вместо полиэтилена смазочные свойства полученных смазок существенно не отличаются.

Технико-экономическая эффективность применения предлагаемых присадок обусловливается тем, что они способствуют дальнейшему снижению трения и износа, имеют высокую однородность и технологичны в изготовлении. Вязкость смазок регулируется в широких пределах за счет изменения концентрации полимерного компонента. Это позволит применять предлагаемые присадки при различных режимах работы узлов трения, для пропитки пористых матриц, для получения консистентных смазок, а также для изготовления смазочных элементов при ротапринтной смазке и т. д.

1. Способ получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции

5 полимера олефинового ряда, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения смазочных свойств присадки, термодеструкцию осуществляют в среде масла с последующей выдержкой полученного продукта в течение 1,5 — 2,0 ч.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что термодеструкцию осуществляют при 180 — 400 С.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:.1. Кулиев А. М. Химия и технология

20 присадок к маслам и топливам. М., «Химия», 1972, с. 143..2. Авторское свидетельство СССР № 468949, кл. С 10 М 1/18, 1974 (прото25 тип) .