Способ получения полимерной присадки ксмазкам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
О П И С А Н И Е (»)827535
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.04.79 (21) 2?58105/23-04 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (51) М.Кл С 10 М 1/18
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 0?.05.81. Бюллетень AЪ 17 (53) УДК 621.092.8 (088.8) (45) Дата опубликования описания 03.08.81 (72) Авторы
:изобретения
Ю. А. Евдокимов, Б. М. Фиштейн, Э. Н. Попов, В. В. Сычев, А. М. Аваков и И. Б. Федичев (71) Заявители
Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного, транспорта и Научно-исследовательский институт — технологии машиностроения (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ
ПРИСАДКИ К СМАЗКАМ
Изобретение относится к способу получения смазочных материалов для тяжелонагруженных узлов трения.
Известен способ получения полимерной присадки к смазкам путем полимеризации олефинов в различных условиях (1).
Однако полученная этим способом присадка не обладает достаточными смазывающими свойствами.
Известен способ получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции полимера олефинового ряда, например полиэтилена, при нагревании его на воздухе до 400 С при перемешивании с последующим охлаждением полученного 15 продукта (2).
Недостатками такого способа получения присадки являются относительно невысокие смазочные свойства и достаточно сложная технология получения, невысокая однородность полученных смазок, что ограничивает область их применения.
Целью изобретения является повышение смазочных свойств присадки.
Поставленная цель достигается тем, что в способе получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции полимера олефинового ряда термодеструкцию осуществляют в среде масла с после- Зо дующей выдреж кой полученного продукта в течение 1,5 — 2,0 ч.
Термодеструкцию желательно осуществ лять при 180 — 400 С.
В минеральное или синтетическое масло вводят полимер олефинового ряда (полиэтилен, полипропилен и др.) в количестве 30 — 50 вес. %. Полученную смесь нагревают до 180 — 400 С (что обеспечивает протекание термодеструкционных процессов) и выдерживают при этой температуре. Затем полученную присадку в горячем состоянии добавляют в базовое минеральное или синтетическое масло, которое предварительно разогревают до 180 †2 С (для обеспечения высокой однородности смазки).
Для испытаний полимерных присадок, полученных по предлагаемому способу, готовят смеси минерального масла с продуктами термодеструкции полиэтилена в среде масла.
)Кидкие смазки испытывают на пропитанных пористых подшипниках на машине
МИ1-М при следующих режимах: удельное давление 38 кг/сме, скорость скольжения 1,3 м/сек; условия смазки — одноразовая пропитка пористой матрицы.
Результаты испытаний приведены в табл. 1.
827535
Таблица 1
КоэффllС
Тсмператрения
TVP3, 1 (Материал— сталь марки
Износ подшипника, мк/км
Износ вала, мг/км
Материал подшипника
Смазка
Пористое железо
Ст. 45! H»OA+2% продуктов термодеструкцнн полиэтилена в среде масла 1
0,270
008
0,130
Пористое железо
Ст. 45
И50А+4% продуктов термодестру кцнн полиэ0нлена в среде масла
0,150
0,06
0,070
Пористое железо
С0. 45
И50А
0,570
0,180 О, IO
Таблица 2
Износ подшипникаа, мк/ км
Износ вала, кг/км
Температура
Коэффицн п онорио ностн ент трения "
0,19
0,555
0,07
0,093 I 0,05 — 0,02
O,148
0,157
0,06 — 0,03
0,210
0,150
0,06
0,120
0,010
0,03 — 0,04
0,180
0,310
0,05
П р и м е ч а н и е 1. В качестве прототипа взято масло И50А, так как смазками пропитывать пористые матрицы невозможно.
2. Продукты термодеструкции полиэтилена в среде масла включают 50% И50А + 50% полиэтилена; температура 350 С, выдержка в течение 2 ч.
Присадка к смазке н ее количество
15 /0 продуктов термоокнслнтель-
О
1 ной деструкции (т.о.д) полиэтилена
20% продуктов т.о.д. полиэтилена
25% продуктов т о.д. полиэтилена
10% продуктов термодеструкцнн полиэтилена в среде масла
20% продуктов тсрмодеструкцнн, полиэтилена в среде масла !
40% продуктов термодеструкцин полиэтилена в среде масла
С целью выявления оптимального температурного режима приготовления присадок были испытаны смазочные материалы состава, %: продукты термической деструкции полиэтилена в среде масла 20; минеральное масло И50А остальное.
Испытания консистентных смазок проводят на машине трения МИ-1 при режимах, аналогичных режимам, приведенным в описании к табл. 1, при удельном давлении 75 кг/см и скорости скольжения
0,25 м/сек.
Результаты испытаний присадок, полученных по предлагаемому способу (присадки № 4 — -6) и известным способам (присадки № 1 — 3), приведены в табл. 2 (испытания проведены на парах трения сталь марки Ст. 45-текстолит) .
Температурный режим приготовления присадки:
1. Температура 180 С, выдержка 2 ч;
2. Температура 300 С, выдержка 2 ч;
3. Температура 4i00 С, выдержка 2 ч.
Результаты испытаний приведены в табл. 3.
827535
Таблица 3
Содержание продуктов термодеструкции полиэтилена в среде масла, /о
Износ подшипника, лж/км
Износ вала, кг/с.и
Температура приготовления, ОС
Температура поверхности, ОС
Коэффициент трения
0,210
0,180
0,120
0,150
0,080
0,010
400
0,07
0,06
0,03 — 0,04
53
51
Примечание. Испытания проводили при тех же условиях и,режпмах, что и в табл. 2.
Формула изобретения
Составитель Н. Богданова
Техред Л. Куклина
Редактор 3. Бородкина
Корректор С. Файн
Заказ 573/517 Изд. М 368 Тираж 553 Подписное
НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Анализ результатов испытаний (см. табл. 3) показывает, что повышение температуры приготовления присадок способствует повышению их смазочных свойств, однако несколько усложняет технологию получения.
При термодеструкции в среде масла полипропилена вместо полиэтилена смазочные свойства полученных смазок существенно не отличаются.
Технико-экономическая эффективность применения предлагаемых присадок обусловливается тем, что они способствуют дальнейшему снижению трения и износа, имеют высокую однородность и технологичны в изготовлении. Вязкость смазок регулируется в широких пределах за счет изменения концентрации полимерного компонента. Это позволит применять предлагаемые присадки при различных режимах работы узлов трения, для пропитки пористых матриц, для получения консистентных смазок, а также для изготовления смазочных элементов при ротапринтной смазке и т. д.
1. Способ получения полимерной присадки к смазкам путем термодеструкции
5 полимера олефинового ряда, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения смазочных свойств присадки, термодеструкцию осуществляют в среде масла с последующей выдержкой полученного продукта в течение 1,5 — 2,0 ч.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что термодеструкцию осуществляют при 180 — 400 С.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:.1. Кулиев А. М. Химия и технология
20 присадок к маслам и топливам. М., «Химия», 1972, с. 143..2. Авторское свидетельство СССР № 468949, кл. С 10 М 1/18, 1974 (прото25 тип) .