Подшипниковая сталь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I»I/27582
Союэ Советскик
Сонийлистическик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Республик
Ф ч>1
> (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.09.78 (21) 2678454/22-02 (осударствонный комитет (51) М. К.7.3
С 22 С 38> 22 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.05.81, Ьюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81.
IIII делом иэобретеннй и открытий (53) УДК 669.14.018. .25-194 (088.8) (72) Авторы изобретения
Р. В. Яценко, Д. П. Долинин, Я. И. Спектор, Л. Н. Шульгина Г. А. Хасин, В. С. Левитин, Е. А. Островская, С. И. Щипунова и В. С. Кропачев
Украинский научно-исследовательский институт . специальных сталей, сплавов и ферросплавов и Загорский филиал Всесоюзного научно-исследовательского конструкторскотехнологического института подшипниковой промышленности (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВАЯ СТАЛЪ
Изобретение относится к черной металлургии, в частности, к металлургии сталей, предназначенных для подшипников качения.
Известна сталь 11Х18М, содержащая, вес. 0:
Углерод 1,1 — 1,25
Хром 16,0 — 19,0
Молибден 0,3 — 0,8
Ванадий 0,1 — 0>3
Марганец 0,5 — 1,0
Никель 0,1 — 0,3
Кремний До 0,37.
Железо Остальное (1)
Эта сталь, обладая достаточной коррозионной стойкостью, имеет низкую твердость, теплопрочность, ударную вязкость, изотропность механических свойств и контактную выносливость.
Целью изобретения является повышение твердости, теплопрочности, ударной вязкоCTH, KOHTBKTIIOH BI>IHOC 7HBOC I If H H3OTPOI7IIOсти механических свойств.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая подшипниковая сталь дополнительно содержит иттрий при следующем соотношении компонентов, вес. с.
Углерод 0,40 — 0,6
Хром 15,00- — 19,5
Молибден 0,5 — 1,50
Кремний 0,50 — 1,00
Марганец 0,50 — 1,00
Иттрий 0,02 — 0,20
Железо Остальное.
5 Иттрий способствует измельчению дендритной структуры и эквтектических карбидов, повышает теплостойкость, пластичность, ударную вязкость. улучшает обрабатываемость стали.
1о Из общего количества (более 40 плавок) для проведения лабораторных испытаний были отобраны плавки, химический состав которых приведен в табл. 1.
После выплавки металл подвергался
15 кузнечному пределу на профиль круг 28" мм, нормализации, отжигу по режиму: температура нагрева 870 С, выдержка 3 ч, охлаждение со скоростью 50 /ч до 730 С, выдержка в течение 3 ч, далее — охлаждение
20 с печью.
Твердость после отжига всех исследованных плавок находилась в пределах НВ =
= 192... 246 кгс/см .
Из полученных прутков производилось
25 изготовление образцов для проведения лабораторных испытаний, а также деталей подшипников для сравнительных стендовых испытаний.
Образцы и детали подшипников всех исз0 следованных составов подвергались нитроТаблица 1
Содержание элементов, вес. о<о
Сталь
Мп
Мо
Гс
Предлагаемая
2
Извести<)я (11
0,49
0,65
1,01
0,80
0,5 1
0,76
1,49
0,70
Остальное
ГО il«
»
0,02
0,08
0,20
15,1
16,9
19,5
1 7,5
0,021
0,019
0,023
0,020
0,012
0,013
0,010
0,013
0,51
0,72
1,00
0,60
0,40
0.51
0,60
1,!5
0,16
0,2
Таблица 2 с
О
О
О !!
О д"
f" <»
О <> м
О
Ж
<.
>< ж а< .Я <у
О
Тв< рдость, 1-INC
Теплопрочность, ос (температура начала разупрочпения) Ударная вязкость а,<, кгс м
Контактная выносливость, ылн. цикл. на рас
< то янин
0,1 мм от по верхности
Сталь сердцевина
Предлагаемая
2
Известная
1!1 начала
0,81
0,88
0,83
0,79
360
61
60,5
52
3,7
3,5
50 г5
54
179
187
182
127
<> прои т! > о поп
50 цементации при 970 С в атмосфере диссоциированного триэтаноламина в течение 4ч и последующей окончательной термической обработке по режиму: закалка в масло от температуры 1070 ... 1080 С, обработка холодом при температуре — (70... 80 С) в течение 1 ч и отпуск при 400... 420 С в течение
5 ч.
После термической обработки по описанному выше режиму проведено испытание образцов, результаты испьгганнй приведены в табл. 2.
В табл. 2 приведена средняя твердость сердцевины образцов после испытаний па ударную вязкость, а также средняя твердость на глубине 0,1 м от поверхности образцов после испытаний на ударную вязкость. Твердость определялась на приборе типа ТП при нагрузке 5 кгс с последующим переводом в HRC.
В табл. 2 дана ударная вязкость цилиндрических образцов без надреза диаметром
8 мм и длиной 60 мм, определенная на копре «Шапри» при расстоянии между опорами 40 мм. На каждый состав испытывалось по 6 образцов, на каждом из которых после испытаний определялась твердость сердцевины и на глубине 0,1 мм от поверхности (по 5 измерений на образец).
В табл. 2 приведена теплопрочность, определенная по температурс начала интенсивного разупрочнення металла. Испытывались цилиндрические образцы («n 24 шт на. состав) диаметром 14 мм и высотой 10 мм
)(a машинах LICT-3. Образец плоским торцем контактировал с шариком нз твердого сплава 307 в течение 5 ч под нагрузкой
427 кгс при определенной заданной температуре. Нагрузка прикладывалась после достижения температуры испытания. После снятия нагрузки и охлаждения измерялся
25 диаметр пластического отпечатка шарика на образце. По результатам измерений для каждого состава строился график в осях: по вертикали — диаметр отпечатка, мм по горизонтали — температура испытаний, 30 (По перелому на построенных кривых определялась температура начала интенсивного разупрочнения (область развитой контактной ползучести), характернзу)ощего теплопрочность металла.
Контактная выносливость определялась на машинах типа МКВ-К на сферических образцах по моменту начала усталостного выкрашивания при контакт40 ных напряжениях <7„„<,= 475 кгс/мм . Сферический образец контактировал с диском нз стали ШХ5 (НГ С = 6! ... 63). 11а ка>кдый состав испытывалось не менее 30 образцов.
Коэффициент изотропности механических свойств q, представляет безразмерное отношение предела прочности продольных образцов (о„р„.) к пределу прочности поперечных образцов (о„„„.).
Пределы прочности определялись на образцах карсетной формы длиной 21 мм и диаметром минимального сечения 2,3 мм.
55 На каждый состав испытывалось по 12 образцов, из которых 6 изготавливались вдоль оси прутка и 6 — поперек.
Помимо испытаний образцов были проведены сравнительные стендовые испыта60 ния подшипников типа 10060951ОТ, изготовленных из предлагаемой стали «50Х18М» н известной стали 11Х18М, детали которых прошли идентичную термическую обработку, описанную выше.
65 Условия испытаний следующие:
827582
Формула изобретения
Подшипниковая сталь, содержащая углерод, хром, молибден, кремний, марганец, 5 отличающаяся тем, что, с целью повышения твердости, теплопрочности, ударной вязкости, изотропности механических свойств и контактной выносливости, она дополнительно содержит иттрий при следу1о10 1цем соотношении компонентов, вес. %:
Углерод
Хром
Молибден
15 Кремний
Марганец
Иттрий
Железо
T aoлица 3
Материал деталей подшипников
Критерий оценки
«11X)8M «50Х18М
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Средняя наработка, и
Износ на шариках, мкм
2696 6168
1. ТУ 14-1-631 — 73, сталь «11Х)8М», 0,1
0,2
2б
Составитель Л. Суязова
Техред И. Заболотнова
Редактор Я. Гохфельд
Корректор А. Степанова
Заказ 375
Подппсно.
Тираж 694
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлпсполкома
Стенды типа С97.00.000-22
Частота трехфазного тока 1000 гц
Частота вращения ротора 6000 об/мин
Осевая нагрузка 3,0 кгс
Радиальная нагрузка 1,0 кгс
Смазка ВНИИНП вЂ” 228, 30 мг в подшипник
Среда — Вакуум
Температура + 120 С
Испытывались по 10 подшипников из стали «50Х18М» и стали № 11X18h!».
Результаты испытаний приведены в табл. 3.
0,40 — 0,60
15,00 — 19,50
0,50 — 1,50
0,5 — 1
0,5 — 1
0,02 — 0,20
Остальное,