Устройство для соединения роторазабойного двигателя co ctatopom

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i ц 827743

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.06.79 (21) 2778433/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 ( Г

:.г (51) М. К .

Е 21В 3/12

Государственный комитет

СССР (53) УДК 622.243.92..05 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Н. П. Моисеев, 1О. Д. Сугакевич, А. Г. Шарафудинов и В. Г. Шеблыкин

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт буровой техники (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРА

ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СТАТОРОМ

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин забойными двигателями для ликвидации возможных аварийных ситуаций.

Известно устройство для жесткого соединения статора с ротором, содержащее две кулачковые полумуфты, одна из которых неподвижно закреплена на статоре, а другая выполнена в виде ходовой гайки, размещенной на роторе. Ходовая гайка приводится в действие по команде, передаваемой с поверхности по гидравлическому каналу и осуществляемой изменением давления промывочной жидкости, прокачиваемой через бурильные трубы, путем изменения ее количества,(1).

Недостатком устройства является необходимость включения и выключения насосов для привода в действие узла зацепления.

Известно устройство для соединения ротора забойного двигателя со статором, содержащее соединительный элемент с винтовой нарезкой, установленный на роторе, и направляющий узел (2).

Недостатком устройства является износ направляющей эластичной втулки по внутреннему диаметру вследствие ее осевого и радиального перемещения, в результате чеro не происходит зацепления кулачковых муфт.

Цель изобретения — повышение надежности в работе и долговечности устройства.

Это достигается тем, что соединительный элемент установлен на роторе с возможностью осевого перемещения, направляющий узел жестко связан с соединительным элементом и выполнен в виде тонкостенной щ разрезной втулки с винтовой нарезкой, причем статор забойного двигателя имеет винтовую нарезку под винтовые нарезки соединительного элемента и направляющего узла.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство состоит из гайки 1 с правой винтовой нарезкой, закрепленной на статоре 2 забойного двигателя, соединительного элемента 3 с правой винтовой нарезкой, жестко связанного с направляющим узлом

4, выполненным в виде тонкостенной разрезной втулкой с неполной наружной винтовой нарезкой. Элемент 3 соединен шпонкой 5 с ротором 6 забойного двигателя. Ротор 6 в нижней его части соединен с переводником 7, который присоединяется к долоту. В нижней части гайки 1 выполнен бурт 8, ограничивающий перемещение эле30 мента 3.

827743 следующим обра50

Составитель А. Сергачев

Техред И. Пенчко Корректор О. Силуянова

Редактор С. Титова

Заказ 731/1 Изд. № 313 Тираж 634 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство работает зом.

При работающем забойном двигателе элемент 3 занимает крайнее нижнее положение, ограниченное буртом 8. Тонкостенная разрезная втулка направляющего узла

4 расположена своей винтовой нарезкой в верхней части силовой винтовой нарезки гайки 1. Элемент 3 при помощи шпонки 5 вращается совместно с ротором 6. Винтовая нарезка направляющего узла 4 за счет ее упругих свойств выходит из зацепления и охватывается по внутреннему диаметру винтовой нарезки гайки 1. При таком положении деталей происходит процесс бурения.

В момент остановки забойного двигателя или заклинки долота необходимо повернуть ротор 6 двигателя с помощью колонны бурильных труб. При вращении колонны труб со статором 2 забойного двигателя винтовая нарезка направляющего узла 4, взаимодействуя с винтовой нарезкой гайки 1, начинает перемещаться вверх. Элемент 3, увлекаемый направляющим узлом 4, переместится в верхнее положение и войдет в зацепление с силовой винтовой нарезкой гайки 1. жесткое соединение статора двигателя через элемент 3 и гайку 1 с ротором позволяет освобождать долото от заклинки и обеспечить возможность ротора вращения забойного двигателя.

После освобождения долота от заклинки и начала вращения забойного двигателя происходит автоматическое разъединение гайки 1 с элементом 3, за счет опережающей частоты вращения ротора 6 относительно статора 2.

Таким образом, устройство позволяет автоматически соединять ротор 6 со статором

2 в момент остановки забойного двигателя или заклинки долота в скважине для принудительного проворота ротора забойного двигателя и разъединять и удерживать в разомкнутом состоянии винтовое соединение устройства при ликвидации аварийной ситуации, что приведет к повышению механических скоростей и рейсовой проходки на долото.

Формула изобретения

Устройство для соединения ротора забойного двигателя со статором, содержащее соединительный элемент с винтовой нарезкой, установленный на роторе, и направляющий узел, отличающееся тем, что, с

45 целью повышения надежности в работе и долговечности устройства, соединительный элемент установлен на роторе с возможностью осевого перемещения, направляющий узел жестко связан с соединительным элементом и выполнен в виде тонкостенной разрезной втулки с винтовой нарезкой, причем статор забойного двигателя имеет винтовую нарезку под винтовые нарезки соединительного элемента и направляющего узла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 401795, кл. Е 21В 3/12, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 473792, кл. Е 21В 3/12, 1972 (прототип).