Гидродинамическая опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 827870
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.10,78 (21) 2671729/25-27 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень |в 17 (45) Дата опубликования описания 22.05.81 (51) М К„ F 16 С 17/02
Госудлрстввииый комитет ло делам изобретений и открытий (5®Q 6 1.822.5,,,„(Ц88.83., 6А .в,тп" »
1 Щ,:Р : тд, 1 (72) Авторы язобретевия А. Н. Брагин, Б. Б. Пушкин, Н. И. Балакин и Г. Г. М рсци1в (71) Заявитель (54) ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах BbIcoKoct opOcTHblx машин.
Известна газодинамическая опора скольжения, содержащая цапфу вала и закрепленные в пазах корпуса упругие лепестки с поперечными гофрами, прп этом в каждом упругом лепестке выполнены также пазы, с которыми контактируют погеречные гофры смещенных упругих лепестков (1).
Однако эта опора недостаточно виброустойчива, так как упругие лепестки обладают небольшой демпфирующей спосооностью.
Целью изобретения является повы1пение виброустойчивости опоры.
Указанная цель достигается тем, что упругие лепестки выполнены в продольном 20 сечении S-образной формы, образуя поперечные гофры с двумя вершинами, обращенными к валу и к корпусу, при этом вершина, обращенная к цапфе вала, расположена в зоне минимального зазора 25 между цапфой вала и рабочим участком смежного лепестка. Кроме того, S-образная форма продольного сечения упругого лепестка может представлять собой часть логарифмической спирали.
На фиг. 1 изображена газодинамическая опора скольжения, вид спереди; на фиг. 2 — то же, с лепесткамп в форме логарифмической спирали.
Опора содержит цапфу 1 вала, корпус
2, в пазах 8 которого закреплены упругис лепестки 4 S-образной формы в продольНоМ сечении, образующей поперечные гофры 5 с двумя вершинами б. При этом вершина б, обращенная к цапфе вала, расположена в зоне минимального зазора между цапфой вала и рабочим участком 7 смежного лепестка.
Выполнение упругих лепестков 4 описанной формы приводит к тому, что пакет лепестков приобретает возможность радиальной деформации за счет податливости гофров 5. При увеличении амплитуды колебаний вращающейся цапфы вала гофры
5 сплющпваются, и жесткость пакета упругих лепестков 4 за счет расширения гофров 5 сначала понижается, а затем повышается. Таким образом, упругая характеристика пакета становится нелинейной: за начальным участком уменьшающейся жесткости следует участок повышающейся жесткости, что благоприятно отражается на виброустойчивости опоры. Ограничение амплитуды колебаний величиной .высоты гофра 5, составляющей 0,5 — 0,8 толщины
827270
Формула изобретения и
i d/(/а
Составитель Г. Колтанюк
Техред А. Камышникова Корректор И. Осиповская
Редактор Ж. Рожкова
Заказ 575/516 Изд. № 356 Тираж 869 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» пакета упругих лепестков 4, не допускает развития колебаний вала при интенсивном возбуждении. Малые колебания при незначительных возбуждающих силах подавляются за счет мягкой упругой харак- 5 теристики пакета. Повышение демпфирования вызвано снижением жесткости пакета.
Изобретение повышает долговечность опор за счет увеличения и;виброустойчив ости. 10
1. Газодинамическая опора скольжения, содержащая цапфу вала и закрепленные в 15 пазах корпуса упругие лепестки с поперечными гофрамт1, отличающаяся тем, что, с целью повышения виброустойчивости опоры, упругие лепестки выполнены в продольном сечении S-образной формы, образуя поперечные гофры с двумя вершинами, обращенными к валу и к корпусу, при этом вершина, обращенная к цапфе вала, расположена в зоне минимального зазора между цапфой вала и рабочим участком смежного лепестка.
2. Опора по п. 1, отличающаяся том, что S-образная форма продольного сечения упругого лепестка представляет собой часть логарифмической спирали.
Источник инофрмации, принятый во внимание прои экопертизе:
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 26li6562, кл. F 16 С 17/02, 1978.