Устройство для измерения моментатрения подшипников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
и1827993
ОПЙСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Оввз Свветскик
Свциалистических
Реснублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 351115 (22) Заявлено 28.06.78 (21) 2637311/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з
G 01М 13/04
Гвекдератеенный камитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (53) УДК 621.822.6. .539.62.531. .789.1 (088.8) ле делам изверетений и вткрытий
» .г ., (72) Авторы изобретения!
Г. К. Петриков, E. И. Куликова, В. Ф. Старости : .д -.."::Т:;.:, и С. П. Русских
Всесоюзный научно-исследовательский конструкто котехнологический институт подшипниковой промышле ыц щ
1 (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА
ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для измерения момента трения подшипников.
Известно устройство для измерения момента трения подшипников, содержащее 5 обойму с внутренней посадочной поверхностью под испытуемый подшипник, взаимодействующую в процессе измерения с датчиком момента трения, вал, предназначенный для установки внутреннего кольца под- 10 шипника, привод вращения вала, узлы нагружения, выполненные в виде цилиндрического стакана с фланцем, торцы которого являются опорной поверхностью для подшипника линейного перемещения, а обой- 15 ма испытуемого подшипника установлена внутри стакана (1).
К недостаткам этого устройства относятся отсутствие регулировки взаимного положения осей цилиндрического стакана с 20 фланцем и вала, что может привести к погрешности измерения и отклонению от параллельности между собой осей призм, выполненных в основании, а также отклонение от параллельности вектора действия радиальной нагрузки относительно осей указанных призм, что может привести к перекосу оси стакана относительно оси вала и соответственно к дополнительным погрешностям измерения. 30
Целью изобретения является повышение точности контроля, расширение диапазона прикладываемых к исследуемым подшипникам осевых и радиальных нагрузок.
Указанная цель достигается тем, что устройство по авт. св. СССР № 351115 снабжено смонтированными на основании с возможностью регулирования тремя опорами, каждая из которых выполнена в виде клинового соединения, а также прижимом, имеющим форму диска.
На фиг. 1 изображено устройство для измерения момента трения подшипников, вертикальный разрез; на фиг. 2 — то же вид сверху.
Устройство содержит обойму 1 с внутренней посадочной поверхностью под испытуемый подшипник 2, взаимодействующую в процессе измерения с датчиком момента трения, приводной вал 3, предназначенный для установки внутреннего кольца испытуемого подшипника, узлы радиального и осевого нагружения. Узел радиального нагружения выполнен в виде цилиндрического стакана 4, кроме того, на основании 5 смонтированы с возможностью регулирования три опоры 6, каждая из которых выполнена в виде клинового соединения, и прижим 7, имеющий форму диска.
827993
При подготовке к работе используется разъемный сепаратор, состоящий из двух колец 8 и 9, соединенных шпильками 10, который устанавливается в исходное положение подъемом тяг 11 диском 12 с помощью 5 рукояток 13 и фиксацией положения диска небольшим поворотом вокруг оси.
Во время подготовки устройства к работе сепаратор находится в поднятом положении. В этом случае шарики удерживаются lo на соответствующих плоскостях гнездами сепаратора. Во время работы устройства сепаратор опускается, и шарики могут перекатываться по плоскости.
Устройство работает следу ющим обра- 15 зом.
Ведущий вал 3 и сопряженная с ним сменная оправка 14 приводятся во вращение от редуктора. Внутреннее кольцо контролируемого подшипника 2 при вращении 2р увлекает за собой наружное кольцо за счет сил трения. Вместе с наружным кольцом поворачивается обойма 1 с закрепленной на ней балочкой 15, которая жестко связана с датчиком момента. 25
Электрический сигнал, возникающий в датчике момента, соответствующий значению момента трения, пропущенный через интегрирующую электрическую цепочку с последующим усилением, подается на регистрирующий прибор.
Безинерционная радиальная нагрузка создается перемещением цилиндрического стакана в горизонтальной плоскости под действием приложенной силы P. Стакан 4 сво- 35 ей внутренней поверхностью фиксирует обойму 1 строго вертикально, вследствие чего исключается перекос наружного кольца контролируемого подшипника. Между стаканом и обоймой имеется гарантированный зазор, в который через системы сопл 16 подается воздух.
Осевая нагрузка создается избыточным давлением воздуха, который подается в цилиндрическую полость обоймы, образующую с соплом колокола 17 образует упорный воздушный подшипник.
Для устранения возможного вертикального перемещения корпуса при создании осевой нагрузки устройство снабжено прижимом 7, выполненным в виде массивного цилиндрического диска, и шариками 18.
Подъем или опускание опоры, т. е. регулировка положения оси цилиндрического стакана 4, осуществляется перемещением в продольном направлении клина 19 с последующей фиксацией его с помощью винта
20, шарика 21 и двух шпонок 22.
Формула изобретения
1. Устройство для измерения момента трения подшипников по авт. св. СССР № 351115, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля, расширения диапазона прикладываемых к исследуемым подшипникам осевых и радиальных нагрузок, оно снабжено смонтированными на основании с возможностью регулирования тремя опорами, каждая из которых выполнена в виде клинового соединения.
2. Устройство по и. 1, отл и ч а ю щеес я тем, что оно снабжено прижимом, смонтированным на основании с возможностью контакта с опорами и имеющим форму диска.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 351115, кл. G 01M 13/00, 1970.
827993
Составитель Л. Иванова
Техред А. Камышникова Корректор Л. Орлова
Редактор Ж. Рожкова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1006, 6 Изд. № 325 Тираж 915 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5