Учебный прибор по географии
Иллюстрации
Показать всеРеферат
и ц 8282II
ОП И САН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 22.11.78 (21) 2687446/28-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (51) М. Кл.
G 09В 29/10
Государстееииый комете
СССР
hh делам изобретений и открытий (53) УДК 535.881 (088.8) (54) УЧЕБНЫИ ПРИБОР ПО ГЕОГРАФИИ
Изобретение относится к учебным приборам по географии.
Известен учебный прибор по географии, содержащий подставку, глобус, полуоси и наклонное кольцо с пазами,(1).
Недостатком его являются ограниченные демонстрационные возможности, так как он не позволяет определять координаты объектов и расстояние между ними.
Цель изобретения — расширение демонстрационных возможностей и улучшение дидактических свойств прибора.
Это достигается тем, что прибор имеет снабженную ползунком прозрачную дугообразную линейку, концы которой расположены в пазах наклонного кольца, и вертикальные стойки с шаровыми опорами для глобуса, установленные на подставке, при этом полуоси расположены на концах дугообразной линейки, а кольцо закреплено на концах стоек.
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид; на фиг. 2 — рабочее положение прибора при определении расстояний; на фиг. 3 — рабочее положение при установлении координат и нахождении точки по координатам; на фиг. 4 — положение при демонстрации наклона Земли в плоскости эклиптики.
Прибор содержит глобус 1 и подставку, состоящую из основания 2, трех вертикальных стоек 3 с шаровыми опорами 4 и наклонного кольца 5. Наклонное кольцо 5 закреплено на стойках 3 и имеет две круговые шкалы: угловую шкалу 6 (в градусах) и шкалу расстояний 7 (в тыс, км). Наклонное кольцо 5 снабжено также двумя диаметрально расположенными пазами 8, в ко10 торых установлена дугообразная прозрачная линейка 9 с подвижным ползунком 10 и двумя полуосями 11. Линейка 9, являющаяся указателем долготы, имеет также угловую (градусную) шкалу 12, нанесен15 ную на продольном визире 13, имитирующем меридиан. Ползунок 10, являющийся указателем широты, своим визиром 14 имитирует параллель. На основании 2 закреплена бобышка 15 с наклонным отверстием
20 для фиксации съемной направляющей оси 16.
При измерении расстояний глобус 1 устанавливают на шаговые опоры 4 вертикальных стоек 3. Вращением глобуса 1 в опо2я рах 4 географические точки, между которыми требуется определить расстояние, совмещают с краем шкалы расстояний 7 наклонного кольца 5. Причем одну из точек принимают за начало отсчета и располагают напротив нулевого деления шкалы 7, а рас3 стоянйе определяют по положению второи точки относительно делений этой шкалы.
При определении географических координат полуоси 11 линейки 9 вводят в отверстия глобуса 1, находящиеся на его полюсах. Затем глобус 1 устанавливают на кольцо 5 таким образом, чтобы линейка
9 своими торцами попала в прямоугольные пазы 8.
Вращением глобуса 1 на образовавшейся оси заданную к определению географических координат точку совмещают с визиром 13 линейки 9 и по градусной сетке на экваторе глобуса 1 определяют долготу.
Затем плавным перемещением ползунка 10 его визир 14 также совмещают с заданной географической точкой и по шкале 12 линейки 9 определяют широту.
При нахождении географической точки по заданным координатам работа проводится в обратном порядке. Перемещая ползунок 10 вдоль линейки 9 по шкале 12 визиром 14 отмечают заданную координату широты. Вращением глобуса 1 по его градусной сетке на экваторе находят и совмещают с визиром 13 линейки 9 заданную координату долготы. Искомую географическую точку читают в перекрестье визиров
13 и 14, 828211
Для демонстрации наклона Земли в наклонное отверстие бобышки 15 помещают съемную направляющую ось 16, Глобус 1 устанавливают в шариковых опорах 4 стоек
5 3 так чтобы ось 16 вошла в отверстие его
У южного полюса.
Формула изобретения ю Учебный прибор по географии, содержащий подставку, глобус, полуоси для центрирования глобуса и наклонное кольцо с пазами, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможно15 стей и улучшения дидактических свойств, он имеет снабженную ползунком прозрачную дугообразную линейку, концы которой расположены в пазах наклонного кольца, и вертикальные стойки с шаровыми опорами
20 для глобуса установленные на подставке, 2 при этом полуоси расположены на концах .дугообразной линейки, а кольцо закреплено на концах стоек.
25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Германии № 25071, кл. 42п
8/02, 1883.