Электродвигатель постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

011 8283!7

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.79 (21) 2786129/24-07 с присоединением заявки №,д-4 (51) М. К,.

Н 02К 1/06

Н 02К 23/04 (53) УДК 621.313.822 (088.8) (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Н. Я. Мухортов, Е. Г. Леднев, Е. И. Данилов, В. А. Рейтер и Е. П. Саблин (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Государственный комитет (3)

3 Приоритет

Изобретение относится к конструкции электродвигателей постоянного тока малой мощности, предназначенных, например для привода вспомогательных агрегатов автомобилей и тракторов. 5

Известны электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, содержащие корпус, якорь с коллектором, щетки, опоры — подшипники, постоянные магниты (1). 10

Недостатками этих электродвигателей являются сложное конструктивное исполнение цельно-металлических магнитопроводящих корпусов, высокая трудоемкость изготовления ферритобариевых магнитов. Корпусные 15 детали штампуются из листовой стали весьма глубокой вытяжки за шесть — восемь операционных переходов (шесть — восемь комплектов штамповой оснастки), а постоянные магниты, с целью их ориентирования 20 (базирования) относительно корпуса и якоря, подвергаются шлифованию по наружному и внутреннему контуру.

Известен также электродвигатель с сегментными магнитами, .в котором исключе- 25 на их шлифовка. Магнитопровод такого двигателя выполнен в виде отдельных металлических полосовых частей, на каждую из которых приклеивается по два магнита.

Магнитная система устанавливается в силу- 30 миновый корпус и в закрепленном состоянии образует жесткую цилиндрическую многополюсную (четырехполюсную) конструкцию, в которой каждый полюс состоит из двух магнитов (2).

Недостатком такого электродвигателя является сложное исполнение наборного магнитопровода.

Целью изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в электродвигателе постоянного тока, содержащем магнитную систему, состоящую из постоянных магнитов в форме сегментов и магнитопровода, якорь с коллектором и щетками, и подшипники, магнитопровод выполнен из кольцевых сегментов по числу полюсов, соединен|ных между собой в зонах геометрических нейтралей полюсов при помощи профилированных пружин и центрирующих стержней.

Пружины, стержни и сегменты магнитной системы могут быть соединены посредством контактной сварки.

На фиг. 1 показан электродвигатель, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — электродвигатель; на фиг. 4— электродвигатель без силового корпуса; на фиг. 5 — механическое соединение магнит828317 ной системы в зоне геометрической нейтрали.

Электродвигатель состоит из корпуса 1, крышки 2, якоря 3, магнитной системы 4, траверзы — щеткодержателя 5, опор — под- 5 шипников 6.

Магнитная система 4 состоит из двух (или более) сегментных анизотропных ферритобариевых магнитов 7, магнитопровода, выполненного из кольцевых сегментов 8 по 10 числу полюсов. Сегменты магнитной системы соединены между собой в зоне геометрической нейтрали системы при помощи

Z-образных профилированных пружин 9 и центрирующих стержней 10 переменного се- 15 чения.

Механическое соединение сегментов, пружин и стержней целесообразно выполнить контактной сваркой в специальном кондукторе — стапеле (фиг. 5). 20

Наличие в конструкции магнитной системы центрирующих стержней переменного сечения, посадочные шей ки которых строго ориентированы относительно внутренних поверхностей сегментных магнитов, а точ- 25 ность взаимного расположения их обеспечивается кондуктором-стапелем, позволяет при сборке получить равномерный кольцевой зазор между якорем и поверхностями сегментных магнитов. 30

Предлагаемое техническое решение позволяет не только исключить операцию шлифовки сегментных магнитов, но и отказаться от силового корпуса (фиг. 4).

При выполнении двигателя в герметиче- 35 ско м исполнении и,для крепления двигателя на агрегатах, центрирующие стержни снабжены резьбовыми шейками (фиг. 1 и

3). При этом центрирующие стержни выполняют роль стяжных шпилек, при кото- 40 ром герметичные корпус 1 и крышка 2 крепятся (стягиваются) посредством шайб 11, гаек 12. Траверза с щеткодержателем 5 также центрируется и крепится на стержнях (фиг. 3). 45

Электродвигатель без герметичного корпуса (фиг. 4) снабжен специальными траверзами 13 и 14 с подшипниками 6 в них.

При этом траверза 13 центрирутся и крепится на стержнях посредством шайб 11, гаек 12, а две другие резьбовые шейки служат для крепления двигателя на агрегате.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого электродвигателя заключается в упрощении его конструкции и технологии изготовления, при этом значительно снижается трудоемкость изготовления за счет исключения из его конструкции силового корпуса и применения при изготовлении электродвигателя нешлифованных магнитов.

Формула изобретения

1. Электродвигатель постоянного тока, содержащий магнитную систему, состоящую из постоянных магнитов в форме сегментов и мапнитопровода, якорь с коллектором и щетками, и подшипники, о т л и ч а— ю щи и с я тем, что, с целью упрощения его конструкции и технологии изготовления, магнитопровод выполнен из кольцевых сегментов по числу полюсов, соединенных между собой в зонах геометрических нейтралей полюсов при помощи профилированных пружин и центрирующих стержней.

2. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а ющи и с я тем, что пружины, стержни и сегменты магнитной системы соединены посредством контактной сварки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Балагуров В. А. и др. «Электрические машины с постоянными магнитами», М.-Л., «Энергия», 1964, с. 445 — 446.

2. Еремин К. К. «Вопросы конструирования ферритовых магнитных систем для электродвигателей», Обзоры по электронной технике, серия 6, выпуск 4 (320).

ЦНИИ «Электроника», М., 1975 (электродвигатель, разработанный фирмой 1. В. шест — A3T).

828317

Puz. /

Риг. У

Фиг. У

Редактор Г. Петрова

Заказ 1015/7 Изд, № 341 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Игра а

Л aemcrrrm

Составитель Ф. Подольская

Техред И. Пеичко

Корректоры: О. Тюрина и Л. Орлова