Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (ii!828318

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.06.79 (21) 2774563/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

Н 02К 1/18

Государственный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (53) УДК 621.313,042..143 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (54) СТАТОР ЭЛ ЕКТР И Ч ЕСКОЙ МАШИ НЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции нажимного устройства шихтованного сердечника статора электрической машины, например гидрогенератора. б

Известен статор электрической машины, содержащий корпус, установленный в нем шихтованный сердечник, с торцов которого расположены стянутые шпильками нажимные гребенки, выступающие над спинкой >О сердечника, части которых опираются на брусья, независимые от корпуса статоV (11

Сердечник этого статора опирается на корпус через специальные антифрикцион- 15 ные прокладки.

Усилие, сжимающее шихтованный сердечник, не вызывает сил трения, препятствующих радиальному смещению сердечника относительно корпуса. 20

Недостатком этого статора является то, что нажимное устройство характеризуется повышенной сложностью, а корпус ослабляется вырезами для размещения опорных брусьев. Кроме того, силы трения, препятствующие радиальному смещению сердечника относительно корпуса, хотя и значительно снижены, но не исключены полностью и сохраняется возможность контактной коррозии в месте опоры сердечника на 30 корпус при относительных радиальных смещениях сердечника и корпуса в работе,что снижает надежность электрической машины.

Известен также статор электрической машины, содержащий корпус с полками, установленный в нем шихтованный сердечник, с торцов которого расположены стянутые шпильками нажимные гребенки, опорные болты, установленные в выступающих над спинкой сердечника частях нажимных гребенок и опирающиеся на полки корпуса (2).

Недостатком данного устройства является то, что не ооеспечивается возможность радиального смещения нажимных гребенок относительно корпуса статора при тепловых расширениях сердечника во время работы электрической машины в случае радиально упругой подвески сердечника в корпусеили при создании предварительного радиального натяга между собранным в кольца сердечником и корпусом. Это может привести к излому опорного болта, нарушению цилиндрической формы сердечника, проскальзыванию и контактной коррозии между нажимной гребенкой и сердечником, что снижает надежность электрической машины.

Целью изобретения является повышение надежности электрической машины.

828318

Это доститается тем, что участок болтов от места опоры IHB корпусе до нажимной гребенки выполнен удлиненным, длиной, равной 4 — 12 диаметров болта, и в торцевых полках корпуса выполнены отверстия, через которые проходят болты.

В эти отверстия могут быть установлены расположенные вдоль продольной оси статора цилиндрические стаканы, а опорные болты будут опираться на д но этих стаканов.

На фиг. 1 представлен статор электрической машины; на фиг. 2 — то же, с цилиндрическими стаканами в отверстиях торцевых поло к.

На торцах шихтованного сердечника 1 расположены нажимные гребенки 2, стянутые шпильками 3. В нажимные гребенки ввинчены опорные болты 4, опирающиеся на внутренние полки 5 корпуса 6. Для размещения болтов и обеспечения возможности их рабочего изгиба, торцевые полки 7 снабжены отверстиями 8. Опорные болты стопорятся гайками 9. Участки болтов между точкой а опоры на корпусе и нажимной гребенкой имеют длину, равную 4 — 12 диаметров болта.

В отверстия торцевых полок могут быть установлены вдоль продольной оси статора цилиндрические стаканы 10, опирающиеся фланцами 11 на торцевые полки.

Рабочий участок болта от дна стакана 12 до нажимной гребенки имеет длину не менее 4 — 5 диаметров болта. В существующих крупных электрических машинах (например, гидрогенераторах) при работе разность температур между сердечником и корпусом статора достигает 15 — 20 С, при этом величина относительного радиального смещения сердечника и корпуса статора находится в пределах 0,7 — 1,2 мм, что составляет (1;75 — 3,0) 10 — от диаметра о порного болта. Минимальная длина рабочего участка болта от места опоры до нажимной гребенки выбирается из условий максимально допустимых механических напряжений от изгиба болта. Для сталей, из которых изготавливаются болты, длина рабочего участ5

З0

4 ка болта должна быть не менее 4 диаметров болта.

Наибольшая длина рабочего участка болта определяется его устойчивостью на сжатие от усилия, обеспечивающего прессовку сердечника.

При пятикратном коэффициенте запаса по предельной напрузке максимальная длина рабочего участка болта не должна превышать 12 диаметров болта.

Такая конструкция обеспечивает равномерное по окружности статора радиальное смещение нажимных гребенок относительно корпуса статора при тепловых расширениях сердечника в случае радиально упругой подвески сердечника в корпусе или при создании предварительно радиального натяга между собранным в кольцо сердечником и корпусом. Это повышает надежность машины.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий корпус с полками, установленный в нем шихтованный сердечник, с торцов которого расположены стянутые шпильками нажимные гребенки, опорные болты, установленные в выступающих над спинкой сердечника частях нажимных гребенок и опирающиеся на полки корпуса, о т л и ч а ю— щи и ся тем, что, с целью повышения надежности, участок болтов от места опоры на корпусе до нажимной гребенки выполнен удлиненным, длиной, равной 4 — 12 диаметров болта, и в торцевых полках корпуса выполнены отверстия, через которые проходят болты.

2. Статор по п. 1, отл ич а ющи йся тем, что в отверстиях торцевых полок установлены расположенные вдоль продольной оси статора цилиндрические стаканы, а опорные болты опираются на дно этих стаКанов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швейцарии № 553497, кл.

Н 02К 1/18, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР № 97858, кл. Н 02К 1/18, 1952 (прототип).

828318

Составитель В. Филатов

Редактор Т. Загребельная

Корректоры: О. Тюрина и А. Галахова

Техред И. Пенчко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1015/6 Изд. № 341 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5