Способ герметизации лобовых частейобмоток якорей электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
))ц828325
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со)оз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.05.79 (21) 2769385/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (51) М. Кл "
Н 02К 15/12
Государственный комитет (53) УДК 621.315 (088.8) по делам изобретений и открытий б (Ъ (72) Авторы изобретения А. А. Скворцов, Г. А. Чебелев, С. А. Данильянц, Е. К. Ани и1иева) q)-р.т. и Н. А. Зеленцова 1 1"„: „, М (71) Заявитель Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследо- ."-"-- . )41 "" вательский институт железнодорожного транспорта 311),)11101 .(54) СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ
ОБМОТОК ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для герметизации лобовых частей обмоток элекрических машин.
Для обеспечения защиты изоляции от загрязнений, а также повышения влагостойкости отдельных узлов и деталей электрических машин используется нанесение шпателем специальных замазок или одновременное нанесение смол и отвердителей с последующей их термообработкой. Известен способ герметизации обмоток якорей тяговых двигателей чехословацкого производства, при котором пустоты обмотки в лобовой части заполняются замазкой, состоящей из двух частей асбеста, шести частей порошковой слюды и одной части каолинового порошка. В качестве связующего используется лак марки С 1901 или ФЛ-98.
Поверх замазки накладывается бандаж (11.
Недостатком этого способа является заполнение пустот замазкой вручную, а также значительная жесткость после отверждения замазки, что приводит с течением времени к отслоению ее от железа, а также образованию трещин в бандаже, находящемся в контакте с замазкой, и в изоляции обмоток якоря — из-за тепловых изменений длины обмотки.
Известен также способ герметизации, при котором герметизация производится двухкомпонентным составом (эпоксидная. смола и отвердитель) при помощи приспособления, в котором смола и отвердитель подаются в смесительную камеру, расположенную непосредственно перед соплом, из которого состав подается на герметизируемую деталь (2).
Недостатком этого способа является то, что смешение компонентов производится в смесительной камере, которую необходимо регулярно промывать, чтобы поддерживать приспособление в работоспособном состоя)5 нии.
Целью изобретения является улучшение технологичности нанесения слоя и его электроизоляционных свойств.
Это достигается тем, что в качестве одного из компонентов используют кремнийорганический каучук холодного отверждения, в качестве другого — наполнитель, содержащий воду, указанный состав образуют непосредственно на лобовой части обмотки путем смешения двух струй каждого из компонентов, при этом компоненты берут в следующих соотношениях, вес. %:
Кремнийорганический каучук холодного отверждения 85 — 93
828325
85 — 93
0,3 — 1
Остальное
Вода 0,1 — 1
Наполнитель Остальное
При этом используют наполнитель различной дисперсности с размерами частиц
0,1 — 5 мм.
Сущность изобретения состоит в том, что герметизация лобовых частей обмоток электрических машин производится композицией, состоящей из однокомпонентного кремнийорганического каучука холодного отверждения и наполнителя, содержащего воду, причем смешение компонентов производится непосредственно на герметизируемой поверхности, что исключает необходимость применения смесительной камеры, требующей периодической очистки. Введением в кремнийорганический каучук холодного отверждения наполнителя, содержащего воду, достигается вулканизация его в слоях толщиной более 5 мм, причем скорость вулканизации каучука можно изменять путем введения наполнителя различной дисперсности, содержащего влагу. Так, уменьшение размеров гранул наполнителя от 3 — 5 мм до 0,1 — 0,2 мм ускоряет процесс вулканизации в 7 — 10 раз.
Наполнитель, содержащий воду, необходимо вводить в кремнийорганический каучук холодного отверждения потому, что такие каучуки вулканизуются в присутствии влаги и за один прием невозможно получить слой толщиной более нескольких миллиметров (2 — 3 мм), так как диффузия паров воды из воздуха в каучук на большую глубину затруднена. Поэтому необходимо послойное нанесение покрытий с выдержкой перед нанесением каждого последующего слоя в течение некоторого времени, что увеличивает время герметизации изделия и практически не приемлемо.
Известны и двухкомпонентные кремнийорганические составы как горячего, так и холодного отверждения. Но перед нанесением их компоненты необходимо тщательно перемешивать, что требует дополнительного оборудования и значительно усложняет технологический процесс и увеличивает время герметизации якорей. Здесь необходимо учитывать, что если эти составы теряют текучесть и, следовательно, возможность нанесения их на объект в пределах 40 мин.
На фиг, 1 и 2 изображено устройство, используемое для получения покрытия, состоящего из двух компонентов, смешиваемых непосредственно на изделии, Для заполнения впадин 1 между секциями обмотки 2, уложенной в сердечнике 3 композиционным материалом, якорь располагается горизонтально. Дозированная подача наполнителя из бункера 4 производится с помощью питателя 5, вращаемого электромотором 6. Дозированная подача эластосила производится из гидроцилиндра
7 по гибкому шлангу 8 через регулируемый вентиль 9. Необходимое давление на эла5
65 стосил создается с помощью поршневой группы 10 и гидроцилиндра 11, в котором создается давление жидкости, контролируемое манометром 12. Подача жидкости осуществляется гидронасосом 13. Выбор подачи и подбор необходимого соотношения компонентов производится экспериментальным путем. При этом определяется вес компонентов, поступающих в мерные цилиндры за единицу времени.
В качестве наполнителей, содержащих воду, которые могут быть применены для вулканизации однокомпонентных кремнийорганических каучуков холодного отверждения могут быть применены гель кремниевой кислоты (силикагель), кварцевый песок, стеклянные микросферы и др.
Пример 1. Проводят герметизацию лобовых частей обмотки якоря тягового двигателя электровоза эластосилом марки
11-06. Впадины между секциями в лобовых частях глубиной 50 мм заполняют эластосилом с одновременным введением наполнителя (силикагеля с размером частиц 3—
5 мм) . Подача эластосила составляет
85 г/мин, а силикагеля 15 г/мин. При этом ингредиенты берут в следующем соотношении, вес. /о..
Эластосил 11 — 06
Вода 0,3
Силика гель Остальное
После заполнения впадин между секциями смесью эластосила и силикагеля лобовые части обмотки якоря сверху покрывают слоем эластосила 11-06 толщиной 2 мм, Поверх эластосила накладывают бандаж из однонаправленной стеклоленты.
После разборки опытного якоря через
3 ч устанавливается полная вулканизация эластосила на всю глубину впадин между секциями обмотки.
Пример 2. Аналогично примеру 1 проводят герметизацию лобовых частей обмотки якоря, только частицы силикагеля берут размером 0,1 — 0,2 мм. При этом ингредиенты берут в следующем соотношении, вес. о/о ..
Эластосил 11-06 93
Вода 1
Наполнитель Остальное
Вулканизация эластосила начинается через 10 мин после заполнения впадин между секциями обмотки эластосилом и силикагелем. Через 30 мин устанавливается полная вулканизация эластосила на всю глубину впадин, достигающих 50 мм.
Пример 3. Аналогично примеру 1 проводят герметизацию лобовых частей эластосилом 11-06 и 11-09 «В», где в качестве наполнителей используют кварцевый песок и стеклянные микросферы. В случаях, когда ингредиенты берут в соотношении, вес. о/о..
Эластосил
Вода
Наполнитель
828328
Наблюдается нормальная вулканизация эластосила. Когда же воды при том же содержании эластосила меньше 0,3 /, вулканизация не происходит, а если воды больше 1/ц, то вулканизация происходит, но в дальнейшем при нагревании эластосила до
100 С наблюдается разложение эластосила (девулканизация), Пример 4. Проводят опыты по определению электрической прочности композиции с различным содержанием воды. Установлено, что при содержании воды 0,3 / электрическая прочность составляет
1,75 кВ/мм, а при содержании влаги 1 /ц—
1,01 кВ/мм. Электрическая прочность достаточна, тем более, что композиция не является основной электрической изоляцией, а лишь предохраняет основную изоляцию от загрязнений и увлажнений.
Сопротивление электрической изоляции, герметизированной таким способом, остается практически неизменным при увлажнении изоляции в течение нескольких суток, тогда как сопротивление изоляции обычного исполнения (не герметизированной) значительно снижается в течение нескольких часов.
Формула изобретения
1. Способ герметизации лобовых частей обмоток якорей электрических машин, заключ ающийся в нанесении изоляционного слоя двухкомпонентным составом на лобовые части обмотки якоря, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью улучшения технологичности нанесения слоя и его электроизоляционных свойств, в качестве одного из компонентов используют кремнийорганический каучук холодного отверждения, в качестве другого — наполнитель, содержащий воду, указанный состав образуют непосредственно на лобовой части обмотки путем смешения двух струй каждого из компонентов, при этом компоненты берут в следующих соотношениях, вес. ..
Кремнийорганический каучук холодного отверждения 85 — 93
Вода 0,1 — 1
Наполнитель Остальное
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют наполнитель различной дисперсности с размерами частиц 0,1—
5 мм.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Вестник В НИИ железнодорожного транспорта № 1, 1976, с. 18.
2. Электроизоляционные материалы. Сб.
Электротехническая промышленность за рубежом. — М.: Информэлектро, 1971, с. 61.
Редактор T. Загребельная
Составитель П. Забуга
Техред И. Пенчко Корректор О. Тюрина
Заказ 921/14 Изд. № 320 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2