Устройство контроля исправностисистемы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(» 828422
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22! Ла.Яаз ено 14.12.77 (2(! 25о5607, 1В-21! 51) М. Кл.з
Н 03 К 25 04 с присоединением заявки Л(е— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень Хо 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81
Государственный комитет ло делам изобретений и открытий
i 53) УДК 621.374 (088.8) | (72) Авторы
::!ЗО ) РСTC II I! ß
А. Е, Пыров и Б. Д. Никифоров! .-! ) Заявитель
Проектно-конструкторское бюро
Главного управления локомотивного хозяйства (54) УСТРОИСТВО КОНТРОЛЯ . ИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ
Изобретение относится к цифровой и вычислительной технике и может быть использовано в системах безопасности и автоматического управления движением поездов.
Известно устройство для контроля формиро«ателей М-последо«ательн(!сте((, содержащее регистр сдвига, между выходами соответствующих рядов и входом которого включен блок прямого сдвига кода, блок сравнения, блок обратного сдвига кода и элемент задержки (1).
Однако известное устройство не обесп<чивает надежного контроля при определенных его неисправностях.
Известен стабилизатор с регулированием в цепи постоянного тока, содержащий бортовой источник питания, трансформатор, блок индикации, выпрямитель, регулирующий элемент, задающий генератор, преобразователь напряжения, выход бортового источника питания соединен через трансформатор с блоком индикации и входом выпрямителя, выход которого через регулиру(оший элемент соедине(! с зада(о)ц((н! Генератором, а его выход соединен с входом преобразователя напряжения, «ыход (тоследнего через элемент сравнения соединен с управляющим выходом регулируемого лемента (2).
Целью изобретения является расьчире2 ние функц((онат!ьных возможностей и прекращение функционирования контролируемой системы при различным повреждениях.
Достигается это тем, что в устройстве контроля исправности системы, содержацтем ко«тролируемую систему. исполнительный орган, бортовой источник питания, блок формирования опорного напряжения, содержащий трансформатор, блок индикации и выпрямитель. задающий генератор, преобразователь напряжения, имеющий вход питания и управляющий вход, который соединен с выходом задающего генератора. «ы15 ход трансформатора соединен с блоком индикации и выпрямителем, вход питания преобразователя напряжения соединен с первым выходом бортового источника питания, в блок формирования опорного напряр0 жения введены многостабильный триггер, два дешнфратора четных и нечетных состояний, мультивибратор, одновибратор, триггер, двухполюсный переключатель, пер«ый вход первого полюса которого соединен с выходом выпрямителя, второй вход первого полюса — с вторым выходом борто«о! (! источника питания, псрвый выход которого соединен с Bxoäîì питания триггера, «ыход которого соединен с входом тра((сформатоЭ! ра, управляющие входы триггера сосдине828422 ны соотi!crcT«CIII
ДО?! ? Iсilо 1 H и". с. I <пl(? Г, ОP! 3 ? I3, !? ы хоД л1? c— образователя напряжения соединен с входом контролируемой системы и с входом питания фо1)мировател?! oi1opnol О напря» < 1
На чертеже представлена cfð ктурпая сыма устройс1«а контроля исправности систем!,:.
Устройство содержит блок 1 формирова»ия опорного напряжения. мульт»вибратор
2, тактовые входы 3 и 4 м»огостабильного триггера 5, дешифраторы 6 и 7 четных и цеетных состояний, управлякиц»с входы 8, 9 триггера 10, трансформатор 1!, блок индикации 12, выпрямитель 13, первый полюс д«у. полюсного переключателя 14, задающий генератор 15, управляюп<ий вход 16 преобразователя напряжен?<я 17, бортовой
»сто<::?
24, гход 25 установки в исходное состояние многостабильного триггера 5; второй выход
26 контролируемой cIICTeiI«i; второй полюс
27 двух»плюс»(?г<? »i рекл?очатсля, испо.1!l!Iтсль»ый орган 28.
В устройстве контроля исправности системы выходы мультивибратора 2 соединены с тактовыми входами 3 и 4 многостабильного триггера 5, выход которого подсоединен через дешифратор четных 6 и нс -!ных 7 состояний к управляющим входам Я и 9 триггера 10 соответственно, выход которого соединен через трансформатор 11 с входами блока индикации 12 и выпрямителя 13. Выход последнего соединен с первым входом первого полюса 14 двухполюсного переключателя, второй вход первого полюса 14 соединен с первым выходом бортового источника питания 18, а его первый выхс?д соединен с входами питания 19 и 20 соответственно триггера 10 и преобразователя напряжения 17. Управляющий вход 16 прсобразователя 17 соединен с выходом задающего генератора 15, вход которого соединен с выходом первого полюса !4 двухполюсного переключателя. Выход преобразователя напряжения 17 соединен с входо питания 21 блока 1 формирования опор«<?го напряжения и входом контролируемой системы 22, выход 26 которой соединен че5
,15
20 рсз второй пол<ос 27 двухи<?.»Ociiol<? Iicð-к iioчатсля с вхо,!ом испог<нитсльяог< opr. .ii3 28, а выход 23 через одновибратор 21 —— с «ходом 25 установки в исход»ос состоя«» многостабильпого триггера 5.
Устройство работает следующим ооразом.
При исправной контролируемой систсм:22 на се первом выходе 23 через равные промежутки времени появляются импульсы, которые чсрсз од»овпбратор "4 поступа?от на вход 25 усгановки L исход?н?с ocToslII!IU многостабильного триггера 5.
Импульс с выхода одновибратора 24 чсрез заданные отрезки времени стирает пако»1cl»!у?о и??с!эорма»ию « ?и<?<о(T3<?п.<ьпо» триггере 5. Количество каскадов м»о<остабильного трипсра 5 «ыбпрастся таким, ITOбы время включения всех каск",3<:«многостабильного триггера 5 было б(?.:, ?! I»!1ср«а 13 следования смс кпых им»у,1?,с<?«к?и?-! олируемой системы 22. 113 скол,к-? это «р. мя должно оыть боль,пе опрсдсляется параметрами контролируемой системы 22.
25 Накопление импульсов мультивибратора
2 многостабильным триггером 5 вызывает поочеред<н? появление импульсов ?<а вых(?дах дешифраторов нечетных 6 и veTiZ?!.х 7 состояний многостабильного (ри! <сра 5. что
50 вызывает переключение триггера !О.
Если с первого выхода 23 контролируемой системы 22 появится импульс ран<я«с
«ключения всех каскадов многостабил<пип.» триггс ра 5, то импульс с одновибратора 24 со35 трст накопленну?о информацию « ifÄ<?I<?сгабильном триггере 5, который ус а<:о«итс?! „ исходное поло>кение, и накоплен;<с мп<>гостабильным триггером 5 импульсов мульт <«ибратора 2 начнется заново. Так как «р«40 мя действия импульса с выхода одно«ибратора 24 и время, необходимое для уста»о«ки многостабильпого триггера 5 в IIcio.TI!<?c положение, несоизмеримо мало по сра« icнию с длительностью периода .ледовани>I
45 Ifìïóëüñoâ мультивибратора 2, то при исправности контролируемой системы 22 и б10ка формирования опорного напряжения триггера 10 будет непрерывно перекл<очат!— ся с частотой, равной частоте мультивибра50 тора 2.
Нагрузкой триггера 10 является первичная обмотка трансформатора 11. Постоя»ное переключение триггера 10 вызывает переменный ток в первичной обмотке трапс55 форматора 11, в результате чего i:а «торичной обмотке этого трансформатора появляется переменное напряжение, от которог<? включается блок индикации 12, а также через выпрямитель 13 со сглажива <оп(и
50 фильтром поступает к первому входу пер«ого полюса переключателя 14 и с выхода его на вход питания задающего генератора
15.
Переменное напряжение задающего г-55 ператора 15 поступает на управля<оп(и
828422
5 вход 16 преобразователя напряжения 17 и с его выхода напряжение поступает на вход питания 21 блока 1 формирования опорного напряжения и вкод контролируемой системы 22. 5
Напряжение питания триггера 10 и преобразователя напряжения 17 поступает от бортового источника питания 18.
Если по каким-либо причинам импульсы с первого входа контролируемой системы 23 1р через одновибратор 24 не будут поступать к входу установки многостабильногс триггера в исходное состояние 25, то до тех пор, пока все каскады многостабильного триггера 5 не включаются, триггер 10 будет переключаться и на выходе преобразователя напряжения 17 будет напряжение питаться для контролируемой системы 22 и блока 1 формирования опорного напряжения. Как только все каскады многостабильного триг- 20 гера 5 включаются, триггер 10 перестанет переключаться, тем самым снимается;1апряжение с задающего генератора 15 и с блока индикации 12. Включение задающего генератора 15 вызывает снягие напряжения 25 с входа питания контролируемой системы
22, а это в свою очередь вызывает вык.ilo«eппс 0 и блока 1 формирова11ия 0110риог0 напряжения.
Для того чтобы запустить контро I!Ip - зо емую систему 22 и блок 1 форми1;оваппя опорного напряжения, необходимо полоса
14 и 27 двухполюсного переключателя установить в другое положение, что обеспечит питание заданного генератора 15 и оорто- 35 вого источника питания 18.
Как только включится блок индикации
12, необходимо полюса 14 и 27 двухполюсного переключателя установить в исходное положение, так как в режиме запуска вто- 4i рой полюс 27 переключателя разрывает цепь второго выхода 26 контролируемой системы 22 с исполнительным органом 28.
Применение устройства контроля исправности системы позволяет использовать в 45 устройствах безопасности движенич поездов вместо релейных элементов микросхемы, что в свою очередь позволит расширить функциональные возможности систем автоматического управления, повысить быстродействие и надежность систем.
Формула изобретения
Устройство контроля исправности сн6 стемы, содержащее контролируему10 актему, исполнительный орган, бортовой источник питания, блок формирования опорного напряжения, содержащий трансформатор, блок индикации и выпрямитель, задающий генератор, преобразователь напряжения, имеющий вкод питания и управляющий вход, который соединен с выходом задающего генератора, выкод трансформатора соединен с блоком индикации и выпрямителем, вкод питания преобразователя напряжения соединен с первым выходом бортовоi 0 пстО II!1!åñ. и!Iтанпя. 0 тл и ч а io!Пcес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и прекращения функционирования контролируемой системы при различных повреждениях, в блок формирования опорного напряжения введены многостабильный триггер, два дешифратора четных и нечетных состояний, мультпвибратор, одновибратор, триггер, двукполюсный переключатель, первый вкод первого полюса которого соединен с выходом выпрямителя, второй вкод первого полюса— вторым выходом бортового источника питания, первый выкод которого соединен с вкодом питания триггера, выкод которого соединен с входом трансформатора, управляющие вкоды триггера соединены соответственно с выкодами дешифраторов четнык и !
i 1е1пь;к ce,сTOяп11п, вкоды hoTOpllx соединены с выходом многостабильного триггера, тактовые входы которого соединены с выкодами мультивибратора, Вход установки в
I:сходное cOcTOI! II. Ie много. ;.абп1I! IOI триггера соединен с выходом одновибратора, вход которого соединен с первым выходом контролируемой системы, второй выкод которой соединен через второй полюс двухполюсного переключателя с входом исполнительного органа, выход преобразователя 1зпряженпя соелипен с входом контролируемой системы и с входом питания формирователя опорного напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР и 552; 23. кл. Н 0- К 11. 08. 75.
2. Долик С. Д. Источники электропитания ;a пол проволн11ковык приборах. — М., :<Советское радио». 1969 (прототип).
828422
Сосгавигель Ранов
Техред И. Заболотнова
Корректор 3. Тарасова
Редактор Е. Гончар
Заказ 3399
Изд. ¹ 372 Тираж 988
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, gK-35, Раушская наб., д. 4/5
Г! нп,сн н
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлиспо»<о»а