Способ получения холоднокатаной ленты излатуни
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 060879 (21) 2805199/22-02 (5!)М. Клз
В 21 В 3/00 с присоединением заявки Йо
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150581, Бюллетень Мо 18 (53) УДК 621 77 (088. 8) Дата опубликования описания, 150581 (72) Авторы изобретения В.П. Полухин, А.В. Зиновьев, Ю.П. Чума
А.И. Байкалов, Г.П. Морозов и Л.П. Фри
Московский ордена Трудового Красного Зна институт стали и сплавов (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДНОКАТАН Й ЛЕНТЫ
ИЗ ЛАТУНИ
Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, преимущественно к холодной прокатке цветных металлов и сплавов.
Известен способ получения холоднокатаной ленты, включающий холодную прокатку, промежуточный и окончательный отжиги (1) .
Известен также способ получения холоднокатаной ленты из латуни (спла- 1О ва Л63), который включает холодную прокатку лент толщиной 6,0-6,55 на толщину 1,3-1,5 мм. Прокатку ведут в две стадии. Первая холодная прокатка на толщину 3,0-3,2 мм осуществля- 15 ется с суммарным обжатием 50-52% деформации. Затем следует промежуточный рекристаллизационный отжиг. Вторая холодная прокатка на конечный размер осуществляется с суммарными обжатия- 20 ми 50-59%. Для получения заданных механических свойств готовой продукции заключительной операцией является окончательный отжиг при 640660 С (2) .
O 25
Недостатком известного способа является то, что величина суммарной степени деформации при холодной . прокатке соответствует обжатиям, при котаоых происходит атермическое ра- 30 зупрочнение латуни Л63. Это вызывает резкое увеличение дисперсии механических свойств готового продукта, и, как следствие, приводит к увеличению брака по механическим свойств ам.
Цель изобретения — повьхаение качества получаемой ленты за счет стабилизации ее механических свойств.
Поставленная цель достигается тем, что прокатку на первой стадии осуществляют с суммарным обжатием 4048% деформации, а на второй стадии с суммарным обжатием 60-69в деформации.
В таблице представлена зависимость изменения нестабильности механических свойств сплава Л63 от степени деформации.
Способ осуществляется следующим образом.
Горячекатаный подкат из латуни
Л63 толщиной 6,0-6,55 мм прокатывают на непрерывном или реверсивном стане холодной прокатки с величиной суммарного обжатия 40-48в. После этого осуществляется промежуточный рекристаллизационный отжиг. Отжиг лент в рулонах производят s методических электропечах тйпа УКР-24 при 650;
829223
680 С. После отжига холодная прокатка. на конечный размер осуществляется с суммарными обжатиями 60-69% деформации. Для получения заданных механических свойств готовой ленты заключительной операцией является окончательный отжиг при 610-630 с. о
Выбор величины суммарного обжатия основывается на том,что при холодной прокатке сплава Л63 при степенях деформации, лежащих в интервалах 27-38, 49-58 и 70-78% деформации наблюдается резкое увеличение нестабильности механических свойств, (см.табл.1).Так,дисперсия микротвердости в перечисленных интервалах обжатия увеличивается в 2-4 раза, дисперсия твердости по
Виккерсу и Роквеллу в 2-8 раз, дисперсия предела прочности и относительного удлинения в 4-15 раз. Исследование структуры и механических свойств металла после рекристаллиза- 20 ционного отжига показывает,что неоднородность свойств, сформировавшаяся в процессе холодной деформации,наслецуется и в рекристаллизованном состоянии.
Предлагаемые интервалы суммарных обжатий гозволяют получать продукцию бо стабильными механическими свойствами. Увеличение или уменьшение величины суммарной степени деформации при холодной прокатке от предлагаемых величин ведет к попаданию в
Нестабильность механических свойств при суммарной степени деформации, %
25 27 31 38 40 46 49 53 58 60 67 70 75 78 80 85
280 340 650 . 410 230 215 310 420 290 200 208 300 530 360 250 270
0,07 0,11 0,16 0,09 0,05 0011 0,10 0270
2,6 3,4 4,0 3,2 2,4 2,3 2,9 4,7
160 011 010 012,0,16 0,11 0,08 0,09
3,3 2,3 2,4 3 5 4,4 3,1 3,4 2,3
3,3 6,4 20,1 8,1 4,0 3,9 7,2 17,7 7,8 3,1 3,5 6,9 23,2 10,1 4,0 3,7
2,4 5,7 15,2 6,3 2,2 2,5 6,1 19,1 8,4 2,9,3,1 7,3 17,7 8,0 2,7 2,2
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Богоявленский К.Н. и др. Обра50 ботка цветных металлов и сплавов давлением. Металлургия, 1973,с.408.
2. Злотин Л.В. и др. Производство листов и лент из меди, никеля и их
55 сплавов. Металлургия, 1978, с.134139.
Составитель М. Блатова
Техред А.Ач. Корректор В. Синицкая
Редактор С. Тимохина
Тираж 888 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2620/4
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Формула изобретения
Способ получения холоднокатаной ленты иэ латуни, включающий холодную прокатку в две стадии, промежуточный и окончательный отжиг, о т л и ч аю шийся тем, что,,с целью повышения качества ленты, прокатку на первой стадии осуществляют с суммарньве обжатием 40-48% деформации, а на второй стадии - с суммарным обжатием 60-69% деформации. области,где возрастает нестабильность механических свойств материала. Кроме того, холодная прокатка на второй стадии металла с повышенной нестабильностью механических свойств приводит к увеличению равнотолщинности прокатываемых полос. При прокатке лент из сплава JI63 толщиной 1,3 мм подкатом на первой стадии холодной прокатки служит полоса толщиной
6,5 мм. Первую холодную прокатку осуществляют на двухвалковом стане
450х850 мм по следующей схеме: 6,54,7-.3,8-3,4 мм. При этом величина суммарного обжатия составляет 47%.
Затем проводят отжиг при 650-680 С .
Вторая холодная прокатка осуществляется на четырехвалковом стане .276/700х860 мм по следующей схеме:
3,4-2,0-1,5-1,3 мм. Величина суммарного обжатия составляет 62% деформации. Заключительной операцией является отжиг при 610-630 С.
Ис поль зов ание предлаг аемого с п особа получения холоднокатанной ленты из сплава Л63 по сравнению с известными способами обеспечивает получение лент с более стабильными механическими свойствами. Это дает возможность уменьшить технологические потери за счет сокращения брака по механическим свойствам, что позволяет увеличить выход годного продукта в среднем на 0,5%.