Канатоукладчик
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И C А Н И Е ()829551
ИЗОБРЕТЕНИЯ
N АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсннк
Соцнапнстическик
Республик (6! ) Дополнительное к авт. санд-ву (22)Заявлено 16.07.79 (2!) 2800855/29-11 с присоединением заявки Рй—
{5l)M. Кл.
В 66 0 1/36! ввуаврсташвйй квинтет еаи
Ill AOI13N NSI6!INCIIIIR к вткрмткй (23) Приоритет
Опубликовано I 5. 05. 81. Бюллетень М 18
{53) УДК 621. . 864 (088. 8) Дата опубликования описания 25.05;Sl (72) Авторы изобретения
А.Д.Власов, А.А.Назаров и В.В.Табо; (7!) Заявитель (54) КАНАТОУКЛАЦЧИК
Изобретение относится к грузоподьемным механизмам, а именно к канатоукладчикам лебедок.
Известен канатоукладчик, содержащий каретку, установленную с возможностью перемещения по двухходовому винту и направляющим штангам, внутреннуюю втулку с осевыми прорезями, концы которых выполнены с фиксирующими выемками, образующими разнонаправленные винтовые канавки, шаг винтовой линии которых равен шагу двухходового винта, шарики, установленные в прорезях внутренней втулки и взаимодействующие с кареткой двухходового винта, шлицевую втулку, установленную на внутренней втулке с возможностью ограниченного поворота и контактирующую своими шпицами с шариками внутренней втулки, и стопорное устройство для замыкания и размыкания щлицевой и внутренней втулок
Недостатком такого канатоукладчика является то, что его стопорное устройство выполнено штифтовым, неоправданно усложняя конструкцию. Кроме того, детали стопорного устройства в известном канатоукладчике нагружаются значительными усилиями и в силу этого подвержены ускоренному износу.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности канатоукладчика.
Для достижения цели стопорное устройство содержит выполненные на внутренней и шлицевой втулках радиальные упоры, взаимодействующие с направляющими штангами, концевые участки которых выполнены с лысками, обращенными в сторону. упоров внутренней втулки.
26
Кроме того, с целью уменьшения трудозатрат при изготовлении, шлице вая втулка может быть расположена цц отношению к каретке с зазором, а на«
829551 правляющие штанги пропущены через внутреннюю полость каретки.
На фиг, 1 показан предлагаемый канатоукладчик, общий вид; на фиг, 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3— развертка части. втулки с осевыми паэами.
Канатоукладчик содержит двухходовой винт 1, установленный параллельно оси барабана лебедки на кронштейнах 2 и 3 и приводящийся во вращение при помощи цепной передачи от барабана лебедки. Ведомая звездочка 4 соединена с винтом 1 шпонкой 5, Карет;ка 6 снабжена двумя роликами 7 и 8, ведущими укладку каната 9. На винт
;надеты наружная шлицевая втулка 10 и внутренняя втулка ll с осевыми пазами, Наружная втулка !О удерживается от вращения с помощью упоров Б, взаимодействующих с направляющими штангами 12, при этом втулка 10 имеет возможность ограниченно проворачиваться на величину зазора "cL между одним из упоров Б и соответствующей ему штангой 12. Внутренняя втулка 11 удерживается от вращения с помощью упоров 8, взаимодействующих с направляющими штангами 1,2, при этом втулка 11 имеет возможность ограниченно проворачиваться при выходе упоров В на лыски "О", расположеннные на концевых участках штанг 12.
В осевом направлении каретка 6 связана с втулками 10 и 11 с помощью крышек 13, прикрепленных к каретке винтами 14 и имеющих .цилиндрические окна под штанги 12. Между внугренней поверхностью каретки 6 и наружной поверхностью шлицевой втулки 10 предусмотрен зазор, так что образуется полость, достаточная для прохождения штанг 12. В пазы втулки 11 введены шарики -15, 16 и 17, входящие одновре- 4 менно в винтовую канавку ходового винта и в шлицы втулки 10. Осевые пазы втулки ll имеют на концах выемки 18, которые Образуют правую и левую винтовые линии с шагом, равным шагу двухходового винта. Шарики 15 и !6 являются рабочими и передают усилие от ходового винта 1 через втулки 10 и 11 и крьшии 13 к каретке 6 при намотке троса» Шарики 17 испОльзуются только при выдаче троса„, т. е. при обратном вращении винта 1. Цри движении каретки в одну сторону рабочие шарики сто порятся выемками 18 осевых пазов втулф ки 11, в результате чего предотвращается их попадание из рабочей канавки в нерабочую в местах пересечения, Канатоукладчик работает следующим образом.
При вращении ходового винта 1 рабочие шарики, зафиксированные выемками 18 осевых пазов втулки )1, передают осевое усилие от винта 1 на втулку )1 и дальше через крышки !3 на каретку 6. Каретка 6 перемещается в заданном направлении. Окружное усилие от винта рабочие шарики передают на шлицы наружной втулки 10., и под действием этого усилия втулка 10 прижимается одним из своих упоров Б к штанге 12. Таким образом втулки 10 и 11 находятся в зафиксированном положении.
Как только ведущие шарики доходят до перехода правой нарезки в левую или наоборот, упоры В внутренней втулки 11 выходят на лыски О" штанг
l2, и втулка 11 под воздействием ведущих шариков проворачивается, освобождая ведущие и стопоря ведомые шарики. При этом каретка 6 продолжает двигаться в прежнем направлении, а шарики, первыми вышедшие на пере— ходной участок винтовой линии, перестраиваются относительно центрального шарика 16 на обратную винтовую линию, двигаясь по осевым прорезям втулки !1 и по шлицам втулки 10 в обратном направлении. Когда шарик 16 пройдет переходной участок винтовой линии„ каретка 6 начинает двигаться назад, а втулка 11 под воздействием перестраивающихся ведомых шариков проворачивается в обратном направлении, стопоря ведущие шарики и освобо-, ждая ведомые. В этом положении упоры
Б втулки ll пройдя лыски "6 штанг
12, упираются в цилиндрические поверхности штанг 12 и фиксируют положение втулки 11.
При изменении направления вращения ходового винта 1 нерабочие шарики 17 становятся ведущими. 3а счет измене" ния направления воздействия на втулки 10 окружной силы, последняя пово" рачивается на величину зазора "a", фиксируя шарики, ставшие ведущими, и освобождая шарики, ставшие ведомыми.
Таким образом, предлагаемый канато укладчик проще по устройству и надежнее в работе по сравнению с известным. В нем отсутствуют штифты стопор5 82955 ного устройства. Выполняющие роль стопорного устройства упоры втулок, взаимодействующие с направляющими штангами, требуют меньше затрат в изготовлении, чем штифты, и имеют пе-! ред последними преимущество в прочности и иэносостойкости.
Расположение наружной шлицевой втулки 10 с зазором по отношению к каретке 6 исключает механическую обработку по внутренней поверхности каретки и по наружной поверхности шлицевой втулки,.что, в свою очередь, тоже упрощает конструкцию.канатоукладчика. 15
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР ,11 - 596536, кл. В 66 D 1/36, 1976 (прототип).
1. Канатоукладчик, содержащий ка- 2О ретку, установленную с возможностью перемещения по двухходовому винту и .направляющим штангам, внутреннюю втулку с осевыми прорезями, концы которых выполнены с фиксирующими выем-25 ками, образующими разнонаправленные винтовые канавки, шаг винтовой линии которых равен шагу двухходового винта, шарики, установленные в прорезях внутренней втулки и взаимодействую- 30
1 6 щие с кареткой двухходового винта, шлнцевую втулку, установленную на внутренней втулке с воэможностью ограниченного поворота и контактирующую своими шлицами с шариками внутренней втулки, и стопорное устройство для замыкания и раэмыкания шлицевой и внутренней втулок, о т л и— чающий с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, стопорное устройство содержит выполненные на внутренней и шлицевой втулках радиальные упоры, взаимодействующие с направляющими штангами, концевые участки которых выполнены с лысками, обращенными в сторону упоров внутренней втулки.
2. Канатоукладчик по и. 1, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения трудозатрат при изготовлении, шлицевая втулка расположена по отношению к каретке с зазором, а направляющие штанги пропущены через внутреннюю полость каретки.
829551
A-4
Фиг. 2
Составитель H.TþTþíéèêîâ
Техред Н.Келушак Корректор В.Бутяга
Редактор М. Келфмеш
Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 2 50 Тираж 929 Подписное
ВНИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5