Способ изготовления цельнокатаныхжелезнодорожных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических республик
<1>829697
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 090479 (23) 2749518/22-02 (51)М К, 3 с присоединением заявки ¹
С 21 D 9/34
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий. (23) Приоритет
Опубликовано 150581. Бюллетень Н9 18:
Дата опубликования описания 180581 (5З> УДК 621. 785. .796(088.8) (72) Авторы изобретения
И.Г. Узлов, A.Ô. Гринев, В.И. Узлов, М.В. Кузьмичев, М.С. Валетов, Г.A. Блажноэ, N.Й. Староселецкий и A.Ï. Бабушкин
1 (71) Заявитель
Институт черной металлургии (54) СПОСОБ ИЭГОТОВЛЕЦИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к металлургии, а конкретнее к изготовлению упрочненных цельнокатаных железнодорожных колес. 5
Цельнокатаное железнодорожное колесо работает в сложных условиях, которые определяются высокими напряжениями в контакте колесо-рельс, ударными нагрузками, возникающими при ð црохождении колесом стыков рельсов, при входе в контррельс, в стрелочных переводах, а также в условиях различных температур (от +40 до
-70 С). В этих условиях надежная работа колеса определяется комплексом механических свойств, уровнем ударной вязкости и сопротивлением хрупкому разрушению, особенно при отрицательных температурах.
Известен способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, включающий прокатку колеса, противофлокенную обработку, термическое упрочнение обода и диска колеса с последующим отпуском всего колеса Щ .
Дифференцированное упрочнение элементов колеса позволяет повысить свойства, колеса как конструкции в целом, но не позволяет снизить темпе- . ратуру хрупкого разрушения материала диска при одновременном повышении пластичности.
Известен способ обработки цельнокатаных колес, включающий прокатку, термическое упрочнение обода, дополнительную пластическую деформацию диска с обжатием 5-15% в межкритическом интервале температур и отпуск всего иэделия. При этом дополнительная деформация диска в межкритическом интервале температур с обжатием 5-15% осуществляют после термического упрочнения обода перед отпуском всего Из» делия. После прокатки колеса температура обода 1000-1060 С, а диска—
880-900оС. Способ позволяет повысить пластичность и снизить температуру хрупкого разрушения материала диска (21.
Недостаток этого способа — необходимость конструирования, изготовления и установки сложного оборудования для осуществления деформации диска колеса после термоупрочнения обода перед отпуском всего колеса.
Цель изобретения — упрощение процесса путем исключения дополнительного оборудования и повышение пласти829697
1 ческих свойств и ударной вязкости .диска колеса.
Поставленная цель достигается тем, что в процессе прокатки колеса осуществляют подстуживание диска до температуры межкритического интервала„ а дополнительную его деформацию производят в колесопрокатном стане после прокатки колеса.
В процессе прокатки колеса в колесопрокатном стане его диск охлаждают до температ;ры, соответствующей температуре межкритического интервала для стали соответствующего химическо го состава.При этом диск прокатывают большей толщины для обеспечения по- следующей дополнительной его деформа- 15 ции с обжатием 5-15%. Деформация при этих температурах приводит к сфероидизации пластин цементита в перлите и изменению как формы избыточного феррита, так и его субструктуры. 20
Вместо избыточного феррита в виде замкнутой сетки по границам перлитных зерен (колеса изготавливают из стали с содержанием углерода 0,520,63%) имеет место структурно сво- ; бодный феррит, разветвленный, переходящий в феррит перлита. В результате такой обработки образуется более однородная структура, состоящая из сфероидизированного перлита и избыточного феррита с большой степеньюразветвленности.
При таком решении значительно упрощается процесс и повышаются пластические характеристики диска колеса, его ударная вязкость и снижается температура хрупкого разрушения за счет обеспечения структурного состояния стали.
Для изготовления колес предлагаемым способом используется сталь, со- 40 держание водорода в которой в литом состоянии менее 2 см /100 г металла.
Такое содержание водорода обеспечивается в литой стали вакуумированием.
Для колес, изготовленных из нефло- 45 кеночувствительной стали, противофлокенная обработка оказывается излишней, становится возможным осуществление прерывистой закалки обода колеса с температуры конца прокатки. 50
Способ заключается в следующем .
Нагретую заготовку осаживают на прес,сах, осуществляют разгонку, формуют ступицу, часть диска и обод, прокатывают обод и часть диска. В процессе прокатки обода и диска ведут их охлаждение, обод охлаждают до 860880 С, а диск — до температуры межо критического интервала. Для колесной стали с содержанием 0,52-0,633 углерода межкритический интервал соответствует 725-780 "С.
Толщина диска готового колеса у обода.17 мм, а у ступицы 25 мм. Поэтому для обеспечения дополнительной деформации диска с обжатием 5-15% размер его у обода обеспечивается равной 18-19,5 мм, а у ступицы
26,5-29 мм. После завершения раскат ки колеса по диаметру и охлаждения диска до 725-780 С наюлонные валки стана разводятся и перемещаются в переднее положение для дополнительной деформации диска. Наклонными валками диск деформируется с обжатием 5-15% до конечной толщины, после калибруют обод и выгибают диск колеса на выгибном прессе, затем производят прерывистую закалку обода и отпуск колес, а потом осуществляют механическую обработку колес. Интервал деформаций 5-15% определяется температурами их осуществления (при 780 С деформация 15%, а при 725 С вЂ” 53), Пример . Изготовление колес осуществляют иэ стали с содержанием углерода 0,58% и марганца 0,76%. Заготовки нагревают до 1250 С, затем осаживают на прессах усилием 2000, 5000 тс. Усилием 10000 тс отформовывают ступицу и часть диска с толщиной у ступицы 26,5; 28, 29,0 мм, на прокатном стане прокатывают диск на окончательную длину с толщиной у обода 18, 19,0; 19,5 ьы. В процессе прокатки колес обод и диск охлаждают, обод — до 840-850 С, а диск — до
725, 750, 780 С. После окончания раскатки колеса по диаметру диск дополнительно деформируется наклонными валками с обжатием 5, 8 и 15%. 3атем на выгибном прессе калибруют обод и выгибают диск, после чего осуществляют прерывистую закалку обода в течение 110 с от температуры конца деформации, за которым следует отпуск колес при 480-500 С в течение 2,5 ч, Для сравнения изготовляют колеса по известному способу в процессе которого колеса после изготовления на прессопрокатном оборудовании нагревают до 840 С. После чего упрочняли обод в течение 110 с, за которым следует деформация диска с обжатием
5,8, 15 ° Деформацию ведут в штампе с приложением по верхнему пуансону ударной нагрузки грузом массой в одну тонну с высоты 5 м. После деформации диска колеса отпускали при
500 С в течение 2,5 ч.
В таблице приведены свойства диска колес, обработанных по известному и предлагаемому способам.
829697
Относительное удлинение, Ъ
Относительное сужение, Ъ
Температура хрупкого разрушения, о.
Удар ная вязкость
+20 С кгм/см2
Предел текучести, кг/мм
Температура ,цеформации, с
Способ изготовления
Ударная вязкость при
-60 С, кгм/см
Предел прочности, кг/мм
Степень деформации диска, ф
19,0
20,0
19,0
-55
1,3
1,5
4,5
45,0 44,0
45,5 46,0
46,0 45,0
Известный 5 527 80
8 750
-60
5,0
-60
1,4
4,7
15 780 82
Предлагаемый
20,0
21,0
20,0
-60
1,6
1,7
1,8
5,2
5,5
5 725
46,0 46,0
47ю О 47с0
48,0 47,0
81
82
-60
8 - 750
15 780
-60
5,3
Формула изобретения
Составитель А. Секей
Редактор Т. Гыршкан Техред И. Асталош Корректор Г. Решет них
Тираж 618 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета. СССР по дедам изобретений и открытий ш я наб. . 4/5
Эаказ 2719/16
113035, Москва, Ж 35, Рау ска ф д
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Таким образом, предлагаемый способ изготовления цельнокатаных железнодорожных, колес за счет дополнитель—
Hofl деформации диска в межкритическом интервале температур с обжатием 5—
15%, осуществляемой после прокатки колеса, значительно упрощается путем исключения дополнительного оборудования при одновременном повышении свойств диска колеса.
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, включающий прокатку, прерывистую закалку обода, дополнительную деформацию диска в межкритическоь интервале температур
20 с обжатием 5-15% и отпуск, о т л и— . ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения процесса за счет исключения дополнительного оборудования и повышения пластических характеристик и ударной вязкости диска, в процессе прокатки колеса осуществляют подстуживание диска до температуры межкритического интервала, а дополнительную его деформацию производят непосредственно после прокатки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
359253849„кл.С 2109/34,1967 °
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2527394/22-02, кл. g 21 0 9/34, 1976.