Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В.А .Г алягин /

Чебоксарский агрегатный завод им. ХХ!Ч (72) Автор изобретения

t съезда КПСС (71) Заявитель

P4) ЮИКЦИОННЛЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, и частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты и подпружиненный по оси нажнмной диск (1j.

Недостаток этой муфты — высокое тепловое напряженке.

Наиболее близкая к изобретению по . технической сущности и достигаемому

ФО результату фрикционная муфта,. содержащая фрикционный диск, прижимаемый к,опорному диску пружинами через нажимной диск f2 1.

Недостатком известной муфты является низкий срок службы.

Цель изобретения — повышение срока службы.

Поставленная цель достигается тем, что нажимной диск, выполнен составным © в виде концентрично расположенных и подпружиненных по оси колец, причем суммарная жесткость пружин, контактирующих с меньшим кольцом, больше сум-.

I. марной жесткости пружин, контактиру-. ющих с большим. кольцом.

На чертеже изображена фрикционная муфта, разрез.

Муфта содержит фрикционный диск"1 и нажимной диск 2, кольцо 3, нажимные пружины 4, установленные на нажимном диске 2, и пружины 5, установленные на кольце 3, опирающиеся на упорный кожух 6, прикрепленный к опорному диску 7 при помощи установочных пальцев 8.

Для размыкания дисков 1.и 2 при выклю- чении муфты сцепления нажимной диск 2 снабжен рычажной системой 9, взаимодействующий с отводкой 10. Кольцо 3 установлено в нажимном диске 2 с воз можностью осевого перемещения под действием нажимных пружин 5 и имеет устройства, например выступы, (на чертеже не показаны), предотвращающие проворот кольца относительно нажимного диска 2 при подаче момента.

Характеристики жесткости пружин

4 и S подобраны так, чтобы давление

8300 в зоне трения фрикцнонных колец, установленных ближе к центру, было выше, чем давление в зоне толкателей, размещенных на периферии диска.

Во время работы муфта сцепления кольца 3 н нажимной диск 2 под действием нажимных пружин 5 н 4 воздействуют на ведомый диск 1, прижимая

его к опорному диску 7, создавая тем самым фрикциониый момент на поверхностях трения.

Выполнение пружин кольца, размещен- .. ного ближе к центру, с большим иажимным усилием позволяет достичь равномерной нагруженности фрикционных нар ао радиусу, компенсируя увеличейие

1 скорости скольжения фрикционных пар на периферии.

При этом наибольший эффект дости- гается в случае, когда усилие нажим-",20 ных пружин и площади колец подобраны таким образом, чтобы произведение давлений в зоне трения каждого. кольца на соответствующее окружение скорости скольжения фрикционных пар оставались 2s постоянными (PV Const )

В этом случае тепловые потоки, образующиеся при трении распределяются равномерно на площади фрикциоиных дисков, что приводит к уменьеению вели- зо чины деформации под действием внутренних напряжений, возникающих из-эа тепловогь расииреюию..Умень@ение величит : ны тепловых деформаций (коробления) и сикжеиие напряженности теплового 3s режима приводит к умеиьаению величины износа дисков и увеличению их дол-. говечности.

Формула изобретения

Фрикционная .муфта, содержащая фрикционный диск, прижимаемый к опорному диску пружинами через нажнмной диск, отличающаяся .тем, что, с целью повыпения срока службы, нажим-ной диск выполнен составным в виде концентрично расположенных и подпружиненных по оси колец,.причем суммарная жесткость пружин, контактирующих:: с меньшим кольцом, больше суммарной жесткости пружин, контактирующих с большим кольцом, Источники информации, принятые во виямание прн экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР

У 233374 ° кл. F 16 0 13/ 38, 1967. .2. Авторское свидетельство СССР

В 48SSar., . F 16 О 1У42, ИИ (прототип).

46

4. Выполнение нажимного диска в форме колец, концентрнчно размещенных друг s друге, позволяет увеличить суммарную ширину фрикционного диска, обес-печивая хорошую приспособляемость к микро-и макронеровностям контртела, обеспечивая тем самым увеличенную пло=-г щадь фактического контакта дисков при . трении. В этом случае прн прочих равных ° условиях появляется возможность увеличения энергоемкости муфты сцепления.

Это позволяет снизить величину коробления фрикционных дисков, уменьшить величину износа, позволяя . увеличить величину энергоемкости муфты.

830046

Составителв И.Яцунов

Техред Н.Граб

Уедактор Т.Парфенова

Бзрректор; Г.Назарова

Заказ 306

42 Тираж 1006 .ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул . Проектная, 4