Упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнк
Социалистические
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
F I 6 0 43/14
Веудлрстеенный квинтет
СССР
No делам нзееретений н еткрытнй
Опубликовано 15.05.81 Бюллетень М 18
Дата опубликования описания 17.05.81 (53) УДК 621. .825.7 (088.8) (72) Авторы
А.-П.К. Кав (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к приборостроению н машиностроению, в частности к упруго-динамическим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также компенсации несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.
Известна упруго-центробежная муфтат содержащая ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с двумя диаметрально противоположно направленными хвостовиками, образующими совместно крестовину с пальцами на концах, расположенными параллельно, оси вращения муфты и соединительный упругий элемент с центробежными грузами. Соединительный упругий элемент в данном случае выполнен в виде пружинного кольца, на котором диаметрально противоположно установлены центробежные грузы Я .
Недостатком такой муфты является то, что она плохо работает при значительных угловых и осевых относительных смещениях соединяемых валов.
Цель изобретения — повышение компенсирующей способности муфты.
Поставленная цель достигается тем, что в муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с двумя диаметрально противоположно направленными хвостовиками, образующими совместно крестовину с пальцами на концах, расположенными параллельно оси вращения муфты, и соединительный упругий элемент с центробежными грузами, последний выполнен в виде двух рядов проволочных струн, скрепленньас центробежными грузами, и охватывающих попарно смежные пальцы ведущей и ве-. домой полумуфт, причем на пальцы последних надеты резиновые шайбы, меж ду которыми зажаты проволочные струны упругих соединительных элементов.
Формула изобретения
Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с двумя диаметрально противоM положно направленными, хвостовиками,. образующими совместно крестовину с
:пальцами на концах, расположенными параллельно оси вращения муфты, и соединительный упругий элемент с центробежными грузами, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения компенсирующей способности муфты, соединительный упругий элемент выпол" нен в виде двух рядов проволочных
40 струн, скрепленных центробежными грузами, и охватывающих допарно смежные пальцы ведущей и ведомой полумуфт, причем на пальцы последних надеты резиновые шайбы, между которыми зажаты
45 проволочные струны упругих соединительных элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
У 252773, кл. F 16 0:43/14, )968.
3 83
На фиг. 1 изображена упруго-цент, робежная муфта, общий вид; на фиг.2то же, разрез А-А на фиг. l.
В данной конструкции муфты ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с диаметрально противоположно направленными хвостовиками 2 и 3, с пальцами 4 и .5 на их концах. Ведомая полумуфта выполнена идентично ведущей, Она состоит из ступицы 6 с хвостовиками 7 и 8 и пальцами 9 и 10 на их концах.Полумуфты связаны между собой соединительными упругими элементами, выполненными в виде двух рядов прово:лочных струя 11 и 12 (фиг. !), попар но охватывающих смежные пальцы 4 и 9 и 5 и 10 ведущей и ведомой полумуфт . и зажатых между резиновыми шайбами
13 и 14, надетыми на пальцы 4,5,9 и ,10, ведущей и ведомой полумуфт. Проволочные струны 11 и 12 закреплены между резиновыми шайбами 13 и 14 прижимными шайбами 15 и гайками 16. На каждом упругом элементе 11 и 12 при помощи болтов 17 и 18 закреплено нес колько центробежных грузов 18 и 20; также зажимающих концы струн Il и 12, Муфта работает следующим образом.
В статическом положении при нагрузке проволочные струны 11 и 12 расположены строго прямолинейно и муфта является почти жесткой (если не учитывать деформации растяжения струн) .
При вращении центробежные грузы 19 и
20 стремятся отойти от оси вращения муфты, вызывая изгиб струн 11 и 12 и уменьшая угол Ы . Между осями хвостовиков с увеличением числа оборотов уголь уменьшается. С другой стороны„ при вращении ведущей полумуфты в указанном направлении (фиг.1)крутящий момент стремится увеличить угол d,вызывая приближение. центробежных грузов 19 и 20 к оси вращения. Упругие силы, возникающие при изгибе проволочных струн 11 и 12, также стремят.ся вернуть систему в исходное положение, представленное на фиг.l. Таким образом муфта приобретает крутиль ную податливость; только при вращении. При определенной крутящей на0050 груэке и чаСтоте вращения устанавливается динамическое равновесие, определяемое фактической величиной угла о и фактическим расстоянием цент5 робежных грузов 19 и 20 от оси вращения. Центробежная сила вносит элемент самонастройки (независимость: от оборотов) и гироскопическую связанность полумуфт и является причиной
1О повышенных антивибрационных свойств муфты.
Наличие упругих .элементов, выполненных в виде двух рядов проволочных струн, попарно охватывающих смежные
15 пальцы ведущей и ведомой полумуфт и зажатых между резиновыми шайбами, надетыми на пальцы ведущей и ведомой полумуфт, улучшает компенсирующие характеристики и расширяет эксплуатационные возможности предлагаемой муфты.