Пружинный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ р1>830052 ф : г

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-sy9 359453 (22) Заявлено 280279 {21 ) 2829599/25-27 (51) М КЛ с присоединением заявки Hо (23) Приоритет—

F 16 0 49/02

F 16 0 3/07

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 15.05,81. Бюллетень М 18 (5З) УЖ 62-592 (088. 8) Дата опубликования описания 150581 (72) Авторы изобретения

Л. П. Дук, П, И. Дроздецкий, Н. И. Серге и И. Г. Верещага

Челябинский политехнический инстит им. Ленинского комсомола (71) Заявитель (54 ) ПРУЖИННЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах и машинах для торможения вращающихся деталей.

По основному авт. св. Р 359453 известно пружинное устройство для стопорения вала, содержащее навитый с натягом на вал пружинный стопорный элемент, установленный внутри корпуса, при этом пружинный стонорный элемент выполнен из полой трубки эллиптического сечения, заполненной жидкостью под давлением, один конец которой соединен с источником подвода жидкости, а другой герметично

И.

Недостаток известного пружинного тормоза состоит в том, что пружинный стопорный элемент является управляющим и силовым элементом, воспринимакщим усилия от крутящего момента при стопорении вала. При таком испол» нении пружинный стопорный элемент не может Выдержать больших нагрузок, так как íà его закрепленный конец действуют усилия стопорения и усилия от внутреннего давления, а площадь поперечного сечения стопорного элемента ограничена чувствительностью его к внутреннему давлению. 30

Цель изобретения — повышение надежности работы путем увеличения тормозного момента.

Для достижения цели он снабжен установленным в корпусе барабаном, закрепленным на валу, и дополнительным стопорным элементом, установленным с возгложностью. взаимодействия с боковыми поверхнос-ями барабана и корпуса, при этом одним концом дополнительный стопорный элемент кинематически связан с концом, соединенным с источником подвода жидкости основного стопорного элемента, а другим концом. он жестко закреплен в корпусе.

На фиг. 1 показан пружинный тормоз, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 увеличена часть продольного разреза фиг. 1; в месте подвода рабочего тела под давлением.

Пружин ный тормоз предст авля ет собой закрытую конструкцию, состоящую из вала 1, который вращается на подшипниках 2. Подшипники 2 установлены в корпусе 3 и крышке 4. На валу 1 жестко укреплен тормозной барабан 5 с накладкой б и цилиндрической цапфой

7, охватывающей вал 1. На цилнндри830052 ческую цапфу 7 барабана " по свободной посадке установлена втулка 8, на которую с натягом установлен пружин-, ный стопорный элемент 9 из металлической многовитковой трубки эллиптического поперечного сечения. Один конец стопорного элемента 9 свободен и герметичен, а другой, тангенциально напранленный, оканчивается штуцером 10 для соединения с подводящим трубопроводом 11 и упирается н

10 цилиндрический прилив 12 стакана 13, На приливе 12 установлена крышка 14, с уплат нит ель ными кольцами 15. Трубопровод 11 соединен со штуцером 16.

Штуцер 16 служит для присоединения стопор ного элемент а 14 с уплот нит ельными кольцами 15 и является подвижным уплотнительным устройстном нращательного действия. Для предотвращения осевого смещения служит фиксирующее кольцо 17, Снаружи к стакану 13 при- 20 креплен один конец дополнительного стопорного элемента 18, охватывающий тормозной барабан 5 и в нерабочем состоянии прижатый силами упругости к внутренней цилиндрической поверхности корпуса 3. Дополнительный стопор ный элеме нт 1 8> может быт ь вып олнен из металлической полосы сплошного сечения и имеет тангенциально отходящий конец 12 с Т-образным выступом 20, который ныходит наружу корпуса 3 и крепится к нему с помощью вилкообразного замка 21.

При подводе рабочего тсла к штуцеру 16 оно под давлением проникает через отверстие н крышке 4, подвижное уплотнение 14 крышки 4, трубопронод

11 H IIITQI „ep 10 BG внутренню>0 FGJiocTB

- пружинного стопорного элемента 9, Под действием внутреннего давления стспорный элемент 9 деформируется и 40 прижимается к внутренней поверхности цилиндрического прилива .12,- освобождая втулку 8. Вал 1 с тормозным бара- . баном 5 может свободно вращаться, так как дополнительный стопорный эле- 45 мент 18 не касается барабана 5, а стакан 13 имеет воэможность свободно проворачиваться относительно цилиндрической цапфы 7 барабана 5.

После сброса давления пружинный ст опорный элемент 9 под действием сил упругости охватывает втулку 8 и затя° гинается вокруг нее. При повороте вала 1 н сторону навинки стопорного элемента 9 последний под действием

I сил трения поворачивается н том же направлении, что и вал 1. Так как стопорный элемент 9 жестко ".вяз ан своим тангенциально направленным концом с цилиндрическим приливом 12 стакана 13, то последний также повернется вместе с крышкой 14, являющейсяя подвижным уплотнением. При своем повороте стакан 13 затягивает дополнительный стопорный элемент 18 вокруг тормозного барабана 5. В момент касания дополнительным стопорным элементом 18 барабана 5 за счет сил затяжки и эффекта самозатягивания происходит надежное торможение вала 1. При отсутствии давления в стопорном элементе 9 и вращении вала

1 н сторону, противоположную навивке стопорного 9 и дополнительного стопорного 18 элементов, торможение не произойдет, так как при этом доолнительиый стопорный элемент 18 будет прижат к внутренней поверхности корпуса 3. Время торможения определяется радиальным зазором между тормозным элементом 18 и накладкой 6 тормозного барабана 5.

Таким образом, пружинный стопорный элемент 9 выполняет фукцию управления (затягивает дополнительный стопорный элемент), в результате чего прочность era и величина внутреннего давления могут быть малы, Тормозной элемент 18 янляясь силовым звеном может воспринимать значительные нагрузки, в силу чего тормозной момент может достигать больших величин. Малое управляющее усилие обусловлено еще и малой жесткостью тормозного элемента, который имеет большой диаметр и незначительный момент инерции поперечного сечения относительно оси изгиба.

Формула изобретени>.

Пружи нный т ормоз по ос нов ному ант, сн. Р 359453, от л и ч аюшийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем увеличения тормозного момента, он снабжен установленным в корпусе барабаном, закрепленным на валу, и дополнитель- ным стопорным элементом, установленным с возможностью взаимодействия с боковыми поверхностями барабана и корпуса, ври этом одним концом дополнительный стопорный элемент кинематически связан с концом, соединенным с источником подвода жидкости основного стопорного элемента, а другим концом он жестко закреплен в корпусе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

359453, кл. Г 16 F 3/07, 1972 (прототип).

830052

Я а фие.3

Составитель E. Лхметова

Редактор Т.Парфенова Техред М. Рейвес

КорректорО. Билак

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3785/85 Тираж 1006

ВНИИПИ Государственного коьжтета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5