Регулируемая опора сиденья транс-портного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 (61) Дополнительное к авт. свид-sy «е 645868 (22) Заявлено 2205.79 (21) 2769667/27-11
< «831643 (51)М. Кл. с присоединением заявки М
В 60 «! 1/02.
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230581. Бюллетень Ко 19
Дата опубликования описания 250581 (5Ç) У4К 629.113. .042.2(088.8) (72) Автор изобретения
Е.М. Гаврилов е
4 (71) Заявитель (54 ) РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности. транспортных средств.
По основному авт. св. 9 645868, известна регулируемая опора сиденья транспортного средства, содержащая шарнирно-рычажный параллелограмм, снабженный фиксатором его положения и шестерней для подвижного закрепления на основании, подвижным упором, выполненным в виде шарика, и втулкой из пластичного материала, на внешней поверхности которой выполнена винтовая канавка для упора, а на внутренней поверхности венца шестерни выпол- 1э нен продольный паз для упомянутого упора, кроме того, венец шестерни снабжен фигурной поворотной собачкой, выступ которой оперт на втулку (1).
Недостатком известной регулируемой опоры является то, что, в случае действия силы большой интенсивности на рабочее место водителя транспортного средства, в момент гашения ударного импульса регулируемой опорой, происходит разворот шарнирного параллелограмма с пластичной втулкой относительно венца шестерни с подвижным упором. При этом на подвижный упор действует сила 1400 кг, которая соз- 30 дает высокое контактное напряжение в месте соприкосновения его с продольным пазом венца шестерни и на поверхности последнего появляется вмятина, которая препятствует смещению подвижного упора по продольной оси паза.
Термическая обработка продольного паза венца шестерни не всегда дает положительный результат, а операция его сопряжена с рядом трудностей.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.
Поставленная цель достигается тем, что известная регулируемая опора сиденья транспортного средства снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены год углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами;
На фиг. 1 изображено сиденье транспортного средства, вид сбоку, на фиг. 2 — сечение A-A на фиг. 1, увеличенный масштаб, на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2, увеличенный масштаб; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. ", на фиг. 5 — вид по стрелке Г на фиг. 2.
831643
Регулируемая опора сиденья транспортного средства содержит шарнирно-. рычажный параллелограмм 1, стороны 2 и 3 которого в верхней части связаны со штангой 4, на консолях которой закреплены направляющие 5 подвески 6 подушки 7 сиденья.
Сторона 2 шарнирно-рычажного параллелограмма 1 жестко связана шлицевым валиком 8 со ступицей 9 шестерни и подвижно установлена на каретке 10.
Ступица 9 шестерни изготовляется 10 из пластичного материала (стали,бронзы, чугуна и т.д.), на внешней ее поверхности выполнена винтовая канавка а, деформируемая при ее повороте подвижным упором 11 (фиг. 2-4), кото- 15 рый зафиксирован вкладышами — наружным 12 и внутренним 13. Вкладыши 12 и 13 попарно закреплены в продольных пазах б венца 14 шестерни (фиг. 5).
Торцы внутренних вкладышей 13,. вза- 7й имодействующие с подвижными упорами
Ь
11, выполнены под углом с = 8 + 10 к оси вращения венца 14 шестерни.
Вкладыши 12 и 13 перед установкой в и одольный паз б венца 14 шестерни проходят термообработку до твердости не ниже твердости подвижных упоров 11.
Венец 14 шестерни кинематически связан со штоком 15, подвижно установленным в глухом отверстии каретки 10 и управляемым валиком 16, на консоли которого установлена рукоятка 17 управления.
В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик транспортного средства на венце 14 шестерни может быть выполнен один или более продольных пазов б, а подвижные упоры 11 могут устанавливаться в них последовательно или парал- 4О лельно.
Регулируемая опора сиденья работает следующим.образом.
При действии перегрузки на рабочем месте в момент преодоления транспортным средством препятствия на большой скорости, которое водитель своевременно не заметил, подвеска 6 сиденья выберет полный динамический ход и, в момент соударения каркаса подушки 7 сиденья со штангой 4, стороны 2 и 3 шарнирного параллелограмма 1 разворачиваются в нижнее положение с подушкой 7, подвижный упор 11 деформирует (раэвальцовывает) винтовую канавку а ступицы,9 шестерни и гасит ударный импульс, следовательно, защищает водителя от действия ударного импульса.
После разворота шарнирного парал лелограмма с подушкой сиденья, в нижнее положение, водитель разворотом рукоятки 17 управления освобождает шток 15 от связи венца 14 шестерни с кареткой 10 опоры, после чего подушка 7 сиденья возвращается в исходное положение.
Наличие в сиденье транспортного средства устройства защиты водителя от ударных перегрузок большой интенсивности позволяет предохранить водителя от действия сильных толчков.
Формула изобретения
Регулируемая опора сиденья транспортного средства по авт. св.
9 645868, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, она снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены под углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 645868, кл. В 60 и 1/02, 1976 (прототип).
831643
Вид б
12
Фиг. 4
Фис Х
Составитель Н. Пуголовкина
Редактор В. Лазаренко Техред М.Коштура Корректор Ю. Макаренко
Заказ 2938/10
Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4