Сцепное устройство полурам сочленен-ного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социанистичесиих

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

* г

// -- М,: г:.

1 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 04.07.79 (21) 2794204/27-11 (51) М. КЛ.

В 62 D 53/02

В 60 D 1/00 с присоединением заявки М

Государствеииый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230581.бюллетень Н9 19

Дата опубликования описания 230581 (53) УДК 629.114. . 3 (088. 8) Л.A. Белоусов, Н.T. Грицаев, Л.Д. Плетнев и В.С. Литвинов

I (72) Авторы изобретения

1 .

Всесоюзный научно-исследовательский и про тно-. .". :,-; — ;; конструкторский институт горнорудного машиноетреения. (71) Заявитель (54) СЦЕПНОЕ УСТРОИСТВО ПОЛУРАМ СОЧЛЕНЕННОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, закрепленный на одной из .полурам, и горизонтальный продольный шарнир, ocb которого .соединена с вертикальным .шарниром и расположена в цапфе, размещенной в гнезде второй полурамы (1).

Недостатком этого устройства является большая сложность, следовав тельно, и трудоемкость сборки и разборки вертикального шарнира, которая возникает при соединении или рассоединения тягача и полуприцепа.

Перекос или смещение осей сопрягаемых деталей вертикального шарнира вызывает эаклинивание пальцев и создает трудности при установке опорных шайб, предназначенных:для компенсации зазора между проушинами вертикального шарнира.

Сборку или разборку вертикального шарнира сцепного устройства можно выполнять только в ремонтных мастерских и при наличии щруэоподьемных средств.

Цель изобретения — снижение трудоемкости сцепления и расцепления полурам.

Поставленная цель достигается тем, что сцепное устройство снабжено закрепленными на указанной цапфе проушинами с шарнирно закрепленными на них стяжными винтами и размещенными на второй полураме упорами, в которых выполнены пазы под упомянутые стяжные винты, при этом последние имеют гайки для взаимодействия с указанными упорами, а сопряженные поверхности гнезда второй полурамы и цапфы выполнены коническими.

На фиг. 1 изображено сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Сцепное устройство соединяет полураму 1 с полурамой 2 шарнирным узлом,.выполненным в виде вертикального и горизонтального шарниров.

Вертикальный шарнир образован жестко свяэаннымн с полурамой 1 проушинами 3, соединительными пальцами

4 и проушинами 5.

Горизонтальный шарнир образован осью 6, подшипниками скольжения 7, 831655 конической втулкой 8 и закрепленной на второй полураме цапфой 9, внутренняя поверхность которой выполнена конической, а наружная - снабжена упорами 10 с пазами под стяжные винты 11, соединенными шарнирно посредством пальцев 12 с проушинами 13, закрепленными на конической втулке

8. На стяжных винтах 11 расположены гайки 14 и 15. Коническая втулка 8 удерживается на оси горизонтального шарнира с помощью шайбы 16 и болтов

17, Для компенсации зазора между проушинами вертикального шарнира установлены опорные шайбы 18, а поворот полурам одна относительно другой вокруг пальцев 4 осуществляется силовыми цилиндрами 19. Внутренняя поверхность оси горизонтального шарнира выполнена полой для размеще ния карданного вала.

Сцепное устройство работает сле- 20 дующим образом.

Для рассоединения полурам отпускают гайки 14 и завинчивают гайки

15 до тех пор, пока они, взаимодействуя с упорами 10 и стяжными винтами 11, не вытолкнут вместе с осью горизонтального шарнира коническую втулку 8 иэ цапфы 9. После этого извлекают стяжные винты 11 из пазов (на чертеже не обозначены) упоров 10. З

Для соединения полурам гайки 15 отвинчивают в крайнее положение, стяжные винты устанавливают в пазы упоров 10 и, затягивая гайки 14, сопрягают коническую втулку 8 с цапфой 9.

Таким образом,монтаж и демонтаж сцепного устройства полурам сочлененного транспортного средства не требует сборки и разборки вертикального шарнира, которые сопровождаются большими трудозатратами.

Формула изобретения

Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, закрепленный на одной из полурам, и горизонтальный продольный шарнир, ось которого соединена с вертикальным шарниром и расположена в цапфе, размещенной в гнезде второй полурамы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости сцепления и расцепления полурам, оно снабжено закрепленными на указанной цапфе проушинами с шарнирно закрепленными на них стяжными винтами и размещенными на второй полураме упорами, в которых выполнены пазы под упомянутые стяжные винты, при этом последние имеют гайки для взаимодействия с указанными упорами, а сопря- женные поверхности гнезда второй полурамы и цапфы выполнены коническиМие

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 631379, кл.,В 62 0 53/02, 1976 (прототип).

831655 б

17

Составитель Ю.Таубер

Редактор В. Лазаренко Техред E.Ãàâðèëåøêo Корректор М.Демчик

Эакаэ 3017/18 Тираж 699. Подписное

ВНИЙПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4