Движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских, Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1>831656 (6i ) Дополнительное к авт. свид-ву— 51)М. Кл.

В 62 D 55/04 (22) Заявлено 050779 (2f) 2794245/27-11 с присоединением заявки Йо

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230581. Бюллетень Йо 19 (53) УДК 629.11. .032.2(088.8) Дата опубликования описания 23.05В1 (72) Авторы изобретения

В.И. Маркус, Е.Н. Недошивин, В.Е. Колотилин и А.П. Куляшов

1 I

l Э ю С (71) Заявитель

Горьковский политехнический институт им. А.A. Жданова (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесно-гусеничным транспортным средс твам.

Известно транспортное средство с комбинированным движителем, в котором на приводных осях установлены,с возмо>кностью поворота треугольные элементы, оборудованные гусеничными и колесными ходами, к которым выборочно посредством приводных осей может быть приложен крутящий момент (1j

Движители работают раздельно.

Каждый из них вводится в действие поворотом оси треугольного элемента.

В это время неработающий движитель располагается по борту машины над работающим, увеличивая габариты и вес машины.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является движитель транспортного средства, содержащий гусеничную ленту с эластичными траками, механизм изменения формы движителя, состоящий из направляющих колес, смонтированных с возможностью перемещения одно относительно другого, опорных и поддерживающих элементов, связанных с гидроприводом (2J .

Однако транспортное средство, снабженное таким движителем, обладает ограниченной маневренностью.

Цель изобретения — повышение маневренности транспортного средства путем изменения формы движителя °

Цель достигается тем, что опорный и поддерживающий элементы выполнены в виде дугообразных секций, соединенных между собой шарнирно.

Кроме того, гусеничная лента снаб.— жена телами качения, обращенными в сторону секций обода.

На фиг. 1 представлен колесно-гусеничный движитель в форме колеса, . вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в форме гусеничного движителя; на фиг. 3 разрез A-A на фиг, 1; на фиг. 4 изменение формы колесного движителя в режим гусеничного хода (в вариантах) .

Движитель транспортного средства содержит опорный и поддерживающий элемент 1, разделенный, например, на четыре равных секции, сочлененных . между собой. шарнирами 2. На ободе подвижно смонтирована гусеничная лента 3, оборудованная эластичными траками 4. Звенья гусеничной ленты соединены пальцами 5, на которых в

831656 средней их части установлены тела качения 6 по всему периметру обода.

Центральная ступица 7 колесо-гусеничного движителя шарнирно установЛена на цапфе 8 и жестко соединена с валом 9 трансмиссии и с корпусом движителя, состоящим из двух щек 10 и 11.

На центральной ступице шарнирно закреплены гидроцилиндры 12, шток каждого из которых соединен с одной из секций опорного и поддерживающего элемента. По обе стороны от центральной ступицы 7 между щеками 10 и

11 на подвижных осях 13 смонтированы направляющие колеса 14 и 15, находящиеся в постоянном зацеплении с гусеничной лентой 3. Подвйжные оси

13 направляющих колес размещены в направляющих пазах 16 щек и при помощи планок 17 соединены с противолежащими шарнирами 2 секций опорного 20 и поддерживающего элемеита 1. На центральной ступице 7 с двух сторон

«выполнены пазы 18.

Вращение колеса 15 осуществляется при помощи, например, гидромеха- д5 нической передачи, состоящей из гидромотора 19 и редуктора — ходоуменьшителя 20.

Предлагаемый движитель, установленный на транспортном средстве, обеспечивает его движение на колесном и гусеничном ходу следующим образом, Для движения на колесном ходу штоки гидроцилиндров 12.перемещают секции опорного и поддерживающего элемента 1 так, что их шарниры 2 размещаются по окружности, центром которой является ось центральной ступицы 7. Оси колес 14 и 15 при помощи планок 17 перемещаются по 40 пазам 16 щек 10 и 11 и занимают положение, при котором их межцентровое расстояние является минимальным, а зубчатые венцы колес входят в пазы 18 центральной ступицы 7. Тем. самым гусеничная лента 3 оказывает ся заблокированной на опорном и поддерживающем элементе 1 и может перемещаться только с ним, как одно целое, в режиме колеса. Вращение 50 движителя относительно цапфы 8 обеспечивается от вала 9 трансмиссии через ступицу 7, щеки 10 и 11 корпуса, подвижные оси 13 и колеса 14 и 15, .находящиеся в зацеплении с гусеничной лентой 3, а значит и с опорным и поддерживающим элементом 1.

Для перевода движителя на гусеничный ход привод вала 9 устанавливается в нейтральное положение.

Штоки гидроцилиндров 12 втягиваются в корпуса, а секции опорного и поддерживающего элемента 1 поворачивактся на шарнирах 2 так, что образуют овал, на большей оси которого размещаются колеса 14 и 15. Движитель принимает некруглую форму (фиг. 4б) и занимает неустойчивое положение. Под действием вращающе-. го момента пары сил (веса движителя и реакции грунта) движитель поворачивается на цапфе 8 и занимает устойчивое положение, при котором большая ось образованного секциями овала располагается параллельно поверхности пути (фиг. 4в). Зубчатые венцы колес 14 и 15 выходят из пазов 18 центральной ступицы 7. Гусеничный ход готов к работе.

Предлагаемым движителем могут быть оборудованы транспортные средства средней и большой грузоподъемности, а также специальные машины, где по условиям работы требуется изменение опорной поверхности, понижение центра тяжести и т.д.

Формула изобретения

1. Движитель транспортного средства, содержащий гусеничную ленту с эластичными траками, механизм изменения формы, движителя, состоящий из направляющих колес, смонтированных с возможностью перемещения одно относительно другого, опорных и поддерживающих элементов, связанных с гидроприводом, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения маневренности транспортного средства путем изменения формы движителя, опорный и поддерживающий элементы выполнены в виде дугообразных секций, соединенных между собой шарнирно °

2. Движитель по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что гусеничная лента снабжена телами качения, обращенными в сторону секций обода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии 9 48-24850, кл. 80 G 2.

2. Патент CLUA 9 2416183, кл. 244-100, 1947 (прототип).

831656

Составитель Т. Попова

Техред Е.Гарвилешко Корректор М. Демчик с

Редактор В. Лазаренко

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3017/18 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5