Способ получения антифрикционныхпокрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советск их
Социвлистическия
Республик
< и831862 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 21.09. 79 (21) 2822438/22-02 (51)М. Кд. с присоединением заявки М
Гоаудярстввииый комитет
СССР
С 23 С 17/00 (23) Приоритет (53) УДК 621. 793. . 8 (088. 8) оо долам изобрвтеиий и открытий
Опубликовано 23.05,81. Бюллетень Ла 19
Дата опубликования описания 23 05. 8 1 (72) Автор изобретения
В. M. Лебедев
I
j c
Ленинградский ордена Ленина политехнйч институт им. М.И.Калинина (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ
ПОКРЫТИЙ
Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий на трущихся поверхностях путем натирания поверхности твердой смазкой, Известен способ нанесения твердой смазки на металлические поверхности путем погружения в супензию твердой смазки, в частности в суспензию дисульфида молибдена (1).
Наиболее близким к изобретению то является способ получения антифрикционных покрь1тий путем натирания металлической поверхности твердой смазкой, например дисульфидом, диселенндом молибдена и др., причем предварительно может быть на / несен подслой легкоплавкого металла, например галлия
Однако известные способы не обеспечивают высокой долговечности покрытий, что обуславливается недостаточно высокой адгезией покрытия и сравнительно высоким коэффициентом трения.
Цель изобретения — улучшение свойств покрытия, Поставленная цель достигается тем, что натирание металлической поверхнсоти твердой смазкой осуществляют в атмосфере аммиака.
Наличие атмосферы аммиака способствует тому, что при натирании поверхности изделия твердой смазкой в результате повьвпения температуры в месте контакта происходит диссоци ация аммиака .на атомарный азот и водород. Атомарный азот, диффунди- руя вглубь поверхностных слоев, образует нитриды железа и азотистый. аустенит которые обладают повыЭ
2 шенной прочностью 500-900 кгс/мм т.е. происходит упрочнение поверхностного слоя. Атомарный водород в это же время восстанавливает поверхность трения от окислов. В результате этого происходит интенсивное контактирование (схватывание ) свободных от окислов поверхФормула изобретения
Составитель JL Казакова
Редактор И. Николайчук ТехредН.Майорош,"Корректор О. Билак
2949/13 Тираж 1048 Подписное
ВНИИПИ Гссударственногс комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 83186 ностей. трения со свободными от окислов частицами порошка твердой смазки, например дисульфида молибдена, т.е. получается поверхность трения,в полной иере удовлетворяющая правилу
tl положительнога градиента .Создание
33 5 в зоне фрикционного контакта восстановительной атмосферы обеспечивает лучшую адгеэию твердого смазочного покрытия к основной псверх10
HQCTHI
Пример, Образцы выполняют ся из стали 45 с наружным диаметром
18 мм и внутренним — 15 мм. Поверх\ ность трения сбрабатываемОгО Образ
15 ца Обезжиривают и прОмывают спиртом после чего образец помещают в камеру установки трения, На поверхность образца насыпают порошок днсульфида молибдена. Камеру вакуумируют до
1 ° 10 мм.рт. ст., после чего ее заполняют аммиаком и производят втирания дисульфида молибдена на поверхность трения обрабатываемого образца при нагрузке 1 кгс/см и
2, gC скорости скольжения натирающего элемента 0,1 м/с. Затем образец извлекают из камеры и испытывают его на трение в атмосфере. воздуха при удепьном давлении 4 кгс/см 2 и скорости скольжении 0,8 м/с. 11омент разрушения разделяющего трущиеся поверхности смазочного покрытия
arrpepеляют по резкому увеличению коэффициента трения и нарушению план-I 5 ности движения,, Долговечность нанесенного покрытия составляет 105 мин, В течение ..этого времени сила трения не изменяется, движение плавное, коэффициент трения равен 0,15.
C целью получения сравнительных данных проводятся испытания образцов, нанесение твердого смазочного пс2 ф крытия на которые осуществляется по известному способу.- Образец на воздухе натирается сначала галлием, а затеи дисульфидом молибдена, Испытание на трение в условиях нормальной воздушной атмосферы осуществляется при удельном давлении
4 кгс/см и скорости скольжения
0,8 м/с.
Долговечность покрытия, нанесенного по известному способу, составляет 38 мин, коэффициент трения 0,18.
Из приведенных данных видно, что способ нанесения твердой смазки по предлагаемому способу способствует увеличению срока службы твердосмазочного покрытия по сравнению с известным способом более, чем в два раза, и несколько снижает коэффициент трения пар, работающих с этим покрытием, не требуя при этом подслоя других металлов, что позволяет широко.использовать его в.машинострое" нии для получения антифрикционных покрытий.
Способ получения антифрикционньгл покрытий путем натирания металлической поверхности твердой смазкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения свойств покрытий, процесс осуществляют в атмосфере аммиака.
Источники информации, принятые вс внимание при экспертизе
Пугина Л.И. и др. Дисульфид молибдена, Киев, "Наукова думка", 1968,. с.20-22.
2. Повышение изнссостойкссти металлообрабатывающего инструмента. 11., НИИНформтяжмаш, 1971, с.чч.