Шлипс

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Респубпик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«о832053 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5$) +. (д. 1 (22) Заявлено 080б.79 (21) 2778412/22-03 с присоединением заявки ¹â€”

Е 21 В 31/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открыти и (23) Приоритет

Опубликовано 230581 Бюллетень йо19

622.248.13 (088.8) Дата опубликования описания 230581 (72) Автор изобретения

С

° c., / сх и тут

П.И.Косолапов

Всесоюзный нефтегазовый научно-исследо (71) Заявитель (54) ШЛИПС

Изобретение относится к исследованию.скважин глубинными приборами, опускаемыми при помощи ловильного шлипса как на кабеле-тросе, так и на проволоке и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности.

Известен ловитель для спуска и извлечения съемных устройств иэ сква- 1 жины, содержащее корпус и установленный в нем шток, между которыми размещено захватное приспособление, выполненное в виде штанги. Между штоком и корпусом размещена пружина, которая упирается нижним концом в кольцевой выступ штока, а верхний в упор. Шток имеет выступ, а на нижний конец штока навинчена головка.

Фиксаторы, ниппель, втулка, подпружиненная пружиной и корпус замка установлены с возможностью взаимодействия между собой. В ниппеле выполнен уступ и проточка. В верхней части корпуса замка выполнена конусная поверхность для взаимодействия с захватным приспособлением (1) .

Недостатком ловителя является то, что создается необходимость предварительно устанавливать в лифтовых трубах это со спус- ЗО ко-подъемными операциями лифтовых труб, после чего возможно производить спуско-подъемные операции ловителем.

Наиболее близким к предлагаемому является шлипс, содержащий корпус, рабочий поршень со штоком, подпружиненные плашки, установленные с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно корпуса, и гидравлическое реле времени, включающее верхнюю и нижнюю камеры, связанные между собой капилляром L2j .

Перед спуском шлипса в скважину в камеру под поршень заливается минеральное масло. В случае большого давления и температуры в скважине воздушную камеру.через зарядный штуцер заполняют сжатым воздухом. Величина давления подбирается в зависимости от времени, необходимого для ликвидации аварии.

Извлечение аварийных труб или приборов шлйпсом производят следующим образом. Опустив шлкпс в скважину, производят захват прибора, если захваченный прибор не поднимается вверх, то его освобождают при помощи ударника. Для этого проволокутрос, на котором спущен шлипс, ослаб832053 ляют и шток уходит вниз, затем резко натягивают трос (проволоку) и шток идет вверх, ударяя по наковальне ударного механизма. После несколь-. ких ударов освобожденный аварийный прибор поднимается на поверхность.

Если аварийный прибор не извлекается при помощи ударника, возникает необходимость освободить от него шлипс .и поднять его на поверхность. Для этой цели предназначен поршень со штоком и реле времени, которое начинает работать сразу после спуска шлипса в скважину. Давление скважины на поршень, который выдавливает масло через капилляр в воздушную камеру, поднимается. Время хода поршня регулируется длиной капилляра и противодавлением воздуха в камере, в конце хода поршня шток входит в зацепление

co,âòóëêoé и, сжимая пружину, поднимает ее и освобождает плашки, которые 20 под действием веса шлипса поднимаются и выходят из зецепления с аварийным прибором.

Основными недостатками ловильного шлипса являются ненадежность работы и невозможность спуска в скважину приборов для исследования, так как перед каждым спуском ловильного шлипса необходимо заполнять нижнюю камеру маслом, что ведет к засорению отверстий капилляра, а отсутствие разделительного поршня способствует также засорению отверстий капилляра гидрореле.

Цель изобретения — повышение надежности работы шлипса за счет:предотвращения засорения капилляра и обеспечение возможности не только подъема аварийных приборов из скважин, но и спуска их для исследования с последующим подъемом на поверхность. 40

Указанная цель достигается тем, что шлипс снабжен разделительным поршнем, установленным в верхней камере гидравлического реле времени, и ко- . нусной втулкой, связанной с нижним 4$ концом штока, причем внутренняя поверхность плашек имеет коническую поверхность для взаимодействия с конусной втулкой.

На чертеже изображена схема шлип- gp са.

Шлипс содержит корпус 1 с конической воронкой 2 в нижней части, плашки 3 с пружинными кольцами 4 и 5, размещенных в нижней части корпуса 1 над воронкой 2, конусную втулку б, связанную с нижним концом штока 7 с рабочим поршнем 8. Верхняя часть штока 7 размещена в воздушной камере 9.

Шток 7 имеет на нижнем конце бор- ц) тик для упора в конусную втулку б при его движении вверх.

Над поршнем 8 выполнена нижняя камера 10, заполненная жидкостью.

В верхней части корпуса 1 расположено гидравлическое реле времени, которое состоит из капилляра 11, связанного с жидкостной нижней камерой 10 и с воздушной верхней. камерой 12, в которой установлен разделительный поршень 13. Над верхней камерой 12 гидравлического реле времени размещена головка 14 шлипса с зарядным устройством 15.

При помощи шлипса на нефтепромыслах можно выполнять несколько видов работ, таких как ликвидация аварий, связанных с обрывом скребков в скважине, а также спуск приборов для исследования скважин с последующим подъемом их на поверхность.

Шлипс работает следующим образом.

При подъеме приборов при аварийных ситуациях шлипс спускают в скважину на проволоке или на тросе. Зарядное устройство 15 закрывают. Поршень 13 находится в нижнем положении.

Спускаясь вниз. под собственным весом, шлипс воронкой 2 опускается на головку аварийного прибора, который фиксируется плашками 3. Начинается подьем аварийного прибора на поверхность.

Время спуска и подъема шлипса должíо быть рассчитано на время срабаты- вания гидравлического реле времени.

Если прибор нельзя извлечь при помощи шлипса (в случаях, например, когда аварийный прибор прихватило на забое скважины}, возникает необходимость освобождения шлипса от аварийного прибора и подъем его на поверхность. Давление скважинной жидкости давит на шток 7 с поршнем 8. Поршень 8 начинает перемещаться вверх, вытесняя жидкость из камеры 10, через капилляр 11 в камеру 12 под разделительный поршень 13, который также начинает перемещаться вверх. Шток

7 с поршнем 8, поднимаясь вверх, поднимает конусную втулку б, которая, поднимаясь, раздвигает плашки 3, освобождаясь от авариййого прибора, после этого производят подъем шлипса на поверхность.

При спуске приборов для исследования в скважину на заданную глубину. зарядное устройство 15 перед спуском закрывают.. Поршень 8 со штоком

7 находится в крайнем нижнем положении. Головку удерживающего устройства для прибора или сам прибор закрепляют в шлипсе между плашками,после чего производят спуск их в скважину. Давление скважинной жидкости давит на шток 7 с поршнем 8, который начинает перемещаться вверх, вытесняя жидкость. из камеры 10, через капилляр 11 в камеру 12 под разделительный поршень 13, который начинает перемещаться вверх. При этом шток

7 своим бортиком упирается в коническую втулку б и начинает ее поднимать, раздвигая плашки 3. Прибор

832053 или удерживающее устройство освобождается. Шлипс поднимают вверх.

При подъеме удерживающего устройства с прибором с заданной глубины зарядное устройство перед спуском

15 открывают. Поршень 8 со штоком

7 находятся в крайнем верхнем положении. Прибор на тросе спускают в скважину. Спускаясь вниз под собственным весом, шлипс воронкой 2 опускается на. головку удерживающего устройства, который фиксируется плашками 3. Давление скважины через зарядное устройство давит на разделительный поршень 13, который выдавливает жидкость через капилляр 11 в камеру

10 и давит на поршень 8.со штоком 7.

Шток 7, перемещаясь вниз, входит в головку удерживающего устройства, давит на его шток и освобождает удерживающее устройство от зацепления со стенками скважины. После этого начинается подъем их на поверхность.

Предлагаемым шлипсом можно выполнять работы как по ликвидации аварий в скважине, так и работы по спускуподъему приборов для исследований скважин.

Формула изобретения

Шлипс, содержащий корпус,,рабочий поршень со штоком, подпружиненные плашки, установленные с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно корпуса, и гидравлическое реле времени, включающее верхнюю и нижнюю камеры, связанные между собой капилляром, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы шлипса за счет предотвращения засорения капилляра и обеспечения спуска в скважину приборов для исследования, он снабжен разделительным поршнем, установленным в.верхней камере гидравлического реле времени, и конусной втулкой, связанной с нижним концом штока, причем внутренняя поверхность плашек имеет коническую поверхность для взаимодействия с конусной втулкой.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 638707, кл. Е 21 В 31/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 250800, кл. Е 21 В 31/02, 1968 (прототип).

832053

2

Составитель В.Борискина

Редактор А.Шандор ТехредЖ. Кастелевич Корректор Ю.Макаренко

Заказ 3025/19 Тираж 627 Подписное

ВНИКЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4