Способ приработки пар трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И E ((()g3$)53

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиин

Социалистичесиик

Реслублии (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.04.79 (21) 2758373/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 С 33/14

Гасударственный камитет па делан наабретений

N аткрытий

Опубликовано 23.05.81. Бюллетень № 19

Дата» опубликования описания 28.05.81 (53) УДК 621.822..5 (088,8) 0. I! (п I

f(I (72) Авторы изобретения

В. М. Лебедев и А. А. Ашейчик

Ленинградский ордена Ленина политехнически им. М. И. Калинина (71) Заявитель

I (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения трения контактирующих пар, например, в подшипниках скольжения.

Известен способ приработки пар трения сталь — сплав, содержащий медь, при котором приработку производят в жидкости, содержащей поверхностно-активные вещества (1) .

Однако в известном способе после удаления смазки, содержащей поверхностноактивные вещества, и использовании при дальнейшей работе обычных смазок, медная пленка быстро исчезает с поверхностей трения, в результате чего антифрикционные характеристики пары трения ухудшаются.

Цель изобретения — повышение износостойкости пары трения.

Указанная цель обеспечивается тем, что приработку производят при давлении ниже атмосферного.

Повышение износостойкости и антизадирной стойкости пары трения обеспечиваются тем, что при осуществлении приработки пары трения сталь — сплав, содержащий медь, при давлении ниже атмосферного (в вакууме) толщина образующейся на поверхностях трения медной пленки значительно возрастает (от 0,1....1 мкм на атмосфере до 1....5мкм в вакууме). Это происходит благодаря наличию в вакууме более восстановительный газовой среды, окружающей пару трения. Более толстые медные пленки значительно больше сохраняются на поверхностях трения в период эксплуатации, когда смазочная жидкость, содержащая поверхностно-активные вещества, заменяется обычной смазкой. то Присутствие пленок, увеличенной толщины, повышает антизадирную стойкость и износостойкость пары трения, а также способствует созданию более благоприятного микрорельефа поверхностей трения в период приработки.

Пример I. Образцы из стали 45 и бронзы БрАЖ-9-4 наружным диаметром 18 мм, внутренним 15 мм, высотой 12 мм испыты-. вают на установке трения и износа, работающей по схеме торцового трения, при зо удельной нагрузке на образцы 5,7 кгс/см2 и скорости скольжения 0,8 м/с. Коэффициент взаимного перекрытия трущихся поверхностей образцов равен 1. Поверхности трения образцов имеют начальную шероховатость

832153

Формула изобретения оставитслл Г. Колтанюк

Редактор 3. Еремеева Текрсд Л. Бойкас Корректор H. Стен

З-.к аз 3985/84 Тираж 860 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изооретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

0,63....1,25 мкм. В качестве основной смазки используется масло индустриальное — 50, в качестве приработочной жидкости, обладающей поверхностно-активными свойствами используется технический глицерин марки 4. Износ образцов регистрируется ве- 5 совым методом с точностью до 0,2 мг. Вначале приработки пары трения бронзы

БрАЖ-9-4-сталь 45 по указанной методике производится при атмосферном давлении. Ц качестве смазочной жидкости в период приработки используется глицерин, длительность приработки 1 ч. За это время суммарный износ образцов составляет 3,8 мг.

Поверхность стали покрыта тонкой медной пленкой, малой толщины (О,! .....0,2 мкм), имеющий высокую чистоту поверхности (Rg — — 0,05 мкм). После измерения износа образцы вновь помещаются в установку, а в, зел трения заливается масло индустриальное — 50. После работы в течение 1 ч в указанном режиме сплошная медная пленка исчезает, остаются лишь отдельные участ- iG ки меди, которые наблюдаются в микроскоп с 300 — - кра ным увеличением. Износ образцов зг этот период составляет 0,5 мг.

Коэффициент трения составляет 0,065.

После осмотра образцы вновь помещаются 5 в установку и испытываются при смазке маслом индустриальное — — 50 еще в течение бч. За это время суммарный износ образцов составляет 3,2 мг. Медная пленка исчезает с поверхностей трения полность|о.

Коэффициент трения составляет 0.069.

Пример 2. Образц,; предварительно прирабатываются в вакууме 10 мм.рт.ст. при смазке глицерином по "рнгеденной методике. За 1 ч приработки суммарнь и износ образцов составляет 2,3 мг поверхность стали покрывается :.едной пленкой толщиной 2....3 мкм, имеющий высокую чистоту поверхности (R —— 0,05 мкм).

После измерения износа образцы вновь помещаются в установку и работают при указанном режиме трения в течение 1 ч при иО

4 смазке маслом индустриальное — 50. Осмотр образцов показывает, что сплошная медная пленка на поверхности стали сохраняется, толщина ее несколько уменьшается до 0,2...1 мкм. Износа образцов не зарегистрировано. Коэффициент трения составляет 0,075. После осмотра образцы вновь помещаются в установку и испытываются при смазке маслом индустриальное50 еще в течение бч. -За это время суммарный износ образцов составляет 1,6 мг.

Сплошная медная пленка на поверхности стали сохраняется, но ее толщина уменьшается до 0,1...0,2 мкм. Коэффициент трения в конце работы составляет 0,06.

Из приведенных примеров видно, что предлагаемый способ приработки пар трения способствует уменьшению величины износа в приработочный и эксплуатационный периоды. Образующиеся при предлагаемом способе приработки медные пленки значительно более длительно сохраняется на поверхностях трения, что способствует созданию на поверхностях трения благоприятных структур, благодаря чему пара трения обладает в эксплуатационныи период более высокой износостойкостью и пониженным коэффициентом трения.

Способ приработки пар трения сталь— сплав, содержащий медь, при котором приработку производят в жидкости, содержа щей поверхностно-активные вещества. отлинаюи1ийся тем, что, с целью повышения износостойкости пары трения, приработку производят при давлении ниже атмосферНОГО.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гаркунов Д. Н., Крагельский И. В. и Поляков A. А. Избирательный перенос в узлах трения. М., «Транспорт», 1969, с. 31- — 40 рис. !6.