Амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советсинк
Сс»цнааистичесиих
Ресвубпик .
<111832169
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07.79 (21) 2797732/25-28
<51)М. К. с присоединением заявки N9F F 15/02
Государственцый комитет
СССР но делам нзобретеннй н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230581.Бюллетень No 19
Дата опубликования описания 230581.(53) УДК 62-567.1 (088.8) / р, .", » / з pj
Коммунарский горно-металлургический институт (72) Авторы изобретения
/ (71) Заявитель (54) лиортизлтор
Изобретение относится к виброизолирующим устройствам и может быть применено в.области общего машиностроения. 5
Известны амортизаторы, содержащие дисковые обоймы, связанные между собой упругими элементами в виде канатов (1) .
Недостатками амортизатора являются 1О низкие демпфирующие: свойства и ограниченная область применения.
Наиболее близким к изобретению является амортизатор, содержащий две опоры, одна из которых предназначена для связи с подвижным объектом, а другая — с основанием, промежуточную массу, расположенную между ними, и упругие элементы, связывающие промежуточную массу с опорами (2) .
Недостаток амортизатора — низкая эффективность гашения колебаний, так как момент инерции промежуточной массь» при ее повороте является величиной постоянной и не зависит от величины нагружения амортизатора.
Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний.
Указанная цель достигается тем, что промежуточная масса выполнена в виде турбинного частично заполненноro жидкостью колеса с криволинейными лопатками и по торцам с герметичными крышками, из которых в обращенной к основанию выполнена кольцевая соосная колесу проточка, закрытая диафрагмой.
На фиг.1 показан амортизатор (продольный разрез), общий вид; на фиг.2сечение A-A на фиг.1. амортизатор содержит две опоры 1 и 2, первая из которых предназначена для связи с подвижным объектом (на чертеже не показан), а другая— с основанием 3, промежуточную массу, выполненную в виде турбинного колеса 4, расположенного между опорами
1 и 2, и упругие элементы 5 в виде отрезков троса, связывающие турбинное колесо 4 с опорами 1 и 2. Турбинное колесо 4-содержит криволинейные лопатки 6, свободные полости между которыми частично заполнены жидкостью 7 или тяжелым жидким металлом, например, ртутью.
Объем заполнения зависит от величины нагружения, уровня вибрации и так далее. Но при этом должно исключаться полное заполнение полостей турбинного колеса 4, так как в этом случае перемещение жидкости 7 будет
832169 ограничено. По торцам турбинное колесо 4 закрыто герметичными крышками 8 и 9,а в крышке 9,обращенной к основанию 3 выполнена кольцевая,соосная турбинному колесу 4,проточка 10, закрытая упругой диафрагмой 11.ВнешнюЬ, 5 окружность турбинного колеса 4 охватывает соединительное кольцо 12.
Амортизатор работает следующим образом.
При смещении опоры 1 (например, сиденья оператора транспортного средства) турбинное колесо 4 поворачивается вокруг оси вращения, а отрезки канатов 5 занимают дугообразное положение. Боковая цилиндрическая поверхность амортизатора преобразуется в поверхность однополостного гиперболоида, а при наличии турбинного колеса 4 в поверхность усеченного двухполостного гиперболоида.
При вращении турбинного колеса 20
4 с различной угловой скоростью, что определяется величиной и ско- ростью нагружения амортизатора и уровнем вибрации, возникают центробежные силы, за счет которых жид- д кость 7 перемещается по лопаткам 6 турбинного колеса 4 к внутренней поверхности соединительного внешнего кольца 12. В результате, под действием дополнительного объема (веса) жидкости 7 упругая диафрагма 11 прогибается с образованием дополнительного объема 13 жидкости 7 по внешнему, контуру турбинного колеса
4. В этом случае упругая диафрагма
11 совместно с турбинным колесом
4 .является как бы гидроаккумулятором, т.е. накопителем энергии жидкости.
Лопатки 6 турбинного колеса 4 во избежании переливания жидкости 7 40 из одной полости в другую при изменении угла наклона амортизатора, .имеют постоянный плотный контаКт с крышкой 8 турбинного колеса 4, т.е. все лопатки б турбинного колеса 4 45 должны быть изолированы и работать независимо друг от друга.
При условии разгрузки амортизатора, за счет восстановления упругих деформаций отрезков канатов 5 турбинное колесо 4 поворачивается в обратном направлении и жидкость 7 по лопаткам 6 турбинного колеса 4 перемещается к его центру. В результате уменьшения веса жидкости 7 у соединительного внешнего кольца 12 упругая диафрагма 11 восстанавливается и занимает исходное положение, а в результате постоянного перемещения жидкости за счет изменения величины и скорости нагружения„ а также уровней вибрации, представляется возможным изменять приведенный момент инерции промежуточной массы, что в конечном итоге повысит эффективность виброизоляции объекта и работы амортизатора в целом.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий две опоры, одна из которых предназначена для связи с подвижным объектом, а другаяс основанием, промежуточную массу, расположенную между ними, и упругие элементы, связывающие промежуточную массу с опорами, о т л и ч а ю щ и йс я тем,что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, промежуточная масса выполнена в виде турбинного частично заполненного жидкостью колеса с криволинейными лопатками и по торцам с герметичными крышками, из которых в обращенной к основанию выполнена кольцевая соосная колесу проточка, закрытая диафрагмой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 326386, кл. F 16 F 7/14, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
М 597887, кл. F 16 F 15/01, 1972 (прототип).