Устройство коммутации аккумуляторныхбатарей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Q Il N C A H N K „„832 33
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Ресиублин (8l ) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 06.07. 79 (21) 2790986/24-07 с присоединением заявки,%—
{5I)M. Кл.
Н 01 M 10/48
Н 02 J 7/36
Гоаударвтввнншй комитет
СССР но делен изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано23.05.81. Бюллетень М 19 (53) УДК 621. .ЭЫ.1(088.8) Дата опубликования описания 07.06.81 (72) Авторы изобретения
Б.Н.Муханов и В.Е.Доронов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОММУТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Изобретение относится к электри. ческой промышленности и может быть использовано для формировки, тренировки и испытаний аккумуляторных батарей, а точнее в устройствах, служащйх для заряда и разряда аккумуляторных батарей, когда в силу неидентичности характеристик батарей последние во время заряда (разряда) неодновременно достигают своих конечных параметров и вследствие этого появ-, 30 ляется необходимость включать (отключать) отдельные батареи в силовой цепи электрического тока в различное время.
IS
Известны устройства, предназначенные для коммутации аккумуляторных батарей, в которых используются в качестве коммутационных аппаратов контакторы постоянного тока, имеющие как правило одну-две пары главных контахтов, коммутирующие ток силовой цепи, а также вспомогательные блокконтакты (1 .
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является блок коммутации, использующий контакторы для переключения батарей согласно режиму заряд-разряда (21.
Недостатком этого блока коммутации является то, что в момент включения потребление тока от источника довольно велико и может значительно превьппать максимальный ток, потребляемый блоком коммутации от источника питания в рабочем установившемся режиме.
Это объясняется тем, что независимо от выбранного положения ключей, либо контактов реле, управляющих состоянием каждой батареи, по отношению к силовой токовой .цепи, в момент подключения блока происходит одновременное вкл1очение "П" контакторов, соответствующее максимально возможному количеству батарей устанавливаемому в заряднО-разрядной цепи.
832633
Для обеспечения надежного включения контакторов с большими пусковыми токами при одновременном их включении приходится значительно завышать установленную мощность источника по отношению к необходимой в установившемся режиме, что в результате приводит к неэффективному использованию: источника питания °
Цель изобретения — уменьшенце в пусковом режиме блока коммутации потребления тока от источника питания.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве, состоящем из однотипных ячеек точка соединения катушек каждой ячейки подключена к положительной шине источника питания с одной стороны через замыкающие контакты самоблокировки.контакторов, а с другой стороны через последовательную цепь дополнительно введенного разделительного диода и. замыкающего контакта дополнительно введенного. реле, катушка которого соединена с отрицательной шиной источника питания и точкой соединения выводов катушек контакторов последней ячейки, точка соединения катушек для первой ячейки также соединена с катодом второго дополнительно введенного в кажцую ячейку диода непосредственно, а для каждой последую цей ячейки — последовательно через параллельно включенные замыкающие контакты контакторов предыдущей ячейки, причем аноды вторых диодов нечетных.ячеек объединены и подключены к положительной шине источника питания через последовательно соединенный размыкающий контакт дополнительно введенного тактового ключа, а аноды втсрых диодов четных ячеек объединены и подключены к положительной шине источника питания через последователь но соединенные размыкающий контакт упомянутого реле и замыкающий контакт тактового ключа.
На фиг. 1 приведена принципиальная электрическая схема блок коммутации аккумуляторных батарей; на фиг. 2 — электрическая схема силовой токовой цепи с главными контактами контакторов, коммутирующими аккуму-, ляторные батареи, Блок коммутации содержит однотипные ячейки по числу батарей, каждая из которых содержит отключающий батарею 1 — I контактор 2 — 2И и вклю1 И чающий — контактор 34 — ЗИ с соответ5
f0
55 ствующими главными контактами 4
4И и 54 — 5и введенными в силовую токовую цепь, а выводы катушек контакторов соединены с отрицательной шиной 6 источника питания через переключающий контакт ключа управления
7.1 — 7и, вторые выводы катушек контакторов соединены между собой и точка их соединения подключена к положительной шине 8 источника питания через последовательную цепь из разделительного диода 9,1 — 9И и замыкающего контакта 10 реле 11, катушка которого соединена с отрицательной шиной 6 источника питания и точкой соединения выводов катушек последней
И-ой ячейки, контакторы 21 — 2Ии 3.1
3 имеют соответствующие им замыкаИ ющие контакты самоблокировки 124
12И, 134 — 13И, подключающие общую точку выводов катушек к положительной шине 8 источника питания, точка соединения катушек контакторов первой ячейки соединена с катодом диода 141 — 14 И непосредственно а для каждой последующей через замыкающие контакты 154 — 15И и 16,<
16 И контакторов 2 — 2 И и ЗА — 3 q предыдущих ячеек, аноды диодов 144
14 И нечетных ячеек объединены и подключены к шине 8 через соединенные последовательно размыкающий контакт
10 и размыкающий контакт тактового ключа 17, аноды диодов 144 — 4И четных ячеек объединены и подключены к шине 8 через последовательно соединенные замыкающий контакт тактового ключа 17 и размыкающий контакт ре-. ле 10.
Устройство коммутации аккумуляторных батарей работает следующим образом.
В исходном состоянии все реле и контакторы обесточены. При включении источника питания на шинах 6 и 8 появляется напряжение питания и в результате, в зависимости от положения ключа управления 71 батареи 1< включается контактор 2 < или 3,1, по цепи, составленной контактами 10, 17 и диод 144. При включении, например, контактора 2, последний своим главным контактом 41 создает обходную цепь в общей токовой силовой цепи по отношению к батарее 1, катушка контактом 124 самоблокируется, а контакт 15 подготавливает включение последующей ячейки. Пусть ключи управления 7 для всех ячеек установ832633 лены в положение, когда пбдготовлено включение отключающих контакторов 2
Включение контактора 2 происходит теперь лишь при переключении контакта тактового ключа 17 по цепи— контакты 10, 1 7, 15.! и диод !4 .
Включившись, контактор 2 своим главным контактом 4 осуществляет замы. кание силовой обходной цепи батареи
1 „ самоблокируется контактом 12 и подготавливает включение последующей третьей ячейки контактами 15, которое происходит лишь при возвращении контакта тактового ключа 1 ? в исходное положение. Аналогично происходит включение всех "n" ячеек, При включении последней и-ой ячейки включается. реле 11, которое своим контактом 10 отключает от положитель-, ной шины 8 источника питания контакт тактового ключа 17 и одновременно подключает к этой шине аноды диодов
9 всех ячеек, чем и заканчивается пусковой режим блока коммутации. Периодичность включения контакторов определяется частотой переключения ,контактов тактового ключа 17, которая для нормальной работы не должна превышать 1/2 и, где tcp- время срабатывания койтактора.
Переключение контактов 17 может быть реализовано вручную либо авто- матически. В результате последовательно организованных включений ячеек блока коммутации в пусковом режиме потребление тока от источника питания не превышает величины Iд (п-1)+
+ Iп., где 1д — ток, потребляемый удерживающей обмоткой катушки контактора;
In - ток, потребляемый пусковой обмоткой катушки контактора;
В общем случае, в зависимости от положения ключей 7 управления батареями, по окончании пускового режима соответствующие аккумуляторные батареи включены либо отключены в силовой токовой цепи.
Для изменения состояния батареи . по отношению к силовой токовой цепи, например, для включения батареи 1 в силовую цепь, необходимо переключить ключ 7,при этом обесточится катушка контактора 21 и включится катушка контактора 3.! по цени — контакт
10 и диод 9! на время включения, а
30 >
Формула изобретения
55 после срабатывания катушка 3 самоблокируется контактом !3<.
Аналогично в процессе испытаний батарей и достижении ими своих конечных параметров происходит включение (отключение) этих батарей до окончания испытаний.
В качестве коммутационных элементов могут быть использованы дистанционные переключатели, для которых характерно потребление мощности от . источника питания лишь в моменты переключений и в результате эффект по снижению потребления тока в пусковом режиме предлагаемого устройства еще выше °
Устройство коммутации аккумуляторных батарей, состоящее из однотипных ячеек по числу батарей, каждая из которых содержит включающий и отключающий контакторы, главные контакты которых введены в силовую токовую цепь, при этом одни выводы катушек контакторов соединены с отрицательной шиной источника питания через переключающий контакт ключа управления, а другие выводы катушек соединены между собой, о т л и ч а ю щ е-е с я тем, что, с целью уменьшения в пусконом режиме потребления тока от источника питания, точка соединения катушек каждой ячейки подключена к положительной шине источника с одной стороны через замыкающие контакты самоблокировки контакторов, а с другой стороны через последовательную цепь дополнительно введенного разделительного диода и замыкающего контакта дополнительно введенного реле, катушка которого соединена с отрицательной шиной источника питания и точкой соединения выводов катушек контакторов последней ячейки, точка соединения катушек для первой ячейки также соединена с катодом второго дополнительного введенного в каждую ячейку диода непосредственно, а для каждой последующей ячейки — через параллельно включенные замыкающие контакты контакторов предыдущей ячейки, причем аноды вторых диодов нечетных ячеек объединены и подключены к положительной шине источника питания через последовательно соединенные размыкающий контакт дополнительно
832633
Фиа2
Составитель И.Найдина
Редактор А.Шандор Техред Н, Ковалева . Корректор Н,Бабинец.
Заказ 3833 78 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
7 введенного реле и размыкающий кон такт дополнительно введенного тактового.ключа, а аноды вторых диодов четных ячеек объединены и подключены к положительной шине источника питания через последовательно соединенные размыкающий контакт упомянутого, реле и замыкающий контакт тактового ключа.
8, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Бельский В.П. и др. Новые автоматические зарядно-разрядные и контрольные устройства для аккумуляторов. M. "Энергия", 1962, с. 64, рис,. 27., 2, Авторское свидетельство СССР
11- 541226, кл. Н 01 М 10/48, 1974.