Патент 833

Счетчик для измерения расстояния, пройденного трамвайным вагоном под током или без тока

 

Класс 42р1 llgy № 833;

ПАТЕНТ ИА ИЗОЬРЕ .ТИХИЕ

ОПИСАНИЕ счетчика для измерения расстояния, пройденного трамвайным вагоном под током или без тока.

К патенту К. Т. Плащинского, заявленному 28 февраля 1924 г. (ваяв. свид. № 77949).

О выдаче патента опубликовано 30 ноября 1925 г. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 r.

Предлагаемый счетчик предназначен для определения коэффициента езды трамвайных вагонов, т.-е. отношения пути, пройденного без тока или под током, ко всему пройденному пути и для контроля работы вагоновожатых.

Определяя при помощи счетчиков, установленных на каждом вагоне, коэффициенты езды для отдельных вагоновожатых и сравнивая их с нормальным коэффициентом езды, можно устанавливать неправильную езду отдельных вагоновожатых. Такой учет работы вагоновожатых должен иметь следствием сокращение расхода энергии.

На фиг. 1 изображены поперечные разрезы по кожуху и по червячной передаче, а также вид спереди на циферблат счетчика, на фиг. 2 †продольный разрез, на фиг. 3 — вид сзади на катушки и коромысло с якорем, на фиг. 4 — разрез по 3flV на фиг. 1, на фиг. 5 — продольный вертикальный разрез передаточной коробки, на фиг. 6— ее поперечный разрез, на фиг. 7 †в ее и шейки вагонной оси сбоку и на фиг. 8 — трензель.

В чугунное или медное основание А счетчика ввинчены три железные стойки В, поддерживающие медный диск С.

В диск С вставлена ось и так, что она свободно вращается в диске. На ось и посажена зубчатка D так, что зубчатка вращается вместе с осью, при чем закрепление зубчатки на оси производится тремя стопорными винтами (не показанными на чертеже), проходящими через фланец а оси и ввинченными в тело зубчатки. Далее, на ту же ось свободно надета другая зубчатка E и на конец оси, имеющий квадратное сечение, надета стальная стрелка, закрепленная винтом с, ввинченным в ось. Обе вышеозначенные зубчатки имеют разное число зубцов, именно зубчатка D — 103 зубца и зубчатка Š— 101 зубец, но шаг зубцов один и тот же (3,175 мм). Последнее обстоятельство, именно равенство шага, дает возможность обеим зубчаткам сцепляться с одним н тем же червяком d, который вращается в подшипниках е и (.

Подшипник / — оощий для червяка и ведущего валика у, при чем другой конец его находится в подшипнике h.

Наконец, в подшипниках Й и k вращается промежуточный валик г. Все подшипники укреплены на диске С при помощи винтов, проходящих через диск и ввинченных в тело подшипников (фиг. 4).

На ведущем валике закреплена медная шестерня т в 24 зубца и на промежуточном валике закреплена точно такая же шестерня и, при чем обе эти шестерни находятся одна против другой. Рядом с шестерней и на промежуточном валике г надет трензель р, свободно вращающийся на нем.

На более длинном отростке трензеля укреплена ось, на которой свободно посажена промежуточная шестерня т так, что она всегда находится в сцеплении с шестерней д. При поворачивании трензеля промежуточная шестерня может сцепляться с шестерней m и может расцепляться с ней. На чертеже показано такое положение, при котором промежуточная шестерня и шестерня m сцеплены. При этом положении вращение от ведущего валика (как он сам приводится во вращение, разьяснено ниже) передается через шестерню т, промежуточную шестерню r и шестерню и промежуточному валику. Правый конец промежуточного валика оканчивается кривошипным пальцем 8, представляющим одно целое с валиком. Центр этого кривошипного пальца при вращении промежуточного валика описывает окружность диаметром 2 /., мм, или, иными словами, эксцентрицитет равен 1 / лм.

На правом конце червяка свободно посажен трензель г/, имеющий совершенно такую же форму, как и трензель р, и рядом с трензелем посажено на шпонке храповое колесо f, имеющее

30 зубцов. На длинном отростке трензеля закреплена ось, несущая собачку v, прижимающуюся к храповику пружинкой, не показанной на чертеже. На коротком конце трензеля и закреплена ось, которая шатуном и соединяется с кривошипным пальцем. При вращении промежуточного валика, безразлично в ту или другую сторону, крив ошипный палец s при помощи шатуна w сообщает качательное движение трензелю у, а следовательно и укрепленной на нем собачке, вследствие чего последняя поворачивает храповик, а вместе с ним и червяк в одном и том же направлении, указанном стрелкой на чертеже. Соотношение размеров таково, что с каждым оборотом промежуточного валика храповик поворачивается на один зуб.

На задней стороне медного диска двумя винтами укреплена пружинах, западающая своим концом в зубец храповика и тем препятствующая обратному вращению храповика.

Из изложенного выше видно, что при вращении ведущего валика, в случае, если промежуточная шестерня г сцепляется с шестерней т, храповик, а следовательно и червяк поворачиваются на /,„окружности с каждым оборотом ведущего валика. Если ведущий валик сделает 390 оборотов, то червяк за это время сделает 390: 30 = 13 оборотов, а потому зубчатка D так же, как и зубчатка Е, повернется на 13 зубцов.

Но зубчатка Е имеет 101 зубец и потому она повернется на "/,д окружности, а зубчатка fJ имеет 103 зубца и потому она повернется на "/, а окружности.

Поэтому зубчатка .0 повернется относительно зубчатки E на "/д, †"/<,з—

="" /в,ю3 — — /„0> оборота. На зубчатке E имеется циферблат, разделенный на

400 делений. Стрелка 1 вращается одинаково с зуочаткой Ю, так как и стрелка и зубчатка Э закреплены на оси поэтому стрелка будет иметь то жевращение относительно зубчатки Е, что и зубчатка,0. Следовательно, за каждые

390 оборотов ведущего валика стрелка повернется относительно циферблата на /,„ц ооорота или на одно деление.

Очевидно, что циферблат при этом сам будет вращаться, но его вращение нисколько не мешает по делениям циферблата определять перемещение стрелки по циферблату.

Ведущий валик приводится в движение от оси трамвайного вагона и делает с ней одинаковое число оооротов, а потому перемещению стрелки на одно деление соответствуют 390 оборотов вагонной оси. Если средний диаметр колеса вагона равен, например, 0,817 м, то за 390 оборотов оси вагон пройдет .0,817.390= 1000 м, или 1 км. Таким образом, стрелка показывает расстояние в километрах, пройденное вагоном, при чем одно деление циферблата равноценно одному километру, а вся шкала 400 км.

Если диаметр колеса отличается от

0,817 м, то должен быть применен соответствующий поправочный коэффициент.

На задней стороне диска С укреплена двумя винтами магнитопроводная пластина 6, в которую ввинчены два железных сердечника Ы. На эти сердечники надеты две катушки, из которых каждая имеет 14 оборотов медной проволоки диаметром 7,5 лм, что соответствует сечению 44 кв. мм. Свободные концы катушек присоединены к двум клеммам К, укрепленным на железном диске L, от которого они изолированы помощью фибровых втулок О. Катушки включаются в главную цепь трамвайного вагона, для чего провода вводятся в клеммы, как показано стрелкой 1 на фиг. 2. На сердечники надета медная планка Р, имеющая две стойки g, служащие опорой для осей Я, на которых вращается медное коромысло S. Это коромысло соединено винтами с железным якорем Т. На противоположном конце коромысла имеется ось U, которая тягой Й соединяется с малым отростком трензеля, несущего промежуточную шестерню r. При прохождении тока через катушки якорь притягивается к сердечникам электромагнита, коромысло поворачивается на своей оси и при помощи тяги Й поворачивает трензель и выводит из сцепления шестерню ж и промежуточную шестерню r.

Тогда ведущий валик вращается вхолостую, и счетчик перестает действовать.

Как только ток выключается, пружина 8 отталкивает якорь от сердечников, и шестерни опята сцепляются, так как счетчик опять начинает работать.

Таким образом, счетчик показывает расстояние, пройденное вагоном при выключенном токе.

Если малый отросток трензеля повернуть на 180, то получится обратное действие, т.-е. счетчик будет работать только тогда, когда ток включен, т.-е. будет показывать расстояние, пройденное вагоном под током.

Ведущий валик приводится во вращение гибким валиком а, представляющим спираль, плотно навитую из стальной проволоки. Гибкий валик заключается в резиновом .или металлическом шланге 6, который соединительной гайкой 1 привинчен к ниппелю, припаянному к кожуху ь счетчика. Один конец гибкого валика впаян во втулку, которая надевается на ведущий валик. На втулке имеется продольный разрез, и в этот прорез, при надевании втулки на ведущий валик, входит выступ (бородок), имеющийся на конце ведущего валика, чем и обеспечивается передача вращения.

Счетчик устанавливается под сидением вагона, и гибкий валик в шланге выводится через пол вагона в буксу, где присоединяется к вертикальному валику передаточной коробки а.

Передаточная коробка нижней своей частью привинчена к железной планке, не показанной на чертеже и укрепленной на боковой стенке вагонной буксы.

Таким образом, передаточная коробка имеет строго определенное положение в буксе и не может относительно ее перемещаться. В коробке заключены две винтовых шестерни Х и и. с одинаковым числом зубцов. Шестерня посажена на вертикальную ось, в верхней части которой высверлено отверстие, куда вставляется наконечник гибкого вала.

На этом наконечнике имеется выступ (бородок), который, при вставлении, входит в соответствующий продольный прорез на оси, и этим обеспечивается передача вращения. Другая шестерня р. насажена на горизонтальный валик б, ось которого служит продолжением вагонной оси. Ось 0 имеет просверленное отверстие, куда вставлен поводок -..

В торец вагонной оси ввинчена шпилька, которая при вращении вагонной оси при помощи поводка -. вращает ось 0, и от нее, через винтовые шестерни и и т, вращение передается вертикальной оси, а следовательно и гибкому валику.

Таким образом, гибкий валик делает столько же оборотов, как и вагонная ось, и приводит в действие счетчик, как выше описано.

Безразлично, учитывать ли расстояние, пройденное под током или без тока.

Это зависит от желания, и, как выше указано, изменением трензеля р счетчик легко приспособить и к тому и к другому учету.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Счетчик для измерения расстояния, пройденного трамвайным вагоном под током или без тока, отличающийся применением сидящих на общей оси зубчатых дисков — одного связанного с осью Э и другого — свободного E с различным числом зубцов, но с одинаковым их шагом, сцепленных с общей червячной передачей d, приводимой вовращение от ведущего валика у, соединенного гибким валиком а с осью ва-гонного колеса через посредство ряда передач, в состав коих входит шестерня r, постоянно находящаяся в сцеплении с шестерней п на промежуточном ва-лике г и могущая быть сцепляемой с шестерней и на ведущем валике у действием тяги Й, управляемой пружиной E и рычагом S, несущим на другом своем конце якорь Т электромагнита Н, обмотки которого включены в главную цепь трамвайного вагона.