Способ получения студнеобразователя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик р11833984

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТ®У (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 01,08.79 (2t) 28.05373/23-05 (51)М. Кл

С 08 В 37/00, с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР но дедам изобретениЯ и открыти Й (23) Приоритет

Опубликовано 30 0581 Бюллетень Но 20 (53) УДК 547. 458 (088.8) Дата опубликования описания 30058.1 (72) Авторы изобретения

Р . В . Кудашов а, Н .А. Монина, Н.М. Птичкина, A.Ý. Чикстэ и А. Вецваначс

Ф

Научно-исследовательский институт химии Сара овского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

/ (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТУДНЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Изобретенйе относится к технологии получе ния высокомолекулярных соеди -нений, а именно — полисахарида — студнеобраз ователя, из морской водоросли фурцеллярии.

Известен способ получения студнеобразователя из фурцеллярии, заключающийся в том, что предварительно промытые и замоченные в воде водо- fp росли варят в воде при 95-100 С о и гидромодуле 1:20; полученный экстракт освобождают от механических примесей и сушат на паровых вальцовых сушилках при 120 С под давлением острого пара в 2-2,5 атм (11.

Недостатком существукщего способа является низкий выход сухих веществ при экстракции, а именно 30-36В к весу водорослей, а также их не оптимальная студнеобразующая способност, потери которой за счет жестких условий сушки составляют, по лабораторным данным до 60% (см.табл.3).

Наиболее близким к заявленному 25 является способ получения студнеобразователя из водорослей фурцеллярии варкой промытых водорослей при гидромодуле 1:20-30 с последующими удалением осадка и сушки экстракта

1 при 120-130о С. Выход целевого про.дукта составляет 36% (21.

Недостатками способа являются низкий выход студнеобразователя и недостаточно высокая желирующая способность целевого продукта из-за термодеструкции при сушке.

Цель изобретения — увеличение выхода студнеобразователя,и улучшение его желирующей способности.

Поставленная. цель достигается тем, что в способе получения студнеобразователя из водорослей фурцеллярии, включающем промывку, замочку и варку водорослей в воде, фильтрацию и сушку целевого продукта, проводят при гидромодуле 1:40-50, а сушкупри 80-100ОС.

Способ получения студнеобразователя заключается в том, что 30 г воздушно-сухой водорослй фурцеллярии в течение 1 ч подвергают набуханию в воде и отмывке от механических примесей, затем заливают водой (гидромодуль 1:40-1:50) и варят при

100 о С. Через 2 ч экстракт сливают, а водоросль заливают новой порцией воды и экстракция повторяется. Та833984

Т а б л и ц а 1

Е 10, дин/см

2,5%-ных водных студней

Выход, Ъ к весу водорослей

Опыт

1 идромодуль (по весу) 1!20

1:30

250

300

1:40

400

1 50

400

Таблица 2

Е " 10 дин/см ()

2,5%-ных водных студней

Выход агара, Ъ к весу водорослей

Опыт

Температура экстракции р С

4,2

4,2

4,0

440

400

100

3705l

110

Т а б л и ц а 3

Температура, желирующей ности при веЬЕ, %

Исходный образец

4,2

3,4

400

300

25

3,1

290

27

3,2

100

280

24

30

120

2,2

160

60 хх Время сушки студнеобразователя из экстрактов на паровых вальцовых сушилках в производственных условиях составляет 20-30 мин. ким образом получают три двухчасовые экстракта, которые смешивают, фильтруют, сушат и определяют общий выход сухих веществ, их молекулярную массу по характеристической вязкости (Ъ) и студнеобразующую способность

i7o условно-мгновенному модулю упругости .Ер 2,5%-ных водных студней методом Вейлера-Ребиндера.

Как видно и з табл. 1 гидромодули 1:40 и 1:50 дают наибольший ,выход студнеобразователя .и с более высокой желирующей способнос,,тью. Экстракции с гидромодулем

1:20 и 1:30 позволяют извлеВ табл. 3 приведены данные об из.менении молекулярной массы ()и студнеобразующей способности Е, студнеПример 1.30 г воздушно-сухой водоросли в течение 1 ч подвергают набуханию в воде и отмывке от механических примесей, затем заливают

Выбор предложенных гидромодуля и температур сушки экстракта произведены на основании данных, приведенных в табл.1-3.В. табл.l приведены данные о влиянии изменения гидромодуля при экстракции на выход студнеобразователя и его желирующую способность (температура экстракции 100ОС, гидролизующий агент-вода). кать из водоросли только часть. агара.

В табл. 2 приведены данные о влиянии температуры экстракции на выход и качество студнеобраэ ователя (гидромодуль

1: 50, гидролизующий агент-вода), 3 образователя из фурцеллярии при прогреве его в сухом виде при разных температурах в течение 30 мин " . водой (гидромодуль 1:40) и варят при

100 С . Экстракцию повторяют еще 2 раза. Затем все три экстракта сме65 шивают, фильтруют, сушат при 80 С.

833984

Составитель Т. Мартинская

Техред И.Асталош Корректор С. Шекмар

Редактор Е. Дайч

Тираж 530 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3996/40

Фи.пиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Выход студнеобразователя 45% к весу водорослей. Студнеобразующая способность полученного продукта

400 тыс. дин/см

Пример. 2. Методика проведения опыта аналогична описанной в примере 1 с той разницей, что экстракцию проводят при гидромодуле 1г50.

Выход студнеобразователя 50% к весу водорослей. Студнеобразующая способ1

:ность полУченного продукта 400 тыс. дин/см .

Пример 3.Методика проведения опыта аналогична описанной в примере 1 с той разницей, что экстракцию проводят при температуре 1100СУ .а сушку - при 100 С. Выход студнео6разователя 51%.Студнеобразующая способность его 370 тыс. дин/см

Использование предлагаемого способа производства студнеобразователя иэ водоросли фурцеллярия обеспечивает, по сравнению с существующими способами, следующие преимущества: увеличение выхода студнеобразователя на 30-40%; улучшение его качества, а именно — повышение студнеобразующей способности на 30% за счет снижения температуры сушки экстрактов.

Формула изобретения

Способ получения студнеобразователя из водорослей фурцеллярии, включающий промывку, замочку и варку, водорослей в воде, фильтрацию и суш о . ку целевого продукта, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью увеличения выхода студнеобразователя .и повышения его желирующей способности, варку. производят при гидромодуле 1:40-50, а сушку — при 80-100 С.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кизеветтер И.И. и др. Переработка морских водорослей и других

29 промысловых водных растений, М., Пищевая промышленность, 1967, с. 174.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 257289, кл. С 08 В 37/00, 1967 (прототип) .