Способ электролитического проточногожелезнения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И С А Н И Е (и 834266

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Соцналнстнчесинк раслублии

К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 22, 10.79 (21) 2836392/22-02 (51) Я. К,ф с присоединением заявки,% (23) Приоритет

С 252 5/08

Гееулэрстееввй еенетет

СССР . ее делен взебретееее в етлрнтей .

Опубликовано 30.05.81. Бюллетень М 2 (53) УДК621.357. .7:669. 1 (088.8) Дата одубликоваиия описания 30.05.81 (72) Авторы изобретения

М. Ю. Мурылев и Ю..М. Федоров

- 1 с1 :,, Конструкторско-технологическое бюро авторембнтного производства (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТОЧНОГО

ЖЕЛЕЗНЕНИЯ

Изобретение относится к нанесению гальванических покрытий, B частности железнык, и может быть использовано в машиностроении цля восстановления деталей машины.

Известен. способ электролитического проточного железиения при скорости протекания электролита между анодом и катодом 0,15-0,20 м/c Я.

Недостаток укаэанного способа состоит в невысокой скорости нанесения покрытия ф,2-0,3 мм/ч), Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ электролитического проточного железнения > йрименяемый цля восстановления деталей, согласно которому восстановление деталей электролитическим железом произво- дят в потоке горячего хлористого электролита, протекаюшего со скоростью по

2 м/с относительно поверхности детали, причем плотность тока, при которой возмакно получение осадков, хорошего качест ва, достигает 200 А/дм f23.

Недостаток известного способа заключается в высоких энергоэатратах, связанных с обеспечением протекания электролита с заданной скоростью, так как электролит протекает с одинаковой скоростью по

ВСему межэлектродному пространству, иметашему большое проходное сечение. Так при осталивании отверстия нижней головки шатуна двигателя ЗИЛ-130 с сохранением минимального допустимого. межэлектрод-ного зазора для достижения скорости электролита, равной 1,5 м/с, необходим насос производительностью 350 л/мин с приводом мощностью 8,5.кат. Уменьшить проходное сечение, сближая электроды, невозможно, поскольку при этом резко возрастает опасность коротких замыканий разрастаюшимися н а катоде дендритами„ скорость роста которых тем, выше, чем меньше межэлектродный зазор.

Бель изобретения - снижение энергозатрат.

Поставленная пель достигается тем, что пропускание электролита через меж25

3 - 8342 электродное пространство осуществляется двумя потоками за счет разделения его проницвемой диафрагмой при скорости потока электролита относительно анода

0,3-0,5 мlс.

Применение пористой диафрагмы позво5 ляет сократить прохоцное сечение канала цля протекания электролита с зацанной высокой скоростью без изменения межэлектродного пространства, так как в этом случае электролит протекает межцу катодом-цеталью и пористой диафрагмой.

Уменьшение. зазора межцу катоцом-цетвлью и диафрагмой цо -3 мм позволяет достигнуть требуемой скорости движения электро- 5 лита. относительно детали при сравнительно небольшой производительности насоса .

В привноцную зону электролит подается со значительно меньшей скоростью (0,3-0,5 мlс), чего вполне достаточно. для нормальной работы вноца.

В том случае, когца электроплит в прианоцной зоне неподвижен, плотность тока высокая. и электролит нагревается цо температуры, превышающей 80 С, что влечет за собой коробление диафрагмы.

Для того, чтобы температура внолита не превышала 75-8<УС, достаточно сообщить электролиту скорость протекания в аноцном пространстве 0,3-0,5 м/с. зо

В качестве материала пористой циафрагмы применяют мипласт. Он устойчив против возцействия хлористого электролита железнения, обладает малым омическим . ,сопротивлением, имеет достаточную ме- З5 ханическую прочность при 60-70ОС.

Пример ° Проводят железнение отверстий нижних головок шатунов двигателя ЗИЛ-130 в электролите, соцержащем 500 г/л хлористого железа и кисло- 4о ты соляной 2,5 г/л, при 73 С.

Шесть прецварительно обезжиренных кашицей из венской извести и аноцоочищен66 4 ных в 0%-ном растворе серной кислоты при 18 С и аноцной плотности тока

70 А/цм шатунов навешивают HB катоцй ную штангу отверстиями верхней головки и фиксируют нв ней твк, чтобы оси отверстий нижних головок совпадали. Торцы нижних головок защищают от покрытия эбонитовыми экранами, оцновременно препятствующими вытеканию электролита из межэлектроцного пространства. По оси отверстий нижних головок устанавливают анод из стали СТ 10 диаметром

35 мм. Межцу анодом и деталями помещают пористую циафрагму из мипласта, выполненную в вице полого цилиндра с внешним диаметром 66 мм. При этом. зазор межцу покрываемой поверхностью— отверстием нижней головки и цивфрвгмой составляет 2 мм. Электролит поцают в межэлектроцное пространство насосом через улитку, закручивающую электролит, Произвоцительность насоса составляет

15 л/мин. Основной поток электролита подают в прикатоцное пространство, гце скорость протекания составляет 1,5 м/с.

В прианоцном пространстве скорость прот екания электр олита поддерживаю т рввн oN

0,5 м/с. Скорость осажцения прн плот ности тока 100 Аlцм составляет

1,0 мм/ч. Таким образом, те же результаты что и в известном способе цостигаются с гораздо меньшими энергозатратвми, так как высокую скорость протекания электролита поццерживвли только в рикатодной зоне межэлектродного пространс тва.

Аналогично проводят железнение отверстий нижних головок шатунов на других режимах процесса в указанных выше предел ах.

Сопоставление параметров процесса железнения по предлагаемому и извесь ному способам привецено в таблице.

6 (О о о

СО о о о (О о о о о

Я (0 о о

1: о Д

Щ 4В Ф

mg а ж И .

834268

/ NN

wauu иЖ жвоо члзойояо) о о о о

° 4

1 (0 о (О Ф о о о о о

3 (О о

fO

Ф о о

7. 834

Данные экспериментальных исследований полученные предлагаемым и извесз ным способами, показывают, что характеристики осадков совпадают, тогда «ак энергозатраты в предлагаемом способе значительно ниже.

Использование предлагаемого способа электролитического rrpoxomoro желеннения позволяет применять насосы меньшей производительности, а также снизить энергозатраты в,10-15 раз при восстановлении деталей машин различного назначения.

Ф о, р м у л а и з о б р е т е и и я

Способ электролитического проточного железнения, включающий пропускание

2В6 8 электролита через межэлектродное пространство со скоростью 1,5-2,0 м/с о1 носительно «атода, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью снижения энергозатрат, пропускание электролита через межалектродное пространство .осуществляre двумя потоками за счет разделения его проницаемой диафрагмой при скорости потока электролита относительно анода

6 0,3-0„5 м/с.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 145423, кл С 25 Д) 5/08, 1961.

2. Восстановление деталей автомобилей твердым электр алитическим железом в проточных электролитах. - Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Экспрес -информация. М., ИБНТИ, 1976. Составитель Д. Казакова

Редактор И Михеева Техрэд Н. Меиушак . Корректор В. Макаренко

Заказ 4017/54 . Тираж 704 . Подписное

ВН КИПИ Государственного комитета СССР

: по делам изобрфений и отбытий

113035, Москва, Ж-38, Раушскаа наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул Проектная, 4