Анализатор спектра вибраций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсннк

Социалистнческна

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4r г .Р 7:. (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 07.12.78 (2)) 2694075/18-21 (5! )М. Кл. с присоеанненнем заявки J%

G 0I R 23/!6

Гасударственный какитет

СССР (23) Приоритет на делан «зееретеиий и открытий (53) УДК 62 1..317, . 757 (088. 8) Опубликовано 30.05 ° 81 ° Бюллетень Эй 20

Дата опубликования описания 10.06 . 81 (72) Авторы изобретения

А.Т.Жабский и Б.Н.Канев

Ф

Омский политехнический институт (71) Заявитель (54) АНАЛИЗАТОР СПЕКТРА ВИБРАЦИЙ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для .анализа спектра вибраций транспортных средств, имеющих вращающиеся детали в качестве источников вибраций.

Известны анализаторы, содержащие смеситель, гетеродин, нерестраиваемый фильтр с блоком управления и регистратор (1).

Однако точность анализа их спектра вибраций недостаточна.

Цель изобретения — повышение точности анализа.

Указанная цель достигается тем, что в анализатор спектра вибраций, Ф содержащий последовательно.соединенные датчик вибраций, смеситель, перестраиваемвй фильтр и регистратор, а также гетеродин, подключенный ко .второму входу смесителя, блок управления, соединенный с управляющим входом перестраиваемого фильтра, и датчик оборотов, дополнительно введены пропорциональный преобразователь частота-напряжением дифференциальный преобразователь частота-напряжение, и сумматор, входы которого подключены к выходам обоих . преобразователей частота-напряжение, а выход соединен со входом блока управления и со вторым входом регистратора, причем вход гетеродина и входы обоих преобразователей частотанапряжение объединены и подключены к выходу датчика оборотов.

На чертеже представлена структурная схема анализатора.

Он содержит датчик 1 оборотов вращающейся детали, датчик 2 вибраций, смеситель 3, гетеродин 4, пропорциональный преобразователь 5 частотанапряжение, дифференциальньпФ преобразователь 6 частота-напряжение, перестраиваемый фильтр 7, блок 8 управления, сумматор 9 и регистратор 10.

Устройство работает следующим образом.

3 83457

При исследовании спектра вибраций транспортных средств, имеющих вращающиеся детали в качестве источников вибрации, выходное переменное напряжение с датчика l оборотов, частота которого пропорциональна частоте вращения детали, поступает на входы гетеродина 4, пропорционального преобразователя 5 и дифференциального преобразователя 6. Одновременно вы- 1О ходное напряжение датчика 2 вибраций поступает на вход смесителя 3.

Для сохранения динамических свойств системы фильтрации при изменении частоты вращения детали введена ветвь 15 управления полосой.пропускания фильтра 7. Напряжение с пропорционального преобразователя 5 через сумматор 9 и блок 8 управления изменяет полосу пропускания фильтра 7 пропорционально частоте сигнала датчика 1 оборотов вращения детали для сохранения постоянной относительной полосы пропускания, а дифференциальный преобразователь 6 частота-напряжение обеспечивает сохранение динамических свойств анализатора спектра при резких ускорениях вращения детали, так как выходное напряжение преобразователя пропорционально скорости изменения частоты вращения детали. Все изменения полосы фильтрации регистрируются регистратором

l0, по записи которого можно определить амплитуду и частоту измеряемого сигнала, а также и полосу пропускания фильтра анализатора спектра.

Анализ спектра вибрации транспортных средств, именицих вращающие- 4р ся детали, с переменной полосой пропускания фильтра на переходных режимах их работы повышает динамическую точность измерений. Поэтому при исследовании спектра вибрации 4s транспортных средств, имеющих большую скорость изменения частоты вращения деталей, предлагаемое устрой9 ф ство устраняет динамические ошибки измерения амплитуд гармоник вибрации, что повышает достоверность технической диагностики состояния транспортных средств по спектру их вибрации при резких изменениях скорости вращения деталей. Такое повышение динамической точности позволяет выявить дефекты на более раннем этапе, например при стендовых испытаниях, так как исследование спектра вибрации транспортных средств на переходных режимах является наиболее напряженным .режимом их работы и, поэтому, наиболее информативным для технической диагностики состояния.

Формула изобретения

Анализатор спектра вибраций, содержащий последовательно соединенные датчик вибраций, смеситель, перестраиваемый фильтр и регистратор, а также гетеродин, подключенный ко второму входу смесителя, блок управления, соединенный с управляющим входом-перестраиваемого фильтра, и датчик оборотов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности анализа, в него дополнительно введены пропорциональный преобразователь частота-напряжение, дифференциальный преобразователь частота-напряжение и сумматор, входы которого подключены к выходам обоих преобразователей частота-напряжение, а выход соединен со входом блока .управления и с вторым входом регистратора, причем вход гетеродина и входы обоих преобразователей частота-напряжение объединены и подключены к выходу датчика оборотов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 123248, кл. G 01 R 23/16, 1958.

834579

Составитель А.Орлов

Редактор Н.Кузнецова Техред 3. Фанта Корректор С !

С.Шекмар

Заказ 4097 70 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4