Тяговый привод транспортногосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»835843 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.06.79 (21) 2774976/27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.06.81. Бюллетень М 21 (45) Дата опубликования описания 15.07.81 (51) М.K.. В 60 K 17Д2

В 601 11/12

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 335 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. А. Соловьев, А. Т. Бурков, Б. В. Рудаков и В. С. Веретенников ч ...„, Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта-,-.; . -. „„.. им. академика В. Н. Образцова

3 (71) Заявитель (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тяговым приводам транспортных средств, в частности к транспортным средствам, оенащенным газотурбинным и двигателями, и может быть использовано на железнодорожном и автомобильном транспорте.

Известен тяговый привод транспортного средства, содержащий первичный газотурбинный двигатель, включающий в себя турбины низкого, высокого и среднего давления, тяговый синхронный генератор, соединенный с валом турбины среднего давления, и тяговые асинхронные двигатели, подключенные к тяговому синхронному генератору И

Недостатком тягового привода является

>о, что происходит значительное снижение силы тяги в период пуска вследствие значительных потерь мощности в электричес«ой передаче переменного тока в период пуска. Это обстоятельство приводит к снин.ению провозной способности транспоргпого средства, например, когда транспортным средством является локомотив, что приводит к снижению веса состава, ведомого локомотивом.

Целью изобретения является увеличение силы тяги при пуске транспортного средства.

Поставлснпая цель достигается тем, что тяговый привод транспортного средства снабжен дополнительным синхронным генератором и преобразователем частоты, при ь э1ом дополнительный синхронный генератор соединен с валом турбины низкого давления, а его выход через преобразователь частоты соединен с силовыми обмотками тягового синхронного генератора.

На чертеже представлена принципиальная схема тягового привода транспортного средства.

Первичный газотурбинный двигатель 1, Рключающий в себя турбину 2 низкого давления, приводящую во вращение компрессор 8 низкого давления, турбину 4 высокого давления с камерой сгорания 5, приьодящую во вращение компрессор б высокого давления, и турбину 7 среднего давле20 ния, с валом которой соединен тяговый синхронный генератор 8. К выходу тягового синхронного генератора 8 подключены тяговые асинхронные двигатели 9. С валом турбины 2 низкого давления соединен дополнительный синхронный генератор 10, выход которого через преобразователь частоты 11 соединен с силовыми обмотками тягового синхронного генератора 8, например с началами фазных обмоток, при этом конЗ0 цы их являются выходом генератора.

835843

Тяговый привод транспортного средства

1 аботает следующим образом. Атмосферный воздух сжимается последовательно в компрессорах низкого 8 и высокого 6 давлеliiIH, затем сжатый воздух. поступает в камеру сгорания б, где подогревается за счет теплоты сгорания топлива. Горячие газы, гыходящие пз камеры сгорания 5, проходят пос.ледовательно турбину 4 высокого давления, приводящую компрессор б высокого давления, тяговую турбину 7 среднего давления, приводящую тяговый синхронньш генератор 8, и турбину 2 низкого давле.шя, приводящую компрессор 8 нпииззккоогго одавлсн,!H и дополш,тельный синхронный генератор 10. Мощность, развиваемая тяговой турбиной 7 среднего давления, передается тяговым синхронным генератором 8 на тяговые асинхронные двигатели 9. В период пуска транспортного средства в зоне малых час<от вращения тяговой турбинhl 7 среднего давления последняя пе может сработать располагаемый теплоперепад, что приводит к увелпченгпо располагаемого теплоперепада на турбипе 2 низкого давления. Увели.снпе располагаемого теплоперепада на турбпне 2 низкого давления приводит к ьоз нп кновснию избыточной мощности на валу турб..ны 2, избыточная мощность подается дополнительным синхронным генератором 10 па преобразователь частоты l l, где происходит преобразование электоичесА кои энергии опрсделсыных параметров в электрическую энергию, параметры которой совпадают с параметрамп электрической энергии тягового синхронного генератора 8.

ЭДС преобразователя частоты 11, совпадающая по фазе и частоте с ЭДС тягового синхронного генератора 8, складывается с последней и подается на тяговые асинхронные двигатели 9. Преобразователь частоты !

1 может быть выполнен либо как преобразователь частоты с непосредственной связью, либо как преобразователь с промежуточным звеном постоянного тока. Регулируя ток возбуждения тягового синхронного генератора 8 в зависимости от величины расхода топлива газотурбинным двигателем и требуемой пусковой силы тяги, устанавливают величину абсолютного скольжения тяговых асинхронных двигателей 9, регулируя ве.личину тока возбуждения дополни тельного синхронного генератора 10 в зависимости от требуемой пусковой силы тяги, устанавливают величину напряжения на тяговых асинхронных двигателях 9 в период пуска.

В связи с тем, что избыточная мощность, сниàåìàÿ с вала турбины низкого,д авлс ия, подается на тяговые асинхронные двигатели, появляется возможность увеличить

15 тяговое усилие транспортного средства в период пуска до величины, определяемой сцепными свойствами транспортного срвдства. Такое повышение силы тяги в периопуска приводит к увеличению провозной спо20 собности транспортного средства.

Формула изобретения

25 Тяговый привод транспортного средства, содержащий первичный газотурбинный двигатель, вк.лючающий в себя турбины низкого, высокого и среднего давления, тяговы". синхронный генератор, соединенный с ва30 лом турбины срсднсго давления, и тяговые асинхронные лвпг",òåëè, подключенные к тяговому синхронному генератору, о т л н. а ю шийся тем, To, с целью увеличения силы тяги при i!óñêå транспортного средЗ5 ства, он снабжен дополнительным синхрон. ны.;i генератором и преобразователем частоты, при этом дополнительный синхронный генератор соединен с валом турбины низкого давления, à его выход через преоб40 разователь частоты соединен с силовыми обмотками тягового синхронного генератора.

Источник информации, принятый го внимание при экспертизе:

45 1. Бартош E. Т. Газовая турбина на железнодорожном транспорте. M., «Транспорт», 1972, с. 72 (прототип).

835843

Составитель А. Лысяков

1(орректор С. Файн

Техред И. Пепчко

Гедактор Г Бельская

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 778/723 Изд. Ме 396 Тираж 449 Подписное

НПО «Поис<» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5