Устройство для импульсного регули-рования toka возбуждения сериесноготягового двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1)835853

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.06.79 (21) 2775542/24-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет — (43) Опубликовано 07.06.81. Бюллетень ¹ 21 (45) Дата опубликования опнса шя 27.07.81

Г:.(51) М.Кл з В 60 L 15108

Государственный комитет (53) УДК 621.316.718.5 (088.8) по делам изобретений и открытий

В. А. Мнацаканов, В. И. Кириллов, А. Я. Калиниченко, В. В. Малеев, В. М. Старовойтов, С. М. Андрианов н В. И. Кошлаков-Крестовский (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследователький институт вагоностроения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ

СЕРИЕСНОГО ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к устройствам для импульсного регулирования частоты вращения тяговых двигателей постоянного тока.

Известно устройство для импульсного регулирования тока возбуждения сериееного тягового двигателя, содержащее тиристорный регулятор, соединенный последовательно с фиксирующим резистором и через контактор связанный с зажимами обмотки возбуждения, и шунтирующий резис тор, подключенный параллельно фиксирующему резистору и тиристорному регуляторуИ

11едостатком известного устройства является то, что при широтно-импульсном регулировании тока возбуждения в зоне максимальной скважности работы тиристорного регулятора, когда нарушается устойчивость его работы, режим плавного регулирования тока возбуждения прекращается, степень ослабления поля резко уменьшается и возникает значительный бросок тока якоря. .Это обстоятельство объясняется существенной нелинейностью зависимости степени ослабления магнитного поля от скважности работы тиристорного регулятора.

Цель изобретения — расширение диапазона плавного регулирования тока Возбуждения.

Поставленная цель достигается тем, что

5 усгройство снабжено дополнительным контактором и резистором, лричем последний включен в цепь обмотки возбуждения и зашунтнрован дополнительным контактором.

На фиг. 1 изображена принципиальная

10 электрическая схема устройства; на фиг.

2 — график зависимости степени ослабления поля от скважности Х работы тиристорного регулятора.

Устройство содержит обмотки 1 2 яко15 рей н сведенные последовательно с ними обмоткн 3, 4 возбуждения тяговых двига1елей, подключенных к источнику б питания. Тнристорный регулятор б соединен последовательно с фиксирующим резистором

20 7 и соединен с зажимами обмоток 8, 4 через индуктивный шунт 8, контактор 9 и дополнительный рез|истор 10, шунтированный дополнительным конта ктором 11. Тнрнсторный регулятор б вместе с фиксирую25 .цнм резистором 7 шунтирован шунтирующнм резистором 12.

Кривая а но фиг. 2 характеризует работу тирнсторного регулятора тока возбужде..ня с дополнительным резистором 10 в

3о цепи обмоток 8, 4 возбуждения тяговых

835853 двигателей, кривая б — при шунтпрованни его дополнительным контактором 11.

Устройство работает следующим образом. После подключения контактором 9 цепи импульсного тиристорного регулятора 6

napaллельно обмоткам 8, 4 возбуждения ослабление поля характеризуется точкой А

íа участке АБ кривой а (фиг. 2). B npoпессе увеличения скважности Х работы тиристорного регулятора 6 до величины, .„„,-= ток обмоток 8, 4 возбуждения плавно уменьшается до минимально допустимого значения, определяемого точкой В на кривой а. После этого одновременно подаются команды на замыкание дополнительного контактора 11, шунтирующего дополнительный резистор 10, и на изменение скважности работы тиристорного регулятора 6 скачком с устойчиво реализуемой, по условиям коммутации тиристоров тиристорного регулятора 6 Величины Х.и д < 1 до Величины

Х = 1. Эти два процесса при определенных параметрах элементов устройства взаимно .компенсируют друг друга (адин из них приводит к увеличению, а другой — к уменьшению тока якоря), и система регулирования плавно, без скачкообразных изменений тока якоря, переходит в режим ослабления поля, характеризуемый точкой Г на кривой б, то есть коэффициент ослабления поля Р при этом не меняется и остается равным минимально допустимому по условиям коммутации двигателей значению. Возможны и другие алгоритмы перехода на величину скважности Х, равную единице в конце процесса регулирования.

Таким образом, в предлагаемом устройстве обеспечивается расширение диапазона плавного регулирования тока возбуждения от диапазона, определяемого точками ДЕ на кривой б и характеризуемого коэффипиентом относительного уменыпения тока

0,95 возбуждения Кв, = — 1,73 (см, 1 фиг. 2), до диапазона, определяемого точками ЛВ на кривой а и характеризуемого

0 82

0,28 коэффициентом- Кв, — — — 1,73 (см.

К в, чем — — -- = 1,7. Это существенно

Кв, улучшает регулировочные свойства привода, которые при прочих равных условиях

10 определяются отношением максимального и минимального коэффициентов ослабления поля, и повышает экономическую эффективность тягового привода в целом. Экономический эффект при использовании предлагаемого устройства получается за счет увеличения производительности объекта, на котором устанавливается тяговый привод с лучшими регулировочными свойствами.

20 Формула изобретения

Устройство для импульсного регулирования тока возбуждения сериесного тягового двигателя, содержащее тиристорный

25 регулятор, соединенный последовательно с фиксирующим резистором и через контактор, связанный с зажимами обмотки возбуждения, и шунтирующий резистор, под;ключенный параллельно фиксирующему реЗ0 зистору и тиристорному регулятору, о т л ич а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения диапазона плавного регулирования тока возбуждения, оно снабжено дополнительными контактором и резистором, причем зз последний включен в цепь обмотки возбуждения и зашунтирован дополнительным контактором.

Источники информации, принятые во

40 внимание при экспертизе:

1. Хоменко А, И., Рябцев Г. Г., Касаткин В. П. Тиристорно-импульсное регулирование возбуждения тяговых двигателей вагонов метрополитена. «Электричество», ¹ 6, 45 1971, с. 22 — 25 (прототип).

835853

Корректор С. Файн

Редактор Г. Бельская

Заказ 780/760 Изд. № 401 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Тнп, Харьк. фил, пред. «Патент»

ПЮ

РЯ

РГ

Составитель Н. Лысяков

Техред А. Камышникова