Шнековый движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<>835873
Союз Советских
Социалистических
Респуслнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.11.78 (21) 2690397/27-11
I 5I) М.Кл.з В 62 D 57,, 00
В 60 F3/00 с присоединением заявки—
Гасударственный комитет (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.06.81. Бюллетень № 21 (45) Дата опубликования описания 26.06.81 по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.037 (088.8) (72) Автор изобретения
П. А. Касьянов
Свердловский ордена Трудового Красного, Знамени „ горный институт им. В. В. Вахрушева, -I! „! ! ! !
I (71) Заявитель (54) ШНЕКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к машинам высокой проходимости с роторно-винтовыми движителями, передвигающимися по боло;у, рыхлому и мягкому грунту, по воде и, преимущественно, предназначенным для выполнения земляных работ на неосушенных участках.
Известен шнековый движитель с четырьмя винтовыми роторами, расположенными по углам рамы машины у которой каждая пара роторов, расположенных по диагонали, образует одну группу, а роторы противоположных групп имеют противоположное направление спиралей (11.
Ввиду малой опорной поверхности и больших габаритов в длину этот движитель неприменим для тяжелых землеройных машин (например, экскаваторов).
Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является другой известный шнековый движитель транспортного средства, содержащий раму с индивидуальными реверсивными приводами вращения для размещенных под ней параллельно в один ряд четырех винтовых роторов (2).
Недостатком этого шнекового движителя является то, что он имеет увеличенное сопротивление повороту, поскольку у каждого второго ротора направление момента, создаваемого тяговым усилием винта, не будет совпадать с направлением момента от окружной силы винтового ротора как катка.
5 Целью изобретния является уменьшение сопротивления повороту машины.
Поставленная цель достигается тем, что в шнековом движителе, содержащем раму с индивидуальными реверсивными приводамп вращения для размещенных под ней параллельно в один ряд четырех винтовых роторов, пары винтовых роторов спереди и сзади движителя установлены на концах качающихся балансиров, которые связаны приводами из поворота в вертикальной плоскости.
На фиг. 1 показан общий вид движителя (сверху) и поверхности контакта роторов с грунтом при повороте машины; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1 (при повороте машины против часовой стрелки); на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1 (при повороте машины против часовой стрелки); на фиг.
4 — то же, вид сбоку; на фиг. 5 — впд К фиг. 4.
25 Шнековый движитель имеет раму 1 с индивидуальными реверсивными приводами вращения для размещенных под рамой параллельно в один ряд четырех винтовых роторов 8, установленных попарно на концах качающихся балансиров 4, шарнирно соеди835873 ненных с рамой 1 и штоками гидроцилиндров 5, смонтированных на раме 1, причем попарно соединенные винтовые роторы 8 имеют противоположное направление спиралей б.
Работает шнековый движитель следующим образом.
Рама 1 посредством балансиров 4 опирается на винтовые роторы 8, которые приводятся во вращение реверсивными приводами вращения 2. При вращении всех винтовых роторов 8 в одном направлении они работают на катки, а машина движется в направлении, перпендикулярном продольным осям роторов. При вращении роторов
А и Д в одном направлении, а В и С в противоположном (фиг. 3) машина будет двигаться в направлении продольных осей роторов.
При вращении роторов В и Д по часовой стрелке, а А и С против (как показано на фиг. 3), шнековый движитель (фиг. 1) будет осуществлять поворот влево по стрелке Е, с изменением направления вращения всех роторов 8 на противоположное шнековый движитель будет поворачиваться вправо.
Включением гпдроцилиндров 5 балансиры 4, расположенные с одной стороны движителя, поворачиваются по часовой стрелке (фиг. 3), а расположенные с другой— в противоположном направлении (фиг. 2), посредством чего обеспечивается подъем одних концов винтовых роторов и опускание других. Опирание роторов на грунт в этом случае осуществляется поверхностями М, показанными на фиг. 1 штриховкой. Незаштрихованные концы роторов поднимаются над опорной поверхностью и не оказывают сопротивления повороту.
Установка винтовых роторов спереди и сзади на качающихся балансирах, снабженных приводами их поворота, позволяют уменьшить сопротивление повороту маши ны за счет вывода из контакта с грунтом тех половин опорных поверхностей роторов, у которых действие окружного усилия не
1Î совпадает с моментом тяговых усилий спиралей и направлением поворота машины.
Применение данного движителя имеющего примерно равные продольные и поперечпыс размеры, позволяет значительно умень15 шить его размеры и сопротивление повороту.
Формула изобретения
Шнековый движитель транспортного средства, содержащий раму с индивидуальными реверсивными приводами вращения для размещенных под ней параллельно в
25 один ряд четырех винтовых роторов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления повороту машины, пары винтовых роторов спереди и сзади движителя установлены на концах качающихся баЗО лансиров, которые связаны с приводами их поворота в вертикальной плоскости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 3396690, кл. 115-1, 1968.
2. Патент США № 3123039, кл. 115-1, 1964 (прототип).
835873
Составитель Д Аптер
Техред А. Камышникова
Корректор С. Файн
Редактор Л. Курасова
Тип. Харьк. фнл. пред. «Патент»
Заказ 7 4/
7 /702 Изд. № 400 Тираж 712 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретении и открыт ий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5