Устройство для цементирования потайныхколонн обсадных труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<»>836338
ОП ИСАНИЕ
ИЗОВВЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социалистических
Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву )ф 57 585 (22) Заявлено 30.07.79(21) 280527 /2: -03 с присоедииеиием заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 07.06.8l, Бюллетень J4 2l
Дата опубликования описаиия l0.06.8l (51)М. Кл.
E 2l В 33/l4
1ааударатааааыа каматат сесе ю аеааи кза5ратаний и атармай (53) УДК 622. .245.42 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. А. Новосилецкий, В. Ю.. Полишук и В. Д. Куртов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕМЕНТИРОВАНИЯ
ПОТАЙНЫХ КОЛОНН ОБСАДНЫХ ТРУБ
Му
Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для цементирования потайных колонн обсадных труб.
По основному авт. св. % 571585 известно устройство для цементирования потайных колонн обсадных труб, которое состоит из разъединителя с патрубком, поршня, разделительных пробок. Причем патрубок и поршень выполнены с боковыми окнами и поршень в патрубке разме- 1© авен над эластичной робкойИЗ.
Недостатком этого устройства является то, что при цементировании потайной колонны обсадных труб не представляется возможным пр именение нижних разде+ лительных пробок. Это снижает качество цементирования.
Бель изобретения - повышение качества нем ентирования.
Указанная цель достигается тем, что устройство для цементирования потайных колонн обсадных труб снабжено дополнительной пробкой расположенной в пат2 рубке и фиксатором положения поршня установленным между пробками, а в поршне над боковыми окнами выполнены дополнительные боковые окна на расстоянии от первых, равных величине хода поршня до фиксатора.
Такое выполнение устройства позволяет применять и верхнюю и нижнюю разделительные пробки, а наличие фиксатора положения поршня обеспечивает сигнализацию момента выталкивания нижней пробки из:устройства в потайную i колонну обсадных труб.
На фиг. l — устройство, общий вид, на фиг. 2 — то же, s момент выхода нижней пробки в обсадные трубы, на фиг. 3то же, в момент выхода верхней пробки в обсадные трубы.
Устройство для цементировании потайных колонн обсадных труб содержит патрубок 1, жестко соединенный с разделителем 2, на котором подвешена по тайная колонна 3 обсадных труб (хвостовик обсадных труб). Патрубок l имеет
338 4
1О
15 зо
25 зо
3 836 на конце буртик 4 для ограничения дви- . жения поршня 5, прикрепленный к патрубку
l среэным элементом 6. Верх поршня 5 выполнен в виде втулки 7. В поршне 5 имеется два яруса боковых окон 8 и 9, нижний из которых совмещен с боковыми окнами lO патрубка 4..
B патрубок l ниже поршня 5 цомеще ны эластичные разделительные пробки: верхняя 11 и нижняя l2. Между пробками ll. и l2 в патрубке l установлен фиксатор положения 5, ьыполненный в ви, де кольца l3, укрепленного среэными штифтами l4.
Устройство спускают в скважину на бурильных трубах l5. После промывки скважины в бурильные трубы спускают эластичную пробку 16, а после откачивания цементного раствора — пробку l7.
Устройство работает следующим образом.
После спуска потайной колонны 3 обсадных труб на требуемую глубину и промывки скважины в бурыльные трубы
15 вставляют эластичную пробку l6 (см. фиг. 2) и эакачивают цементный раствор до получения сигнала Стоп оповещающего, что эластичная пробка l6 зашла внутрь поршня 5 и перекрыла бо. ковые окна 8; Силой возросшего давления срезаются элементы 6 и поршень 5 опускается вниз до посадки на фиксатор положения l3. Опускаясь вниз, поршень 5 перемешает пробку 1 l на место нижней пробки 12, а последняя выталкивается в потайную обсадную колонну 3.
При этом боковые окна 9 поршня 5 вмая с a« oKH M la патрубка l, так как величина хода поршня 5 до фиксатора 13 равна расстоянию по высоте между ярусами боковых окон
8 и 9 поршня 5. жидкость до получения второго сигнала
Стоп (см. фиг. 3) указывающего на то, что пробка зашла в поршень 5 и перекрыла верхний ярус боковых окон 9, силой возросшего давле ия срезает элементы l4, крепяшие фиксатор l3 положения поршня 5. Последний опускается вниз вместо с фиксатором l3 до посадки на буртик 4.
Опускаясь вниз, поршень 5 выталкивает из патрубка l верхнюю разделительную пробку 1З внутрь потайной колонны 3.
При нижнем положении поршня 5 открываются боковые окна lo патрубка l u продавочная жидкость начинает поступать иэ внутренней полости устройства в кольцевое пространство между патрубком и обсадными трубами 3.
Под воздействием продавочной жидкости пробка ll. начинает двигаться по потайной колонне 3 до ее захода в упорное кольцо, о чем свидетельствует рез,кое повышение давления.
После окончания цементирования разъединитель 2 отсоединяют от потайной колонны 3 и устройство извлекают на бурильных трубах l5 из скважины. После соответствующей переборки устройство может быть использовано повторно, для чего нужно удалить вспомогательные пробки 16 и l7 и вставить внутрь па> трубка l разделительные пробки l 1и l2, Применение устройства позволяет улучшить качество крепления скважин потайными, колоннами, опускаемых как хвостовиками, так и секциями, Отсутствие осложнений при цементировании и надежное разделение цементного раствора на нижней границе от бурового раствора позволяет сократить затраты на крепление скважин потайными колоннами.
Формула изобретения
Через совместившиеся боковые окна 9 и lÎ цементный раствор начинает 45 поступать из внутренней полости устройства в кольцевой канал, образованный наружной поверхностью патрубка l u внутренней поверхностью потайной колонны 3. Под давлением цементного раствора нижняя разделительная пробка l2 начинает двигаться вниз дс ее захода внутрь упорного кольца. Для этого в компоновке обсадной колонны 3 применено упорное кольцо, позволяюшее применять и верхнюю и нижнюю пробки.
После откачивания цементного раствора в бурильные трубы вставляют эластичную пробку l7 и закачивают продавочную
Устройство для цементирования потайных колонн обсадных труб по авт. св.
M 57l585, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения качества цементирования потайной колонны, оно снабжено дополнительной эластичной пробкой, расположенной в патрубке, и фиксатором положения поршня, установленным между пробками, а в поршне над боковыми окнами выполнены дополнительн4е окна, на расстоянии от первых, равным величине хода поршня до фиксатора.
Источники ивформации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
М 57l585, кл. Е 2l В 33/l4, 1975.
836338
Составитель E. Молчанова
Редактор Т. Авдейчик ТехредА . Бабннец Корректор М. немчик
Заказ 2972/22 Тираж 627 Поднисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3O35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4