Способ испытания проката на сопротивлениерасслаиванию
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Il И С А Н И Е („,836552
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советски к
Социалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Зая влено 03.08.79 (21) 2817250/22 — 02 (51)М. Кл.
G 01 и 1/00
В 21 С Sl/00 с присоединением заявки М вЂ”
Веударетввииый кемитвт
СССР ие делам иэвбрвтвинй: и еткрытий (23) Приоритет (53) УД К621 771 2 .04.08(088.8) Опубликовано 07.06.81. Бюллетень М 21
Дата опубликования описания 07,06.81 (72) Авторы изобретения
В. Н. Дубров и В. Е. Кривошея (7l ) Заявитель
Липецкий политехнический институт (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПРОКАТА
НА СОПРОТИВЛЕНИЕ РАССЛАИВАНИЮ
Изобретение относится к области испытаний материалов на сопротивление разрушению и может быть использовано при контроле качест- ва, например стального листового проката в металлургическом производстве.
Расслаиванне проката — это вид нарушения его сплошности по плоскостям, параллельным свободным поверхностям листа. Одной из причин расслаивания является химическая неоднородность литых заготовок, в частности зональная ликвация углерода и серы, сохраняющаяся и в готовом прокате и известная как осевая ликвация.
Опасность расслоения листа в изделиях указывает на необходимость контроля готового проката. Поскольку осевая ликвация по интенсивности колеблется от плавки к плавке, то на металлургических заводах появляется необходимость контролировать все количество стали данной марки по признаку сопротивления споистому разрушению или расслаиванию.
Известен способ испытания листа, в котором определяется вязкость материала при разрушении ударным кручением в плоскости предполагаемого расслаивания (1).
Однако известный способ имеет недостаток: относительно сложная геометрия крутильного образца требует значительной по объему механической обработки, что препятствует внедрению известного способа испытания в практику контроля при массовом производстве проката.
Отсутствие же оператиыного способа испытаний проката на сопротивление расслаиванию снижает.эффективность контроля и ведет к экономическим потерям в народном хозяйстве.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности контроля качества проката при толщине листа менее 50 мм.
Эта цель достигается тем, что образец подвергают дуговому проплавлению вдоль зоны осевой ликвации с последующим измерением длины образующихся кристаллиэационных трещин. Длина трещины принимается за косвенный показатель сопротивления стальнрго листа расслаиванию.
На фиг. 1, 2 представлена схема вырезки образца для испытаний иэ листа, а также .его
3 83655 положение в процессе аргоно-дугового проплавления; на фиг. 3 — кривые для определения сопротивления расслаиванию. Здесь: 1 — испытуемый лист, 2 — образец для испытания, 3 — эона осевой ликвации в прокате.
Из испытуембго листа, согласно схеме, вырезается образец, ширина которого равна толщине листа. Зона осевои ликвации располагается, следовательно, вдоль образца. Образец укладывается на прокладку горизонтально 1р и проплавляется в аргоне электрической дугой без присадки. Режим проплавления (скорость, ток и напряжение на дуге) выбираются иэ условия полного проплавления, выполненного строго вдоль линии, совпадающей с осевой 15 зоной.
Известно, что при сварке узких полос с полным проплавлением в шве неизбежны кристаллизационные трещины (2).
Известно также, что с увеличением в шве zp содержания серы и углерода склонность стали к образованию кристаллизационных трещин возрастает (3).
Таким образом, концентрация ликвирующих элементов в осевой зоне проката определяет zs как сопротивление стали расслаиванию, так и ее сопротивление образованию трещин при сварке . Последнее можно измерить величиной длины образующей трещины. Следовательно, измеряя длину трещин при сварке, можно зю оценить сопротивление стали расслаиванию, например пользуясь предварительно построенным для стали данной марки графиком (фиг. 3), 2 4 связывающим прочность стали при расслаивании (по известному методу) и длину L (мм) горячих трещин. Испытания металла всех последующих плавок этой ма(ки стали сведутся только к вырезке образцов, их проплавлению с определением длины трещины L и к определению сопротивления стали по тарировочному графику (фиг. 3).
Формула изобретения
Способ испытания проката на сопротивление расслаиванию, заключающийся в деформировании до разрушения образцов, вырезаемых иэ листа поперек оси прокатки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения производительности массового контроля проката, образец подвергают аргоно-дуговому проплавлению по оси, совпадающей с зоной осевой ликвации, с последующим измерением образующейся кристаллизационной трещины, длину которой используют как косвенный показатель сопротивления расслаиванию.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке
У 2570030/25 — 28, кл. G 01 N 1/Р0, 1978.
2. Прохоров Н, Н., Орлов А. С., Прохоров Н. Н, "Сварочное производство", 1,970, и 12, с. 41.
3. Прохоров Н. Н. Горячие трещины при сварке. Машгиз, М., 195"
836552
4 uw mpegvier
Составитель Ю. Зарапин .
Техред И. Асталош . Корректор А. Гриценко
Редактор О. Иванова
Заказ 3106/33
Тираж 907
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г; Ужгород, ул. Проектная, 4