Устройство для обучения и контролязнаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик () ) )836649

4r

Ф (Sl) Дополнительное к авт. свир-ву— (5 l ) М. Кл. (22)Заявлено 05.07.79 (21) 2790949/18-24 с присоеринением заявки ЭЙ—

G 09 В.7/02

Гееударстееиимй кемитет

СССР пе делам иэебретеиий и етхрытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.06 ° 81- Бюллетень М 21

Дата опубликования описания 09 .06 . 8 1 (5З) УДК 681.3. .071(G88.8) В.Г. Шахтер, Л.И. Токмакова, В.N. Токмаков и В.П.Ильяшен о (72) Авторы изобретения

Дальневосточный ордена Трудового Краси политехнический институт им. В.В. Куйб

Ленина и ордена Трудового Красного Зна им. 50-летия СССР (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в качестве технического средства программированного обучения для расширения возможностей преподавателя при проведении контроля знаний обучающихся по линейной программе по различным учебным дисциплинам.

Известно устройство jl) содер" жащее блок формирования оценки, блок индикации верхнего набора ответа, блок цифровой сигнализации оценки, блок кодирования верного ответа, блок ввода ответов, блок памяти, блок анализа ответов. Блок кодирования верных ответов состоит из четырех десятикнопочных переключателей.

Недостатком такого кодирования является относительно небольшое число вариантов кодирования, а следовательно, имеется воэможность дешифрации верных ответов в процессе многократной эксплуатации одного и того же программированного материала.Наиболее близким по технической. сущности к изобретению является устройство Г2), содержащее блоки ввода ответов и программы, блоки кодирования и сравнения ответов, блоки памяти, индикации и оценки.

Однако функциональные возможности устройства ограничены тем, что не регламентируются и не осуществляются подсчет попыток и индикация Номера вопроса.

1S

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства и повышение точности контроля за счет уменьшения вероятности дешифрации ответов, расширения функциональных возможностей, повьппения качества контроля и обучения.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода программы обучения, пос36649 4

3 8 ледовательно включенные блок ввода ответов и блок кодирования, блок сравнения ответов, соединенный первым входом со вторым выходом блока ввода ответов, а. выходом — с первыми входами блока памяти и блока формирования оценки, выход которого подключен к первому входу индикатора оценки, введен счетчик ответов, первый элемент ИЛИ, блок ограничения времени ответа, индикатор номера вопроса, формирователь сигналов сброса и распределитель кодов, соединенный входами с соответствующими выходами блока ввода программы обучения и блока кодирования, а выходом— со вторым входом блока сравнения отВетовр счетчик ответов соединен первым выходом .с первым входом первого элемента ИЛИ, вторым выходом — с первым входом индикатора номера вопроса и вторым входом блока памяти, первым входом — с вторым выходом блока ввода ответов, третий выход которого подключен к первому входу формирователя сигналов сброса, второй вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход — со вторым входом счетчика ответов, третьим входом блока памяти, вторым входом блока формирования оценки и со входом блока ограничения времени ответа, подключенного выходом ко второму входу первого элемента ИЛИ, выход которого соединен со входом блока ввода ответов и со вторыми входами индикатора оценки и индикатора номера вопроса, третий вход которого подключен к выходу блока памяти. Блок ограничения времени ответа содержит переключатель и последовательно включенные генератор, ключ, два счетчика, элемент И и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним из входов ключа и выходом блока, входы счетчиков подключены ко входу блока, входы элементов И соединены с выходами переключателя.

На фиг. 1 и 2 дана структурная схема предлагаемого устройства.

Оно содержит блок 1 формирования оценки, индикатор 2 оценки, блока 3 .кодирования (правильного ответа), блок 4 ввода ответов, блок 5 памяти (правильных ответов), блок 6 срав- нения ответов, блок 7 ввода программы обучения, блок 8 ограничения времени ответа, счетчик 9 ответов, индикатор 10 номера вопроса, расS

45 пределитель )l кодов, формирователь

12 сигналов сброса, элемент 13.

Блок 8.состоит из переключателя

)4 {времени ответа), генератора 15, счетчиков )6 и 17> ключа 18, элементов И 19 и элемента ИЛИ 20.

Предлагаемое устройство работает как по жесткой, так и гибкой программе.

При работе по жесткой программе экзаменующемуся или обучающемуся выдается программированный материал (билет), в виде 5 или 10 вогросов с пятью ответами на каждый вопрос.

Форма этого программированного материала может быть любой.

В билете номера правильных ответов на поставленные вопросы соответствуют коду вариантов, заданному преподавателем. Обучаемый с помощью кнопочных переключателей набирает номер своего билета. После этого он поочередно набирает номера правильных ответов с помощью пяти кнопок ответов и одной кнопки "не знаю в блоке 4 ввода ответов. При нажатии любой кнопки сигнал "Попытка ответов" поступает в блок 3, разрешая переход к ответу на следующий вопрос, в счетчик 9 и далее подается в индикатор 1О ппя указания экзаменующемуся номера вопроса, на который следует ответить.

Одновременно при правильном ответе происходят запоминание номеров правильных ответов в блоке 5 и подсчет общего количества правильных (+1), неправильных (-1) ответов и ответов "Не знаю" (О ).

В блоке 8 с помощью переключателей устанавливается общее время ответа на все вопросы из расчета

2, 3, 4 или 5 мин на один вопрос.

Оставшееся время ответа высвечивается на табло. По истечении заданного времени в блоке 8 вырабатывается сигнал окончания программы. с

Сигнал окончания программы из блока 8 и сигнал из счетчика 9 поступают через элемент 13 на входы формирователя !2 и блока 4, где блокируются все входы устройства, кроме входа, предназначенного для сброса ключом, находящимся у преподавателя.

При этом в блоке 8 блокируется счетчик времени.

Блок 1 на основе подсчета числа правильных (+1),неправильных (-1) 8366 ответов и ответов "не знаю" (О ) производит формирование оценки 2, 3

4 или 5, которая затем высвечивается в индикаторе 2.

После поступления сигнала оконче5 ния программы иэ блока 5 в индикатор 1О в последнем высвечиваются номера вопросов, на которые даны правильные ответы. В блоке 4 предусмотрена блокировка от одновременного нажатия двух и более кнопо:. ответов. В этом случае

Ъ сигнал из блока 4 поступает в формирователь 12 и производит установку устройства в исходное состояние ° Фор- 15 мирователь 12 содержит две кнопки

"Сброс", одна из которых установлена на лицевой панели и позволяет испытуемому произвести установку машины в исходное состояние в процессе работы. Вторая кнопка "Общий сброс" позволяет произвести сброс только

1 ключом преподавателя. При этом сигнал сброса поступает на входы блоков

I 5, 8 и счетчика 9 и производит 2s установку устройства в исходное состояние.

По гибкой программе устройство .работает аналогично.

Предлагаемое устройство позволя- зр ет. значительно уменьшить .вероятно=ть дешифрации ответов за счет разделения кодирования на два элемента кодирования номера вопроса и кодирования ваРианта, расширить функциональные возможности за счет обеспечения работы машины по двум видам программы: гибкой и жесткой и повысить качество контроля и обучения за счет введения блока ограничения времени отве- 40 тов, что позволяет поставить проверяемых в одинаковые условия при контроле знаний.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода программы обучения, зо последовательно включенные блок ввода ответов и блок кодирования, блок сравнения ответов, соединенный первым входом со вторым выходом блока ввода ответов, а выходом — с первыми вхо- 55 дами блока памяти и блока формирова49 6 . ния оценки, выход которого подключен к первому входу индикатора оценки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидакгических возможностей усгройства и повышения точности контроля, оно содержит счетчик ответов, первый элемент ИЛИ, блок ограничения времени ответа, .

f индикатор номера вопроса, формирователь сигналов сброса и распределитель кодов, соединенный входами с соответствующими выходами блока ввода программы обучения и блока кодирования, а выходом — со вторым входом блока сравнения ответов, счетчик ответов соединен первым выходом с первым входом первого элемента ИЛИ, вторым выходом — с первым входом индикатора номера вопроса и вторым входом блока памяти, первым входсм — с первым выходом блока ввода ответов, третий выход которого подключен к первому входу формирователя сигналов сброса, второй вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход — со вторым входом счетчика ответов, третьим входом блока памяти, вторым входом блока формирования оценки и со входом блока ограничения времени ответа, подключенного выходом ко второму входу первого элемента ИЛИ, выход которого соединен со входом блока ввода ответов и со вторыми входами индикатора оценки и индикатора номера вопроса, третий вход которого подключен к выходу блока памяти.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем блок ограничения времени ответа содержит переключатель и последовательно вклю-, ченные генератор, ключ, два счетчика, элементы И и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним из . входов ключа и выходом блока, входы счетчиков подключены ко входу блока, входы элементов И соединены с выходами переключателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 365727,, кл. G 09 В 7/00, 1971.

2. Авторскбе свидетельство СССР

Р 481061, кл G 09 В 7/00, 1974 (прототип).

836649

Заказ 3119/38 Тираж 484

ВНИИПИ Гсударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москвад Ж-35 Раушская наб.z д. 4/5

Подписное д

Филиал ППП "Патент", у. Ужгород ул. Проектная, 4

Составитель В. Карлов

Редактор Л. Утехина Техред И.Голинка Корректор С. Щомак