Ударный гаситель колебаний длянесущих конструкций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз СоветскихСоциалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

338032 (61) Дополнительное к авт. свид-ву,Ъ. (5l)M. Кл.

Е 04 В 1/98 (22) Заявлеио28,09 . 79 (21) 2823278/29-33 с присоединением заявки Ж (23) Приоритет

Онубликоваио 15.06.81. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 18.06,81

Гооуднротавнный комнтвт

СССР ао делам изобретений н отнрмтнй (53) У@К 699.84 (088.8) Б. Г. Коренев, В.. И. Сысоев и Э. И. Часов, (72) Авторы изобретения

Ордена Трудового Красного Знамени центрцщ цый научно-исследовательский институт строительных конструкций им. В. Л. Кучеренко (71) Заявитель (34) УДАРНЫ14 ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ НЕСУЩИХ

КОНСТРУКЦИЙ

Изобретение относится к строительству и предназначено для гашения колебаний фундаментов машин и других массивных сооружений.

Известен ударный гаситель колебаний для несущих конструкций, включающий массу в виде маятника или шара, периодически соударяющуюся с конструкцией Г1).

Недостатком ударного гасителя колебаний является то, что лри изменении частоты колебаний конструкции гаситель колебаний оказывается не настроенным, вследствие чего снижает15 ся эффективность .его действия.

Изв ес тен ударный гаси тель колебаний, включающий массу, периодически соударяющуюся с основной системой (23.

Недостатком этого гасителя является невысокая эффективность его действия из-за того, что гри изменении частоты колебаний основной системы, гаситель оказывается не настроенным.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является ударный гаситель колебаний для несущих конструкций, включающий массу с удар- никами, установленную с возможностью перемещения на криволинейных направ-. ляющих и бойные асти, расположенные

) с зазорами по обе стороны массы Г31.

Недостатком этого устройства является то, что при изменении частоты колебаний несущей конструкции гаситель оказывается не настроенным, вследствие чего снижается эффект его дейс твия.

Цель изобретения — автоматическое сохранение настройки гасителя при изменении частоты колебаний несущей к онс трук ции.

Поставленная цель достигается тем, что ударный гаситель колебаний для несущих конструкций, включающий массу с ударниками, установленную с возможностью перемещения на криволинейт ных направляющих>и бойные части, рас838032 4

50 положенные с зазорами по обе стороны массы, снабжен приспособлением для изменения зазора и синхронным двигателем, при этом приспособление имеет составной вал с, храповиками и на од5 ном из его концов смонтированы центробежные регуляторы с подвижными муфтами, а одна из бойных частей выполнена подвижной, со скосом рабочей поверхности и кольцевыми пазами, в 10 которых размещены подвижные муфты регулятора.

На фиг. 1 изображен ударный гаситель колебаний для несущих конструкций двухстороннего действия с элект-,5 рическим синхронньм двигателем; на фиг. 2 — схема установки ударного гасителя колебаний в фундаменте машины; на фиг. 3 — ударный гаситель колебаний для несущих конструкций двух- 20 стороннего действия с механическим синхронным двигателем.

Ударный гаситель включает массу

1 с ударниками 2, криволинейные на,правляющие 3, неподвижную бойную

25 часть 4, подвижную бойкую часть 5 со скосом 6 рабочей поверхности и кольцевыми пазами 7, направляющие ролики 8, массы 9 и 10 центробежных регуляторов, подвижные кольцевые муфты 11, входящие в кольцевые пары 7, неподвижные муфты 12 и 13, закрепленные на валах 14 и 15 и соединенные с бойной частью 5 пружинами 16, хра— повик 17, сидящий на валу 18, имеющем упор 19, храповик 20, сидящий на валу 18, имеющий направление действия противоположное направлению действия храповика 17, вал 21, соединенный с валом 18 муфтой 22, шестерню 23, <0 шестерню 24 с подшипниками 25, сателлиты. 26, встроенные в шестерню

24, коническую шестерню 27, сидящую на валу 28, соединенным с валом машины, коническую шестерню 29, сидя- 45 щую на валу 30, синхронный двигатель

31 вращающийся в сторону,противоположную направлению Ъращения вала 28, соединенный с валом 30 муфтой 32.

Гаситель монтируют в корпусе 33 и помещают например в фундаменте 34 машины 35, связанном упругими элементами 36 с основанием 37, Устройство работает следующим образом .

При номинальном числе оборотов вала 28 машины, совпадающем с числом оборотов двигателя 31, щестерни

27 и 29 вращаются в противоположные стороны с одинаковой скоростью и поэтому шестерня 24 и все остальные детали гасителя остаются неподвижными, а бойная часть 6 находится в среднем положении, при котором ударник 2 массы 1 гасителя соударяется с серединой скоса 6 рабочей поверхности .бойной части 5. В этом режиме ударный гаситель колебаний гасит колебания фундамента 34 при среднем расчетном зазоре между массой

1 и бойными частями 4 и 6. При уве— личении или уменьшении числа. оборотов вала 28 машины шестерни 27 и 29 вращаются с разными скоростями и поэ-, тому начнет. вращаться шестерня 24 со скоростью, равной полуразности их скоростей вращения, Начнут вращаться шестерня 23, валы 21 и 18. При увеличенном числе оборотов вала 28 машины, храповик 17 приводит в действие вал 14 и находящийся на нем

3 г центробежный регулятор с массой 9, всиедствие чего, с помощью левой кольцевой муфты ) 1 бойнаЯ часть 5 сдвинетсЯ влево и уменьшит зазор между бойными частями 4 и 5, При уменьшенном числе оборотов вала 28 машины, храповик 20 приводит в действие вал 15 и находящийся на нем центробежный регулятор с массой 10, вследствие чего с помощью правой кольцевой муфты 11 бойная часть 5 сдвигается вправо и увеличивает зазор между бойными частями

4 и 5. При увеличенном или уменьшенном числе оборотов вала 28 ударный гаситель колебаний гасит колебания фундамента 34 при уменьшенном или увеличенном. зазоре между массой 1 и бойными частями 4 и 5, который в каждом случае также будет расчетным, обеспечивающим его настройку.

Такое конструктивное решение ударного гасителя колебаний позволяет эффективно гасить колебания фундаментов машин и других массивных конструкций при переменной частоте вращения машины.

Ударный гаситель колебаний для несущих конструкций может иметь вместо синхронного двигателя 31 шестерню

38, сидящую на валу 39, шестерню 40, сидящую на валу 41, конический вал 42, имеющий с одной стороны универсальный шарнир с крестовиной 43, а с другой — упругую опору 44, шкив 45, соединенный, передачей 46 с валом 42, ормула изобретения

838032 6

5 уф Замена синхронного двигателя на на подвижной шлицев ой муфте акое приспособление ако в гасителе коле-. сндящии на с массой тако ст ций решает7 центробежного Регулятора с ма ф 49 которого устехнико-экономических

48 неподвижная муч та

1 с ся на основе т конкретном тановлена на валу 50 соединенным

Ф соо р б аженнй и в каждом валом Родольные

47 скрепы в зьне действия муфты шли цы з инена ленным с шестерней 27, и соед

51 с подвижной муфтои 4 пружинои с я он я

При таком выполнении гасителя

10 Ударныи г аситель колебании дл работает следующим р об азом. несущих конструкци н и включающий масПри ном

П оминальном числе оборотов с с ударник никами установленную с воэег лятор 48 у я на криволинейных

« машины центробежный р у можностью.перемещени уфт 47 в среднее по- мож бойные части, распоустанавливает муфту направляющих, и ои ом передаточное и по обе стороны ложение, при которо на конически и 1 оженные с зазорам ло ийся тем, отношение со шкива 45 на е ню массы, о т л и ч а ю щ вал л с ал 4л и с шес ал 2 стерни 40 на шестерню массы, е о с целью ав ав тома тич еск ого с охра38 б спечивает вращение е шестерен 27 что, я п и измеоны с нения н астройки гасителя р с ей кон29 отивоположные стороны оты колебаний несущ все ненни часто испособаковой скоростью и поэтому гаситель снабжен при одинаковои ск я остаются 20 струкцнн, гасит азо а и синхосталь ьные.детали гасителя ос о" — лением для изменения зазора бойная часть 6 наем при этом присп ем особнеподвижными, а о"

И н ронным двигателем, х аповикаходится в среднем положении. Ирн ление имеет составной вал с храпови еньшении числа обоз его концов смонтиувеличении или умен ми и на одном из его подотов центробежныи р у ег лятор сдвигает рованы центроб ежны р

Зе егуляторы с рот муфту 47 влево или вправо, вследст3ыми муфтами, причем д

3ыми, .с на из бойе едача передвигает- вижными а подвижной со сковн не чего ременная пере или в м ных а п частей выполнена п или вправо по коническо у и поверхности и кольц евыми ся влево или в ая об- сом рабоче пов

ы по вижные валу ч2, умень ч2, шая или увеличивая н пазами, в которых размещены под щее и ередаточное число н на шестерню сте ни 27 30 „ ты регулятора. а ии.

38. Рез

8. В ультате этого шестер

Источники информац ными скоростями ние при экспертиз ни р е и 29 вращаются с разным шестерня при нятые ао внимани р и поэтому начнет вращаться

1. Патент Великобритани и

24 со скоростью, равной рази ой азности их е. оенной У 469864, опублик ° 1935., скоростей вращения т.е. удв

2. Патент США )) 1735)4, скорости приращения числа оборотов аналогич- кл. 188-1, опубл блик. 1965. машины. Даль н

Д ейшее действие аналогич еля °

0 1959. но предлагаемо

26692 as . К 16 F 13/0, У 1 .с синхронным двигателем.

838032 фиГ. 2

Фме, 3

Составитель Н, Павлова

Редактор Н. Воловик Техред Н. Ковалева Корректор Е, Рошко

Заказ 4374/40 Тираж 765 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4