Упругая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ ""8З
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное н авт. свид-ву(22) Заявлено 0709.79 (21) 2816859/25-2 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (51)М. Кл З
F 16 D 3/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано 15.06.81. Бюллетень 1 1о 22 (53) УДК 621. 825.
7 (088. 8) Дата опубликования описания 1506.81 (72) Авторы изобретения
О Н "нтонов В И Кочетков и Г М Яку 9цич ! (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам, соединяющим валы.
Известны упругие муФты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, между выступами которых установлены цилиндрические винтовые пружины, контактирующие с выступами полумуфт через шарнирные сухари (1) .
l0
Недостатками таких муфт является невысокая амортизационная способность, а также небольшие углы закручивания, не превышающие Зо
Наиболее близкой к предлагаемому является упругая муфта, содержащая 1з ведущую полумуфту с профилированными кулачками, ведомую полумуфту и пружинный элемент, поджимающий ведущую. полумуфту к ведомой, (2).
Недостатками известной муфты явля- 2О ется невысокая амортизационная и демпфирующая способности.
Цель изобретения — увеличение амортиэационнОй и демпфирующей способностей муфты.
Указанная цель достигается тем,что муфта снабжена профилированными вкладышами,ведомая полумуфта выполнена в виде кожуха с внутренними шлицами, входящими в зацепленйе со шлицами ко- ЗО жуха, пружинный элемент выполнен в виже пакета внутренних и наружных клиновых колец, размещенных вдоль оси муф-. ты между торцовыми поверхностями обойм и кожуха,. в полости, образованной обоймами, размещены профилированные вкладыши и кулачки ведущей полумуфты, причем контактные поверхности кулачков и вкладышей выполнены винтовыми.
Кроме того, полость кожуха заполнена охлаждающей жидкостью, а клиновые кольца пружинного элемента выполнены с ребрами охлаждения и с отверстиями для циркуляции охлаждающей жидкости.
На фиг. 1 изображена упругая муфта, осевой раз1зеэ; на фиг. 2 — ведущая полумуфта.
Упругая;муфта содержит закрепленную на валу двигателя ведущую полумуфту 1 с профилированными кулачками
2, контактные поверхности которых выполнены винтовыми (соответственно правого и левого вращения) с углом лодьема, например, 9, ведомую полумуфту, выполненную в виде двухсекционного ,кожуха 3 с внутренними шлицами 4, бо ковых обойм 5 с наружными шпицами 6, входящими в зацепление со шлицами 4 кожуха 3, а также пружинный элемент, 838135 состоящий из внешних 7 и внутренних
8 пружинных клиновых колец, соединенных между собой конусными поверхностями со взаимным перекрытием. В полостях 9 -обойм 5 жестко закреплены профилированные вкладыши 10, контактные поверхности которых, примыкающие к кулачкам 2, выполнены винтовыми (соответственно правого и левого вращения), и размещены кулачки 2 ведущей полумуфты 1. Обе секции кожуха З,стягивающие пакеты кольцевых пружин, состоящие из колец 7 и 8, установлены с предварительным натягом на ступице ведущей полумуфты 1 через промежуточные втулки 11 и скрепляются между собой болтами 12. Секции кожуха 3 имеют на наружной поверхности ребра охлаждения 13.На торце кожуха 3 имеется шлицевой венец 14 для передачи крутящего момента на привод. Для центровки пружинных пакетов имеются оправки 20
15,закрепленные на кожухе 3 ведомой полумуфты. 70-80% внутренней полости муФты заполняет жидкая смазка для трущихся частей муфты, которая является одновременно охлаждающей жидкос- 5 тью. Для герматизации внутренней полости муфты установлены уплотнения
16 и 17. Клиновые кольца пружинного элемента снабжены ребрами охлаждения
18 и отверстиями 19 для циркуляции охлаждающей жидкости.
Муфта работает следуюшим образом.
При нагружении муфты ведущая полумуфта 1 закручивается двигателем,раздвигая при этом кулачками 2 в противоположные стороны по внутренним шлицам 4 боковые обоймы 5, содержащие шлицы 6. При движении вдоль оси муфты боковые обоймы 5 сжимают пакеты пружинных колец 7 и Ц. С увеличением угла закручивания ведущей полумуфты 40
1 нагрузка на пружины возрастает,сле-, довательно, возрастают и силы трения между контактными винтовыми поверхностями ведущей полумуфты 1 и боковых обойм 5, сцепленных своими шлицами б с внутренними шлицами 4 кожуха 3.
По мере возрастания нагрузки силы трения стремятся. выравняться. В конце закрутки силы трения равняются с величиной окружного усилия ведущей полумуфты и угловые скорости обеих полумуфт выравниваются.
Экономическая эффективность изобретения состоит, с одной стороны, в увелиФейии амортизационной способ< ности муфты в период .пуска, останова и воздействия ударных нагрузок за счет большой податливости муфты.Муфта имеет возможность упруго деформироваться на угол 60 в окружном направлении. Такая податливость .снижа- Щ ет в десятки раз напряжения в приводе нри воздействии на него ударных нагрузок. Снижение ударных напряжений IIosволяет увеличить надежность работы привода или снизить вес его деталей, сделать их менее габаритными и более легкими. С другой стороны, в такой муфте снижаются напряжения, вызываемые резонансными режимами работы привода, в связи с наличием повышенного трения между элементами муфты, приводящего к значительной диссипации энергии кслебаний. Рассеиваемая энергия превращается в тепло, которое эффективно отводится от деталей муфты за счет ребер охлаждения на поверхностях пружинных колец. В результате рассеивания энергии колебаний снижаются напряжения в приводе, особенно в режимах резонанса или вблизи последнего.
Таким образом, надежность привода возрастает в этом диапазоне рабочих режимов привода, что очень важно в авиационном стендо-исследовательском оборудовании, которое работает в очень широких диапазонах окружных скоростей и динамических нагрузок.
Формула изобретения
1. Упругая муфта, содержащая ведущую полумуфту с профилированными кулачками, ведомую полумуфту и пружинный элемент, поджимающий ведущую полумуфту к ведомой, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью увеличения амортизационной и демпфирующей способностей, она снабжена профилированными вкладышами, ведомая полумуфта выполнена в виде кожуха с внутренними шлицами и двух обойм с наружными шлицами, входящими в зацепление со шлицами кожуха, пружинный элемент выполнен в виде пакета внутренних и наружных клиновых колец, размещенных вдоль оси муфты между торцовыми поверхностями обойм и кожуха,в полости, образованной обоймами, размещены профилированные вкладыши и кулачки ведущей полумуфты, причем контактные поверхности кулачков и вкладышей выполнены винтовыьы .
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что полость кожуха заполнена охлаждающей жидкостью, а клиновые кольца пружинного элемента выполнены с ребрами охлаждения и с отверстиями для циркуляции охлаждающей жидкости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Орлов П.И . OcHosbI конструирования. М., Машиностроение, 1977, т. 1, с. 572, р.414.
2. Поляков В.С,, Барбаш И.Д. Муфты. М,-Л., Машгиз, 1955, с.206, р.136.
/б
Составитель Т.Янова
Техред Н.Бабурка Корректор Н.Бабинец
Редактор К.Волощук
Заказ 4385/45 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4